Проект «Мудрое наставничество «Внучата-нескучата» — заботливое воспитание патриотизма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Каширская, Ю. Н. Проект «Мудрое наставничество «Внучата-нескучата» — заботливое воспитание патриотизма / Ю. Н. Каширская, И. А. Сыворотка. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104983/ (дата обращения: 19.11.2024).



Мир изменился. Но патриотизм — это чувство на века и столетия. Дети войны стали дедушками и бабушками. И сейчас, когда появилась острая необходимость формирования активной гражданской позиции у молодого поколения, следует повернуться лицом к семейным ценностям, народным традициям и обычаям, преемственности поколений, ощутить свои корни, возродить национальную культуру и традиции. Чтобы воспитать малыша крепким, справедливым и непоколебимым, начинать надо с дошкольного возраста, самого сензитивного для формирования личности ребенка как будущего гражданина нашей страны. Кроме того, в свете требований ФГОС ДО, педагогические работники должны создать условия для формирования основ патриотического сознания детей.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, методическое пособие, мудрое наставничество, детский сад, тесное взаимодействие, формирование основ, ветеран.

Пока живы очевидцы событий Великой Отечественной войны, пока можно встретиться с теми, кто, рискуя собственной жизнью, завоёвывал мирное небо над головой, нужно пользоваться такой возможностью. Любую минутку нужно использовать для общения с живыми очевидцами тех событий, помогать им, радовать.

МДОУ д/с № 104 ведет многолетнюю совместную работу с первичной ветеранской организацией № 18 под руководством Ризиной Надежды Степановны и Волжского городского Совета ветеранов войны, труда и Вооруженных сил и правоохранительных органов, в лице председателя Лежнева Владимира Викторовича. Задача нашего коллектива совместно с ветеранами формировать у дошкольников гражданственность, чувство любви и гордости за свою Родину. Мы видим, что наставническая деятельность позволяет помочь детям продвинуться в личностном взрослении и ветераны в своем зрелом возрасте могут реализовать свои возможности. В таком деле важно, кто станет наставником. Наш выбор — бабушки и дедушки. Организация площадок для совместных занятий пенсионеров и воспитанников, формирование у ребят практических и познавательных навыков для самостоятельной жизни, через проведение совместных мероприятий поможет подрастающему поколению стать настоящим гражданином своей страны.

С принятием программы по подготовке к 80-летию Великой Победы на обсуждении совета ветеранов по военно-патриотическому воспитанию молодёжи был утверждён план работы в ДОУ, который озаглавили «…И внуки восславят нашу Победу!» Реализация плана работы по патриотическому воспитанию включает в себя:

— проведение уроков мужества, тематических встреч;

— проведение военно-исторических игр;

— организация и участие в проведении городских акций.

Проект «Внучата-нескучата» родился неспроста, ведь очень хотелось продолжить работу по патриотическому воспитанию через «связь поколений», потому что это главное в воспитании гражданственности, нравственности, доброты, здоровья наших дошкольников. Команда у нас разнообразная, но главное все педагоги и сотрудники заинтересованы в работе, и с удовольствием реализовывали проект: Мудрое наставничество «Внучата-нескучата».

Цель проекта: формирование основ патриотического сознания дошкольников посредством общения с ветеранами ВОВ.

Задачи:

Образовательные :

  1. Расширить знания детей о ВОВ;
  2. Формировать представления о защитниках нашей Родины, их боевых заслугах;
  3. Собрать интересные факты из жизни ветеранов ВОВ.

Развивающие:

  1. Развивать любознательность;
  2. Формировать желание самостоятельно узнавать интересные факты из жизни страны, ветеранов;
  3. Формировать потребность быть полезным для пожилых людей;
  4. Формировать чувство удовлетворения от своих благих дел;
  5. Обогащать словарь дошкольников.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к своему народу, гордость за его заслуги перед Родиной;
  2. Воспитывать желание проявлять заботу о ветеранах, оказывать им посильную помощь, принимать участие в досуге;
  3. Воспитывать навыки коммуникативного общения.

О проекте

Название

Мудрое наставничество: «Внучата-нескучата»

Место реализации проекта

г. Волжский Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104 «Звоночек» г. Волжского Волгоградской области».

Реализация проекта

Проект Мудрое наставничество: «Внучата — нескучата» направлен на создание условий и вовлечение детей в сферу творческой, социальной активности и развитию через совместные дела, акции, мастер-классы духовно-эмоциональной связи между поколениями.

Предполагается проведение обучающих и развивающих занятий, круглые столы, игры, викторины, семейные встречи.

Тематические подборки интересных и познавательных книг и журналов помогут найти ответы на многочисленные вопросы деток, молодых мам. Параллельно планируется работа в области психологической поддержки и помощи (психодиагностика, групповые занятия, ролевые игры).

Планируются физкультурно-оздоровительные мероприятия как с детьми, так и со взрослыми участниками проекта.

Проект включает в себя следующие развивающие модули:

  1. «Связующая нить» — направлен на патриотическое воспитание;

— Семейные посиделки: беседа с детьми «По следам войны»;

— Квест: «Наша Родина»;

— Мастер-класс «Искусство чтения стихов»;

— Концерт совместного творчества старшего и младшего поколения «О самом главном» (чтение патриотических стихов, исполнение песен и танцев).

  1. «Минутки здоровья» — физкультурно-оздоровительная работа.

— Пеший марафон для ветеранов и семей «Мы вместе»;

— Цикл из 8 встреч с фитнес-инструктором, для старшего и младшего поколения «Быть здоровым — здорово!» (дыхательная гимнастика, растяжка, фитнес).

  1. «Мамушки-нянюшки» — национальные традиции семейного воспитания. Школа для детей и молодых родителей.

— Мастер-класс по изготовлению семейных блюд «Традиции — это вкусно»;

— Мастер-класс «Ладушки-оладушки»;

— Мастер-класс «Семейный оберег»;

— Семейные посиделки: ветераны для семей «Русская березка» (знакомство с русскими народными песнями и традициями).

Ожидаемые результаты по проекту:

для воспитателей:

— тесное взаимодействие с семьёй воспитанника;

— проведение работы по формированию основ патриотического сознания у воспитанников.

для ребенка:

— понимание того, какой вклад в победу над врагом в ВОВ внесли ветераны;

— осознание, что ветеранов осталось мало среди нас и им нужна поддержка и помощь;

— проявление интереса к историческим фактам;

— приобретение знаний об участниках войны в собственной семье;

— установление контакта и тесного взаимодействия с ветеранами ВОВ;

— формирование личностных качеств: основ патриотизма, чуткости, внимания, бескорыстия.

для родителей:

— проявление интереса к историческим фактам в жизни нашей страны;

— сотрудничество с педагогами;

— тесное взаимодействие с ребёнком;

— установление тесных контактов с ветеранами, шефство.

Связь поколений — это основа успешности наших детей. Они нуждаются в поддержке и понимании, как никто другой, а ветераны прошли закалку сложным временем. Их жизнь на благо Отчизны достойна того, чтобы стать примером для подрастающего поколения, стать настоящим ориентиром в непростом современном мире.

Литература:

  1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. — М.: УЦ «Перспектива», 2008. — 248 с.;
  2. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012г.;
  3. Новицкая М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. — Москва: Линка-Пресс, 2003. — 200 с;
  4. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3–7 лет.-Волгоград: Учитель, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): ветеран, Мудрое наставничество, патриотическое воспитание, тесное взаимодействие, формирование основ, ветеран ВОВ, волжский, Детский сад, подрастающее поколение, проявление интереса.


Ключевые слова

патриотическое воспитание, методическое пособие, детский сад, мудрое наставничество, тесное взаимодействие, формирование основ, ветеран

Похожие статьи

Формирование нравственных начал у детей дошкольного возраста

Современный идеал личности — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Национальный воспитательный ...

Патриотическое воспитание дошкольников в свете Федеральной образовательной программы и ФГОС ДО

Статья рассматривает важность патриотического воспитания детей в современном обществе, особенно в дошкольном возрасте. В статье описываются основные цели и задачи патриотического направления воспитания из ФОП ДО и ФГОС ДО. Авторы подчеркивают активну...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности

Статья посвящена роли воспитания нравственных ценностей и патриотической идентичности в дошкольном образовании. Автор подчеркивает, что в дошкольном возрасте дети начинают формировать свою мировоззренческую основу и базовые ценности, которые в дальне...

Адаптивный фитнес в высших учебных заведениях

Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня ...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются решения актуальных задач современной системы до-школьного образования, которыми являются единство и целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Для эффективного выполнения данной задачи в рамках ДОУ и с...

Роль семьи в адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Сегодня достаточно актуальна для родителей проблема адаптации ребенка к детскому саду. Ведь момент поступления малыша в детский сад является тяжелым процессом как для него, так и для его родителей. В этот момент для детей характерен сильнейший стресс...

Совершенствование системы государственного управления образовательной организацией в Республике Башкортостан

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенной и эффективной системы образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования дл...

Актуальность преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4–5-х классах общеобразовательной школы

Социально-экономические потрясения на рубеже 90-х годов XX века привели к серьезной трансформации постсоветского общества и российского общества в частности. Сегодня в нашей стране встал вопрос о том, что преподавание знаний о религиозных и духовных ...

Экологическое образование молодежи как процесс обучения, воспитания и развития личности

В статье авторы проводят всестороннее исследование феномена экологического образования молодежи, рассматриваемого как многоаспектный процесс, охватывающий обучение, воспитание и всестороннее развитие личности. Основной целью этого процесса является ф...

Интеллектуальные игры как средство формирования предпосылок познавательных универсальных действий у старших дошкольников

С введением в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (далее — УУД), которые о...

Похожие статьи

Формирование нравственных начал у детей дошкольного возраста

Современный идеал личности — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Национальный воспитательный ...

Патриотическое воспитание дошкольников в свете Федеральной образовательной программы и ФГОС ДО

Статья рассматривает важность патриотического воспитания детей в современном обществе, особенно в дошкольном возрасте. В статье описываются основные цели и задачи патриотического направления воспитания из ФОП ДО и ФГОС ДО. Авторы подчеркивают активну...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности

Статья посвящена роли воспитания нравственных ценностей и патриотической идентичности в дошкольном образовании. Автор подчеркивает, что в дошкольном возрасте дети начинают формировать свою мировоззренческую основу и базовые ценности, которые в дальне...

Адаптивный фитнес в высших учебных заведениях

Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня ...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются решения актуальных задач современной системы до-школьного образования, которыми являются единство и целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Для эффективного выполнения данной задачи в рамках ДОУ и с...

Роль семьи в адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Сегодня достаточно актуальна для родителей проблема адаптации ребенка к детскому саду. Ведь момент поступления малыша в детский сад является тяжелым процессом как для него, так и для его родителей. В этот момент для детей характерен сильнейший стресс...

Совершенствование системы государственного управления образовательной организацией в Республике Башкортостан

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенной и эффективной системы образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования дл...

Актуальность преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4–5-х классах общеобразовательной школы

Социально-экономические потрясения на рубеже 90-х годов XX века привели к серьезной трансформации постсоветского общества и российского общества в частности. Сегодня в нашей стране встал вопрос о том, что преподавание знаний о религиозных и духовных ...

Экологическое образование молодежи как процесс обучения, воспитания и развития личности

В статье авторы проводят всестороннее исследование феномена экологического образования молодежи, рассматриваемого как многоаспектный процесс, охватывающий обучение, воспитание и всестороннее развитие личности. Основной целью этого процесса является ф...

Интеллектуальные игры как средство формирования предпосылок познавательных универсальных действий у старших дошкольников

С введением в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (далее — УУД), которые о...

Задать вопрос