Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование интереса к историческому прошлому России через проектную деятельность

Спецвыпуск
Поделиться
Библиографическое описание
Кубракова, Е. В. Формирование интереса к историческому прошлому России через проектную деятельность / Е. В. Кубракова, И. Г. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 11 (92). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/308/10614.


Сегодня проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается все чаще и чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача — как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к явлениям общественной жизни.

Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Использование технологии проектирования помогает педагогам в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка.

Данный проект был разработан на основе, интересующего детей вопроса: чем занимались солдаты между боями, как складывался их быт. Ведь война, это не только бесконечные сражения, артобстрелы или бомбардировки. Рано или поздно орудия замолкали, и солдатам предоставлялись редкие часы отдыха и спокойствия. Так как же проводили свой досуг бойцы в перерывах между боями Великой Отечественной войны? Ребята проявили интерес к быту наших защитников отечества в ВОВ. Поэтому было принято решение обратится к источникам информации и разработать информационно-исследовательский проект «Когда молчат пушки».

Жизнь советского солдата времен Великой Отечественной войны была наполнена тяжелейшими испытаниями, постоянными опасностями и стрессовыми ситуациями. Однако даже в самые напряженные периоды сражения наступали короткие передышки, когда бойцы могли отдохнуть и немного отвлечься от ужасов фронта. Именно этот временной промежуток заслуживает особого внимания исследователей, поскольку позволяет лучше понять психологию и повседневную жизнь советских воинов тех суровых лет.

В рамках данного проекта были рассмотрены вопросы фронтового отдыха и быта военнослужащих действующей армии (РККА) в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (в том числе и воинов Сталинградской битвы), а также вопросы о значительном влиянии специфики отдыха и досуга на боеспособность частей и соединений Красной Армии и на исход войны в целом на основе реальных фотографий, музейных исследований мемуарных и архивных источников ВОВ 1941–1945 гг.

Цель проекта:

— патриотическое воспитание старших дошкольников в рамках победы советского народа в ходе ВОВ.

Задачи проекта:

— знакомство старших дошкольников с организацией бытовой жизни советских воинов в ходе ВОВ 1941–1945гг.;

— знакомство старших дошкольников с видами досугов воинов в годы ВОВ в том числе и в ходе Сталинградской битвы в условиях фронтовой и окопной жизни (настольных играх, которые были популярны в период Великой Отечественной войны;

— развитие интереса у старших дошкольников к военным играм 1941–1945гг. («Шах-бой»)

— организация просветительской работы с родителями воспитанников по вопросам патриотического воспитания детей 6–7 лет (посещение мест боевой славы г. Волгограда в годы ВОВ 1941–1945гг.-Волгоградский музей «Память» онлайн-проекта «Экскурсия на дом»).

Тип проекта:

по методу: информационно-исследовательский, игровой;

по характеру содержания : «Ребенок и общество: героические страницы истории России» (ВОВ 1941–1945гг.)».

по характеру участия : ребенок — субъект проектирования;

по характеру контактов: внутри МДОУ д/с № 61

по количеству участников : коллективный;

по продолжительности реализации : краткосрочный.

Целевая аудитория : дети дошкольного возраста 6–7 лет

Участники проекта :

— старшие дошкольники 6–7 лет МДОУ д/с № 61; воспитатели, родители.

Предполагаемый результат:

У детей сформированы представления о быте и досуге советских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Продукт проектной деятельности:

Альбом «Когда молчат пушки»

Военная игра «Шах-бой»

Этапы реализации проекта:

1. Организационный этап разработка плана проведения проекта «Когда молчат пушки», подбор художественной литературы, разработка презентаций, работа с семьями воспитанников.

Цель: исследовать различные источники и подобрать необходимый информационный материал для проекта.

2. Основной этап:

проведение познавательной деятельности с воспитанниками МДОУ д/с № 61:

— участие педагогов, воспитанников, родителей в совместной практической деятельности.

Цель: познакомить воспитанников с бытом и досугом солдат в ВОВ 1941–1945 гг.

3. Заключительный этап:

— подведение итогов и оформление фотоотчета проекта;

— изготовление игры «Шах-бой» и проведение группового турнира по игре в шах-бой среди старших дошкольников;

Цель: систематизация знаний, полученных во время проекта

Система и последовательность проведения проекта включает в себя два блока:

Задачи

Основное содержание

Будни солдата между боями

На основе реальных фотоматериалов 1941–1945г познакомить старших дошкольников с организацией фронтового отдыха и быта советских воинов в годы ВОВ.

— просмотр презентации «Когда молчат пушки»;

— экскурсия выходного дня (с родителями в музеи, либо места боевой славы);

— беседы: «Быт солдат между боями», «Ожившие письма»;

— музыкальная гостиная «Песни военных лет»;

— оригами «Письма с фронта»;

Итоговое мероприятие

Военно-полевая игра «Мы солдаты»

«Военные игры: во что играли красноармейцы в окопах Сталинграда?» (Игра «Шах-бой»)

На основе реальных фотоматериалов 1941–1945гг. познакомить дошкольников военными играми ВОВ.

— онлайн-экскурсия «Военные игры» по Волгоградскому музею «Память»;

— создание игры «Шах-бой»;

— беседа «Фигуры и правила»;

Итоговое мероприятие

Турнир групповой игры «Шах-бой»

Родители стали активными участниками проекта, вместе с детьми и воспитателем искали нужную информацию в интернете, книгах, альбомах. Вся собранная информация была оформлена в презентации и альбом «Когда молчат пушки».

Интересным мероприятием стала военно-полевая игра «Мы солдаты», выполнение разных заданий позволило ребятам погрузится в прошлое.

Не менее интересным событием для ребят стало создание адаптированной версии игры «Шах-бой». Создавали ее из подручных средств: изготовили поле, подобрали подходящие фигуры, окрасили их в соответствующие цвета. Конечно, родители не остались в стороне и очень помогли.

Игровое поле в «Шах-бое» (игра создана советским рабочим Александром Юргелевичем в 1933 г.) вдвое больше классического, при этом имеет крестообразный вид: по углам четыре пустых квадрата. Фигуры выстроены в три ряда. Впереди двумя шеренгами стоят бойцы — это аналог пешек. Но в середине второго ряда притаился танк. Наконец, сзади вместо короля — штаб. На клетке ферзя приземлился самолет. Позиции слонов отданы пулеметам, а ладьи уступили место пушкам. Ребята изучали фигуры, правила игры, отметили ее сходство с игрой «Шахматы». Итоговым мероприятием стал турнир между командами в группе. На поле развернулись настоящие военные баталии, но в итоге победила дружба.

В ходе проекта воспитанники узнали о быте советских военных: об обмундировании, ремонте снаряжения, приготовлении пищи, особенностях досуга. Познакомились с разнообразием военных игр. Исследовательский проект позволил понять, как и где можно найти необходимую информацию и погрузиться в историческое прошлое нашей Родины. Родители оказали большую помощь в реализации проекта, помогая ребятам узнавать новую информацию и делиться ею со сверстниками.

Бытовые условия и повседневные заботы фронтовиков времен Великой Отечественной войны были непростыми, однако именно в моменты затишья проявлялись истинные черты характера и человеческого достоинства солдат. Эти незначительные эпизоды повседневной жизни оказывали огромное влияние на моральный настрой армии, способствуя сохранению боеспособности и уверенности в победе над врагом.

Знание и понимание особенностей фронтовой жизни помогает нам лучше оценить подвиг наших предков, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины.

Литература:

1. Евдокимова Е. С., Молоканова О. И. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград. Издательство «Перемена», 1996 г

2. https://fishki.net/1434109-soldatskij-byt-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html © (дата обращения 18.11.2025)

3. Материалы проекта «Экскурсия на дом» (Волгоградский музей «Память») https://stalingrad-battle.ru/about/about-museum-inner/2304/ (дата обращения 18.11.2025)

4. «Ожившие письма» — 78 весточек с фронта к 78-й годовщине Сталинградской битвы» / Текст: электронный // realnoevremya.ru — URL: https://realnoevremya.ru/articles/201756-muzey-pobedy-opublikoval-78-pisem-stalingradcev (дата обращения 18.11.2025)

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный