Сегодня проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается все чаще и чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача — как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к явлениям общественной жизни.
Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Использование технологии проектирования помогает педагогам в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка.
Данный проект был разработан на основе, интересующего детей вопроса: чем занимались солдаты между боями, как складывался их быт. Ведь война, это не только бесконечные сражения, артобстрелы или бомбардировки. Рано или поздно орудия замолкали, и солдатам предоставлялись редкие часы отдыха и спокойствия. Так как же проводили свой досуг бойцы в перерывах между боями Великой Отечественной войны? Ребята проявили интерес к быту наших защитников отечества в ВОВ. Поэтому было принято решение обратится к источникам информации и разработать информационно-исследовательский проект «Когда молчат пушки».
Жизнь советского солдата времен Великой Отечественной войны была наполнена тяжелейшими испытаниями, постоянными опасностями и стрессовыми ситуациями. Однако даже в самые напряженные периоды сражения наступали короткие передышки, когда бойцы могли отдохнуть и немного отвлечься от ужасов фронта. Именно этот временной промежуток заслуживает особого внимания исследователей, поскольку позволяет лучше понять психологию и повседневную жизнь советских воинов тех суровых лет.
В рамках данного проекта были рассмотрены вопросы фронтового отдыха и быта военнослужащих действующей армии (РККА) в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (в том числе и воинов Сталинградской битвы), а также вопросы о значительном влиянии специфики отдыха и досуга на боеспособность частей и соединений Красной Армии и на исход войны в целом на основе реальных фотографий, музейных исследований мемуарных и архивных источников ВОВ 1941–1945 гг.
Цель проекта:
— патриотическое воспитание старших дошкольников в рамках победы советского народа в ходе ВОВ.
Задачи проекта:
— знакомство старших дошкольников с организацией бытовой жизни советских воинов в ходе ВОВ 1941–1945гг.;
— знакомство старших дошкольников с видами досугов воинов в годы ВОВ в том числе и в ходе Сталинградской битвы в условиях фронтовой и окопной жизни (настольных играх, которые были популярны в период Великой Отечественной войны;
— развитие интереса у старших дошкольников к военным играм 1941–1945гг. («Шах-бой»)
— организация просветительской работы с родителями воспитанников по вопросам патриотического воспитания детей 6–7 лет (посещение мест боевой славы г. Волгограда в годы ВОВ 1941–1945гг.-Волгоградский музей «Память» онлайн-проекта «Экскурсия на дом»).
Тип проекта:
— по методу: информационно-исследовательский, игровой;
— по характеру содержания : «Ребенок и общество: героические страницы истории России» (ВОВ 1941–1945гг.)».
— по характеру участия : ребенок — субъект проектирования;
— по характеру контактов: внутри МДОУ д/с № 61
— по количеству участников : коллективный;
— по продолжительности реализации : краткосрочный.
Целевая аудитория : дети дошкольного возраста 6–7 лет
Участники проекта :
— старшие дошкольники 6–7 лет МДОУ д/с № 61; воспитатели, родители.
Предполагаемый результат:
У детей сформированы представления о быте и досуге советских солдат в годы Великой Отечественной войны.
Продукт проектной деятельности:
Альбом «Когда молчат пушки»
Военная игра «Шах-бой»
Этапы реализации проекта:
1. Организационный этап — разработка плана проведения проекта «Когда молчат пушки», подбор художественной литературы, разработка презентаций, работа с семьями воспитанников.
Цель: исследовать различные источники и подобрать необходимый информационный материал для проекта.
2. Основной этап:
— проведение познавательной деятельности с воспитанниками МДОУ д/с № 61:
— участие педагогов, воспитанников, родителей в совместной практической деятельности.
Цель: познакомить воспитанников с бытом и досугом солдат в ВОВ 1941–1945 гг.
3. Заключительный этап:
— подведение итогов и оформление фотоотчета проекта;
— изготовление игры «Шах-бой» и проведение группового турнира по игре в шах-бой среди старших дошкольников;
Цель: систематизация знаний, полученных во время проекта
Система и последовательность проведения проекта включает в себя два блока:
|
Задачи |
Основное содержание | |
|
Будни солдата между боями |
На основе реальных фотоматериалов 1941–1945г познакомить старших дошкольников с организацией фронтового отдыха и быта советских воинов в годы ВОВ. |
— просмотр презентации «Когда молчат пушки»; — экскурсия выходного дня (с родителями в музеи, либо места боевой славы); — беседы: «Быт солдат между боями», «Ожившие письма»; — музыкальная гостиная «Песни военных лет»; — оригами «Письма с фронта»; |
|
Итоговое мероприятие |
Военно-полевая игра «Мы солдаты» | |
|
«Военные игры: во что играли красноармейцы в окопах Сталинграда?» (Игра «Шах-бой») |
На основе реальных фотоматериалов 1941–1945гг. познакомить дошкольников военными играми ВОВ. |
— онлайн-экскурсия «Военные игры» по Волгоградскому музею «Память»; — создание игры «Шах-бой»; — беседа «Фигуры и правила»; |
|
Итоговое мероприятие |
Турнир групповой игры «Шах-бой» | |
Родители стали активными участниками проекта, вместе с детьми и воспитателем искали нужную информацию в интернете, книгах, альбомах. Вся собранная информация была оформлена в презентации и альбом «Когда молчат пушки».
Интересным мероприятием стала военно-полевая игра «Мы солдаты», выполнение разных заданий позволило ребятам погрузится в прошлое.
Не менее интересным событием для ребят стало создание адаптированной версии игры «Шах-бой». Создавали ее из подручных средств: изготовили поле, подобрали подходящие фигуры, окрасили их в соответствующие цвета. Конечно, родители не остались в стороне и очень помогли.
Игровое поле в «Шах-бое» (игра создана советским рабочим Александром Юргелевичем в 1933 г.) вдвое больше классического, при этом имеет крестообразный вид: по углам четыре пустых квадрата. Фигуры выстроены в три ряда. Впереди двумя шеренгами стоят бойцы — это аналог пешек. Но в середине второго ряда притаился танк. Наконец, сзади вместо короля — штаб. На клетке ферзя приземлился самолет. Позиции слонов отданы пулеметам, а ладьи уступили место пушкам. Ребята изучали фигуры, правила игры, отметили ее сходство с игрой «Шахматы». Итоговым мероприятием стал турнир между командами в группе. На поле развернулись настоящие военные баталии, но в итоге победила дружба.
В ходе проекта воспитанники узнали о быте советских военных: об обмундировании, ремонте снаряжения, приготовлении пищи, особенностях досуга. Познакомились с разнообразием военных игр. Исследовательский проект позволил понять, как и где можно найти необходимую информацию и погрузиться в историческое прошлое нашей Родины. Родители оказали большую помощь в реализации проекта, помогая ребятам узнавать новую информацию и делиться ею со сверстниками.
Бытовые условия и повседневные заботы фронтовиков времен Великой Отечественной войны были непростыми, однако именно в моменты затишья проявлялись истинные черты характера и человеческого достоинства солдат. Эти незначительные эпизоды повседневной жизни оказывали огромное влияние на моральный настрой армии, способствуя сохранению боеспособности и уверенности в победе над врагом.
Знание и понимание особенностей фронтовой жизни помогает нам лучше оценить подвиг наших предков, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины.
Литература:
1. Евдокимова Е. С., Молоканова О. И. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград. Издательство «Перемена», 1996 г
2. https://fishki.net/1434109-soldatskij-byt-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html © (дата обращения 18.11.2025)
3. Материалы проекта «Экскурсия на дом» (Волгоградский музей «Память») https://stalingrad-battle.ru/about/about-museum-inner/2304/ (дата обращения 18.11.2025)
4. «Ожившие письма» — 78 весточек с фронта к 78-й годовщине Сталинградской битвы» / Текст: электронный // realnoevremya.ru — URL: https://realnoevremya.ru/articles/201756-muzey-pobedy-opublikoval-78-pisem-stalingradcev (дата обращения 18.11.2025)

