Патриотическое воспитание дошкольников через использование дидактических игр в музейном уголке ДОО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 19.11.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Дубровина, М. В. Патриотическое воспитание дошкольников через использование дидактических игр в музейном уголке ДОО / М. В. Дубровина, М. А. Сафронова, М. Н. Татаринцева, Е. А. Силиверстова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9586/ (дата обращения: 03.12.2024).

Препринт статьи



В статье авторы рассказывают об игровой деятельности с дошкольниками в музейных уголках ДОО.

Ключевые слова: патриотизм, музейный уголок, дошкольник, игры.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка — дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника — процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна ведется нами систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

В рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» соотносится и с патриотическим направлением воспитания, которое направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья» … и предполагает решение задачи патриотического воспитания дошкольников соответствии с ФГОС и ФОП ДО:

— воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;

— воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;

— воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России и т. д.

Формы работы по патриотическому воспитанию в детском саду:

— создание развивающей среды по патриотическому воспитанию, в том числе мини-музеи, музейные уголки и комплексы;

— тематические занятия;

— беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;

— взаимодействие с родителями;

— взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал) и т. д.

Игра в дошкольном возрасте — ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создадутся условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Организация разнообразной игровой деятельности дошкольников в музейной среде по патриотическому воспитанию способствует формированию базовых ценностей у дошкольников. Через содержание дидактических игр у детей формируется правильное представление, отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира.

В нашем музейном комплексе «Учим играя, воспитываем любя» оформлены: музейный уголок «Родная сторонка», музейный уголок «Отчизны верные сыны» и особое место в них, наряду с традиционным содержанием, заняли игры разного вида и содержания. Наш музейный комплекс — это живой организм, где воспитанники ДОО наблюдают, исследуют, практикуются и играют.

В музейном уголке «Родная сторонка» имеются игры:

Дидактическая игра «Символы России»

Цель игры: закрепление представлений о государственных и неофициальных символах России. В игре принимают участие 4- 6 детей и один взрослый ведущий. Всего в наборе 24 карточки, на которых изображены российские символы: официальные и народные, и парная карточка с загадкой для каждого из них.

Ведущий раскладывает на столе в две стопки карточки с изображениями символов (открытые) и загадками (перевёрнутые рубашками вверх). Каждый участник выбирает наугад карточку с загадкой, ведущий зачитывает ее, а участники должны назвать правильную отгадку. Право первого ответа предоставляется игроку, который вытягивал данную карточку. Правильно ответивший игрок забирает из второй стопки картинку с изображением отгаданного символа. Игра может продолжаться до тех пор, пока все карточки не будут разыграны.

Победитель определяется по наибольшему числу заработанных карточек.

Игру можно усложнить: не выкладывать вторую стопку с изображениями-подсказками, а вручать их участнику, который назвал правильный ответ.

Дидактическая игра «Во что одевались на Руси?»

Цель: закрепить названия старинных предметов одежды и обуви; закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах; способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа, расширять кругозор, развивать любознательность. Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ, за ее культуру. В игре принимают участие 4-6 детей и один взрослый ведущий. Всего в наборе 20 карточек, на которых изображены старинных предметов одежды и обуви, и парная карточка с описанием.

Ведущий раскладывает на столе в две стопки карточки с изображениями символов (открытые) и описанием (перевёрнутые рубашками вверх). Каждый участник выбирает наугад карточку с описанием, ведущий зачитывает ее, а участники должны назвать правильную вещь. Право первого ответа предоставляется игроку, который вытягивал данную карточку. Правильно ответивший игрок забирает из второй стопки картинку с изображением отгаданного вещи. Игра может продолжаться до тех пор, пока все карточки не будут разыграны. Победитель определяется по наибольшему числу заработанных карточек.

Дидактическая игра Лото «Праздники России»

Цель: Расширять знания о государственных праздниках. Атрибуты: 5 больших игровых полей, 30 маленьких карточек с изображением праздников

Ход игры: дети играют вокруг стола, от двух до пяти человек. Ведущий — воспитатель. Игроки берут по одной большой карте. Маленькие карточки у ведущего. Ведущий показывает одну карточку. Участники должны определить какой праздник изображен на карточке. Игрок может забрать маленькую карточку, если правильно назовет праздник и когда он отмечается. Кладет карточку на свободную клетку поля. Выигрывает тот — кто закрыл первым большую карту. Игра продолжается до конца.

В музейном уголке «Отчизны верные сыны»:

Дидактическая игра «Армия России»

Цель: расширять представления детей о Российской армии, о видах, родах войск, их назначение, предназначением; расширять представления о профессиях людей, служащих в Вооруженных силах России, а также предметами, которые им нужны при выполнении их работы. Формировать патриотические чувства к своей Родине, Российской армии, интереса к истории нашего государства. Углублять знания о Российской армии.

Ход игры В игре принимают участие от 1 до 8 детей.

Ведущий раздает участникам игры большие карты, а маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Ребята должны определить принадлежность предмета или представителя тех или иных родов войск, аргументировать свой ответ. Ребенок, ответивший правильно, получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра должна продолжаться до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.

Дидактическая игра «Отгадай военную профессию»

Цель: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.

Описание: ведущий (ребёнок) описываетпредставителя одной из военных профессий. Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Найти его в музейном уголке. Кто отгадал первым, становится ведущим.

Литература:

  1. Грибушенкова Л. Н. Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду и в семье: методическое пособие / Грибушенкова Л. Н. — МБДОУ № 19, Армавир, 2019г.
  2. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с дошкольниками: Основы нравственного воспитания. Для занятий с детьми 4–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2020–96 с.
Задать вопрос