Формирование ранних надпрофессиональных компетенций у старших дошкольников посредством межсетевого взаимодействия | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (67) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 17.07.2023

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Тенькова, С. С. Формирование ранних надпрофессиональных компетенций у старших дошкольников посредством межсетевого взаимодействия / С. С. Тенькова, Т. В. Батмановская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8498/ (дата обращения: 19.12.2024).



Очень символично, что старт нашего проекта был дан во Всемирный день авиации и космонавтики, он посвящается героическим труженикам российских и советских космодромов. Именно поэтому мы — ВЗЛЕТ…

Все больше набирает обороты «X Юбилейный научно-общественный конкурс «Восемь жемчужин дошкольного образования 2023».

Логотип конкурса

Рис. 1. Логотип конкурса

Мы, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 Московская обл., г/о Подольск, (дошкольное отделение) — его активные участники: лауреаты (2016), дипломанты (2018 г.) в номинации «Здоровый дошкольник».

Но пришло время поговорить о том, как развивается ребенок в мире высоких технологий. И вот здесь мы объединились с образовательными организациями России в сообщество, поскольку в нашей общей копилке появились совместные проекты и победы в данном направлении. Для реализации поставленных задач в конкурсе «Восемь жемчужин образования» был создан в социальных сетях межрегиональный сетевой проект «Взлет», который объединил Московскую, Тульскую, Ленинградскую, Ульяновскую области.

Совместная встреча в формате Zoom-конференции от 12.05.2023 г.

Рис. 2. Совместная встреча в формате Zoom-конференции от 12.05.2023 г.

Сейчас часто звучит идея ранней профессиональной ориентации, но можно ли полностью спрогнозировать дальнейшую реализацию ребенка, наблюдая за ним в дошкольный период? И нужно ли так рано навешивать ярлыки, лишая личность возможности выбора? Давайте лучше дадим дошкольнику в руки универсальные инструменты, необходимые в любом деле, сформируем надпрофессиональные навыки, а именно:

— представление о ЗОЖ,

— знание ИКТ-технологий,

— коммуникацию разных форматов.

Почему мы уверены в своих действиях? Как активные члены клуба сетевого профессионального педагогического сотрудничества «Наустим», имеем опыт проведения мастер-классов для детей с ОВЗ «Сделаем мир ярче», представляли инновационный опыт на федеральном уровне: «Детская анимация: авторский взгляд на реализацию технологии в образовательном пространстве», уже эксперты по работе в интерактивных лабораториях «Звук», «Свет», а наши дошкольники победители олимпиады естественно-научной направленности. Спикеры Международной научно-практической конференций «Современный ребенок в инновационном образовательном пространстве» (2022г.) Призеры Всероссийского конкурса методических STEAM — решений в образовании 2022, призеры II Международного фестиваля «Наустим» блок «Технозвезды» 2023 г., лауреаты международного конкурса «Наустим–ГРАНТ» 2022 г., победители муниципального творческого конкурса «Наука 4+» 2021 г. Кроме того, имеем успешный опыт работы в статусе федеральной инновационной площадки Федерального института современного образования по теме «Преемственность дошкольного и начального общего образования средствами «STEM — образования», а так же нам присвоен статус региональной инновационной площадке по теме «Образовательный потенциал STEAM — технологий» ГГТУ Орехово-Зуево 2021–2024 гг., состоим в Ассоциации лучших ДОО и педагогов России, возглавляемых Ю. Е. Антоновым.

, 4. Победители международного конкурса, проект «Приглашение в науку» , 4. Победители международного конкурса, проект «Приглашение в науку»

Рис. 3, 4. Победители международного конкурса, проект «Приглашение в науку»

Находясь в различных региональных условиях, активно участвуя в текущем проекте, получили возможность выходить за пределы обычной деятельности, расширяя тем самым круг участников образовательных отношений: дошкольники-школьники-студенты-педагоги-родители. Так, на базе нашего образовательного учреждения (МОУ СОШ № 15, состоящей из трех подразделений: детский сад, школа-интернат) функционирует академическая апробационно-внедренческая площадка ГБОУ ВО МО АСОУ «Образовательный комплекс — начало пути. Заключен договор социального партнерства с Московским областным колледжем информации и технологий, в рамках которого студенты колледжа, получая специальность по направлению «Дошкольное образование» имеют возможность проходить производственную практику на базе дошкольного отделения, перенимая педагогический опыт и мастерство от педагогов-наставников.

, 6. Студенты колледжа «Знание». Совместное мероприятие в форме квеста «Все о космосе и не только…». , 6. Студенты колледжа «Знание». Совместное мероприятие в форме квеста «Все о космосе и не только…».

Рис. 5, 6. Студенты колледжа «Знание». Совместное мероприятие в форме квеста «Все о космосе и не только…».

Для зачатков ранней надпрофессиональной ориентации детей средствами цифрового и игрового оборудования, обучения навыкам командной работы, обучаем детей современным формам взаимодействия в информативном пространстве. Общаясь с коллегами с других территорий, систематизируя, накапливая и обобщая опыт работы по теме заявленного проекта «Взлет» мы с уверенность можем сказать, что ребенок значительно быстрее взрослых осваивает эту территорию. Ведь предпосылками к объединению в сообщество стал общий проект «Ярмарка космических профессий», в рамках которого каждое образовательное учреждение подробно выбрало, изучило и представило различные формы детско-взрослых взаимоотношений при изучении таких профессий как «Космический биолог», «Космический инженер-робототехник», «Космический инженер-строитель», «Космический-пилот».

C:\Users\USER\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (4).png

Рис. 7

Сотрудничество детей и взрослых посредством очного и дистанционного участия в деятельности позволяет нам говорить о методическом продукте, расширяющем возможности ребенка, через освоение современных информационно -технических компетенций. Для этого были проведены: мастер-класс: «Делай с нами, делай, как мы» (конструирование, моделирование, программирование комических пилотируемых станций, спутников, роботов-помощников и т. д.).

— Работа в детских цифровых мультимедийных лабораториях: проведение измерений в лабораториях «Свет», «Температура», «Магнетизм», «Сила» и т. д.

— Пополнение банка данных «Профессии, связанные с космосом» (иллюстрации, познавательный материал, работа с безопасными источниками в интернет — пространстве, изготовление лэпбуков «Профессии, осваивающие космос».

— Проведение викторины с использованием цифрового оборудования «Школа профессора Дроздова»

— Посещение детской библиотеки: интерактивная беседа на тему: «Космос и не только».

— Спортивные развлечения и квесты на тему «Космические путешествия»

— Сюжетно-ролевые игры на тему космических исследований и путешествий.

— Работа с «Умной теплицей».

— Детская анимационная деятельность (мультфильмы пластилиновые, легоанимация, мультфильм в технике «Эбру», песочная анимация на тему космических исследований и полетов в космос

— Воспитанники дошкольных образовательных учреждений выступили в роли экскурсоводов, делясь впечатлениями от посещения музея космонавтики в Москве на ВДНХ.

Продвижение детской инициативы, создание собственных образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых и культурных практик и личного опыта дошкольников уже дает отличные результаты. Проводятся онлайн-встречи «Космодром — ярмарка профессий», вебинары: «Эмоциональный интеллект», «Стремление вверх», олимпиады по робототехнике и программированию, встречи с интересными людьми, посещение интернет-выставок, музеев и т. д.).

Созданное в рамках проекта открытое сообщество «Взлет» группы в Контакте https://vk.com/club220053008 увеличило аудиторию взаимодействия для обеспечения педагогического наставничества разного уровня.

Новизна межрегионального проекта «Взлет» заключается в апробации модели сетевого взаимодействия профессионалов разных ступеней образования, партнерских организации, сопутствующей инфраструктуры с целью обеспечения кадровых запросов страны и формирования необходимых в любой сфере надпрофессиональных навыков.

Мы уверены, что использование новейшего интерактивного оборудования, стремление к активной коммуникации и здоровому образу жизни, станут залогом востребованности ребенка в современном высокотехнологичном мире.

Похожие статьи

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Формирование представлений о природе у старшеклассников с нарушением интеллекта посредством элементов программированного обучения

Формирование дружеских отношений среди младших школьников средствами изотерапии в условиях инклюзивного образования

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов на занятиях иностранного языка

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Способы формирования коммуникативной компетенции дошкольника через систему логопедических занятий

Похожие статьи

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Формирование представлений о природе у старшеклассников с нарушением интеллекта посредством элементов программированного обучения

Формирование дружеских отношений среди младших школьников средствами изотерапии в условиях инклюзивного образования

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов на занятиях иностранного языка

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Способы формирования коммуникативной компетенции дошкольника через систему логопедических занятий

Задать вопрос