Формирование исследовательских компетенций у детей в соответствии с возрастом через проектную деятельность с использованием STEAM-технологий
Авторы: Тенькова Светлана Сергеевна, Батмановская Татьяна Владимировна, Кузнецова Екатерина Геннадьевна, Суслова Диана Олеговна, Садрединова Марина Николаевна, Соколова Любовь Владимировна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (78) сентябрь 2024 г.
Дата публикации: 31.07.2024
Статья просмотрена: 47 раз
Библиографическое описание:
Формирование исследовательских компетенций у детей в соответствии с возрастом через проектную деятельность с использованием STEAM-технологий / С. С. Тенькова, Т. В. Батмановская, Е. Г. Кузнецова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9354/ (дата обращения: 17.12.2024).
И снова в эфире сообщество «ВЗЛЕТ представляет межсетевой исследовательский детско-взрослый проект « Земля в иллюминаторе», направленный на развитие умений детей включаться в коллективное исследование и его ход, умение выдвигать и доказывать свои предположения и представлять совместные результаты познания и творческой деятельности.
Позвольте вернуться немного назад…Реализация проекта началась еще в ноябре 2022 г. Отправной точкой для этого проекта стало участие в международном фестивале Наустим, где мы представляли проект по изучению профессий, связанных с космической отраслью (космобиолог, космический пилот, инженер-робототехник, инженер-конструктор и т. д.). И что же дальше? В космос мы отправились и оттуда, из иллюминатора мы увидели то, как красива наша планета Земля! Как много на ней замечательных уголков, но есть то, что нас тревожит…
Мы, участники проекта, живем как в крупных городах, таких как Ульяновск, который стоит на берегу нашей русской реки, матушки-Волги. В городском округе Подольск, в котором протекает река Пахра. Есть такое еще Черное озеро в городе Гатчина Ленинградской области и красивая река Меча в городе Ефремов Тульской области. А еще есть большой водопад на реке Тосна, в Ленинградской области. И вот наши юные исследователи совместно со взрослыми заметили, что все представленные водные ресурсы загрязнены, и требуется их очистка и защита. Ну что же можем мы, дошкольники? Оказывается — многое… Вот так родился наш второй проект по очистке и сохранению водных ресурсов ближайшего окружения. Позвольте еще раз представить участников межсетевого проекта ВЗЛЕТ, победителей X юбилейного научно-просветительского конкурса «Восемь жемчужин дошкольного образования 2023»
Участники ВЗЛЕТА:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад № 13» г. Гатчина;
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 4» г. Ефремов;
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 им. В. Д. Сабанеева (дошкольное и школьное отделение);
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 38» г. Никольское;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — детский сад 221 г. Ульяновск.
Первоначально участники сообщества ВЗЛЕТ обозначили актуальность проекта, а именно, заключающуюся в возможности формирования исследовательских компетенций у детей в соответствии с возрастом средствами steam-образования, а также в приобщении дошкольников к экологическим проблемам земли. Таким образом, перед нами открылись новые горизонты деятельности. Мы решили, что важно продолжить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по расширению знаний детей о профессиях, теперь уже связанных с экологией. Но сначала надо было рассказать детям, кто такой эколог и чем он занимается?
Прежде всего эколог — это человек, который занимается охраной окружающей среды. Мы уверены, что наши дошкольники хорошо усвоят, что экологи, это ученые, которые оберегают все, что растет, и всех, кто живет в природе от исчезновения, помогает животным, растениям, водоемам, учит людей, как нужно беречь природу. Эколог изучает причины, по которым высыхают или загрязняются водоемы, почему гибнет рыба и т. д. Поэтому, целью нашего проекта стало следующее: сформировать представления детей о состоянии водных ресурсов земли на примере местных водоемов, систематизировать представления детей о способах очистки и улучшения качества воды.
Цель поставлена, затем необходимо было сформулировать задачи и обозначить действия, которые необходимы для достижения данной цели.
Рис. 1. МБДОУ «ЦРР — д/с сад № 13» г. Гатчина
Задачи:
- Познакомить детей с понятием экологическая проблема, сформировать представления о значении посильного экологического вклада каждого человека в сохранение планеты для будущих поколений, систематизировать и обобщить представления детей о профессиях, связанных с экологией.
- Продолжать развивать универсальные навыки: конструирования, программирования, владения компьютером, технические, а также исследовательские, коммуникативные способности. Способствовать развитию познавательного интереса к современному интерактивному оборудованию, робототехнике.
- Создать условия для расширения представлений детей о важности жизненно необходимых ресурсов, качествах воды, о факторах загрязнения, способах восстановления.
- Воспитывать уважение и любовь к Земле, дающей всё необходимое для жизни; чувство ответственности за свою планету в пределах малой Родины и собственного водоема.
- Совершенствовать партнерские отношения при осуществлении взаимодействия между учреждениями образования.
Далее участники сообщества обозначили этапы реализации проекта.
Этапы:
I этап– подготовительный
— Изучение и подбор художественной и методической литературы по теме.
— Изучение интернет-ресурсов по теме.
— Проведение анализа предметно-пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях.
— Подбор наглядного и демонстрационного материала и steam-оборудования.
— Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
— Планирование совместной деятельности. Совместная деятельность подразумевается не только между членами сообщества ВЗЛЕТ, но и внутри образовательных организаций. Сейчас многие организации расширяют границы своего общения; это не только дети — родители — педагоги, к совместной деятельности подключаются партнерские организации, школы, образовательные центры, учебные заведения среднего и высшего образования.
II этап — практический
— Познавательно-исследовательская деятельность в интерактивных лабораториях.
Рис. 2. МКОУ «ЦО № 4» г. Ефремов, МОУ СОШ № 15 Подольск
— Беседы с использование ИКТ по темам «Водоемы моей малой Родины», «Почему земля из космоса голубая?», «Каким должен быть вклад каждого в экологию»,
Рис. 3. МБДОУ ЦРР — детский сад 221 г. Ульяновск. Беседа «Волга-матушка»
— Опыты и эксперименты по теме «Качества воды — область исследования».
Рис. 4. МОУ СОШ № 15 Подольск. Работа в лаборатории по очистке воды
— Рассматривание изображений планеты, фотографий, иллюстраций и публикаций по теме «Живая вода», беседы и развлечения по теме. Так, в дошкольном отделении МОУ СОШ № 15 прошел для старших дошкольников была организована квест-игра, которую провели учащиеся 10-11 классов МОУ СОШ № 15 на тему: «Что такое экология?
— Проведение исследовательской деятельности дома.
Рис. 5. МОУ СОШ № 15. Способы очистки воды в домашних условиях с привлечением робота-помощника
— Конструирование из разных видов конструктора приборов, очистных сооружений, подводных аппаратов.
— Занятия в школе профессора Дроздова в лабораториях «Кислотность», «Температура», посещение школьной лаборатории для определения мутности, жесткости, плотности, биопригодности воды, освоение теоретического модуля «Вода» — тестирование.
— Коммуникативная деятельность в группах по изучению местных рек и озер с обменом информацией.
— Съемка и просмотр детских мультфильмов, снятых в различных техниках анимации — «Земля в иллюминаторе», «Живая вода».
— Подготовка роликов проекта, просмотр и обсуждение мультфильмов о проблемах водоемов Земли, демонстрация результатов продуктивной деятельности, обратная связь с участниками проекта.
Рис. 6. МБДОУ д/с комбинированного вида № 38» г. Никольское. Работа юных исследователей над созданием искусственного водоема
Одним из важных этапов реализации проекта стало участие членов сообщества ВЗЛЕТ во Всероссийской акции фонда по защите окружающей среды «Экофон» «Очистим берега 2024».
Рис. 7, 8. МКОУ «ЦО № 4» г. Ефремов, МБДОУ «ЦРР — д/с сад № 13» г. Гатчина
В нашем сообществе «Вконтакте» участники проекта выкладывали фотографии и делились информацией о том, как шла работа по очистке берегов водоемов. В акции «Чистые берега» первыми приняла участие дружная команда из г. Ефремова Тульской области, эстафетную палочку подхватила команда из г. Гатчины приняв участие в уборке Приоратского парка. Дружный экипаж из Ульяновска в преддверии «Дня Волги» наводили порядок на заливах и озерах. Юные экологи из городского округа Подольск провели очистку берегов реки Пахра. Дошкольники из г. Никольское предложили свои варианты по очистке берегов реки Тосна и спасению. Сообщество Взлет также приняло участие в третьем международном детском форуме «Изменения климата глазами детей 2024»
Чтобы получить обратную связь, участники микрогруппы выходили на связь, демонстрируя друг другу основные этапы работы над совместным проектом, обмениваясь информацией и впечатлениями (рисунки, видео приветствия).
Мы смело можем сказать, что полным ходом идет практический этап реализации проекта и еще много мероприятий запланировано.
Мы уверены, что в ходе реализации проекта у детей сформируются следующие компетенции:
— знания и представления о воде как ресурсе в целом, местных водоемах в частности,
— уважение к профессиям, связанным с экологической деятельностью;
— проявление инициативы, готовность к самовыражению в конструктивной деятельности, проявление стремления фантазировать, изобретать;
— составление творческих и описательных роликов, навыки работы в мультипликации;
— позитивное взаимодействие друг с другом, умение анализировать предоставленную информацию, выдавать обратную связь.
— считаем значимым для себя то, что удалось привлечь в проектную деятельность не только дошкольные учреждения, но и воспитанников средней общеобразовательной школы, учителей химии и физики.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими интересами, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства ответственности за свою планету. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться достижениями сверстников в других территориях. Возможно, кто-то и захотел освоить профессии, связанные со спасением Земли. Использование модульного STEAM образования в проекте позволило вовлечь детей не только дошкольного возраста, но и школьников в научно-техническое творчество, что способствует сформировать познавательные интересы детей к разным видам деятельности; инженерия, математика, робототехника, технологии, арт технологии при создании детского мультфильма.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего учреждения и активно применяя возможности взаимодействия с социумом.