Педагогический проект на тему «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха»
Автор: Жукова Татьяна Юрьевна
Рубрика: Методика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.
Дата публикации: 17.10.2017
Статья просмотрена: 562 раза
Библиографическое описание:
Жукова, Т. Ю. Педагогический проект на тему «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха» / Т. Ю. Жукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 1 (11). — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/77/2766/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проблема. Низкая познавательная активность детей с нарушением слуха.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для глухих детей раннего и дошкольного возраста предусматривает познакомить воспитанников со свойствами воды. Задача педагогов восполнить недостающие жизненные впечатления, расширить представления об окружающем мире, т. е. компенсировать ущерб, нанесенный глухотой. У моих воспитанников наблюдалась пассивность в связи с ограниченностью интеллектуальных впечатлений, интересов. В процессе проведения непосредственно образовательной деятельности дети часто были не активны, быстро теряли интерес к происходящему, отвлекались. Поэтому у меня возникла необходимость подобрать такие методы, которые позволили бы заинтересовать дошкольников, развить их познавательную активность. Трудность работы с глухими детьми проявляется в том, что у них не работает слуховой анализатор. Процесс восприятия окружающего мира у них протекает через зрительные и тактильные ощущения. Для того, чтобы у детей сложились представления о разных состояниях воды в природе, ее свойствах, значении воды для человека, животных и растений, необходимо дать возможность малышам включить в деятельность все доступные им ощущения: рассмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус, совершить манипуляции, направленные на определение свойств воды, на ее изменение в различных условиях и во взаимодействии с другими объектами. Такую возможность дошкольникам дает участие в экспериментальной деятельности. Поэтому я решила использовать в своей работе этот метод. Но, чтобы представления детей с нарушением слуха о воде были в полном объеме, интегрировала их в игровую, познавательную, продуктивную деятельность. Так возник информационно-исследовательский проект «Мир воды». К участию в нем были привлечены и родители, роль которых заключалась в создании в домашней обстановке условий для экспериментирования, что, с одной стороны, продолжало стимулировать познавательную активность детей, с другой, повышало культурный уровень самих родителей.
Актуальность выбранной темы
Одной из задач, на решение которой направлен Федеральный государственный образовательный стандарт, является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»(ФГОС 1.6). Одним из главных направлений определяется интеллектуальное развитие подрастающего поколения, развитие его познавательной активности. Образование рассматривается не как способ передачи знаний, умений и навыков, а как способ развития личности. Современный заказ общества ориентирован на выпускника дошкольного учреждения, который не только приобретет за время нахождения в детском саду определенный объем знаний, умений и навыков, но и научится ими пользоваться. Ведь впереди у ребенка школьная жизнь: новая ситуация общения, новая деятельность, новые обязанности и новые потребности. Следовательно, в дошкольном учреждении должны быть созданы условия, которые помогут ребенку подготовиться к следующей жизненной ступени. В настоящее время в системе дошкольного образования сформировался один из самых эффективных способов познания закономерностей и явлений окружающего мира — познание в процессе экспериментирования. Одним из разработчиков концептуальной основы компетентностно-ориентированной технологии детского экспериментирования является академик Н. Н. Поддьяков, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей выделяет экспериментирование. Н. Н. Поддьяков в своих исследованиях утверждает, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, и отмечает, что задача данной деятельности — получение новых сведений о том или ином предмете. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного, получения новых сведений об объекте. В процессе экспериментирования с новым объектом и получения новой информации ребенок соответственно может менять направленность этой деятельности. В этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов. По мере получения новых сведений об объекте ребенок ставит перед собой (явно или неявно) новые, все более усложняющиеся цели и пытается их реализовать. Главное достоинство экспериментирования, по мнению Н. Н. Поддьякова, заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет о результатах, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи дошкольника. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Огромный интерес детей к экспериментированию объясняется тем, что в дошкольном возрасте у них развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Но самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогают взрослые.
Срок реализации проекта: октябрь-январь.
Участники проекта: дети III года обучения, воспитатель, учитель-дефектолог, родители.
Цель проекта.
Ознакомление детей с разными состояниями воды через познавательно-экспериментальную деятельность при активном участии педагогов и родителей.
Задачи проекта:
– Пробуждение у детей познавательного интереса к окружающему миру.
– Обогащение знаний дошкольников о свойствах воды.
– Развитие умения производить элементарные опыты.
– Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе развития познавательной деятельности детей.
– Формирование культурной компетентности родителей в вопросе организации детского экспериментирования дома.
– Развитие параллельного взаимодействия в сферах:
- Педагог — дети,
- Педагог — родитель,
- Педагог — дети — родители.
Ожидаемый результат.
В процессе проведения проекта появится возможность удетей
– пробудить познавательный интерес к миру воды, научить проводить элементарные опыты, активизировать речевую деятельность.
Проект должен помочь педагогам:
– расширить знания о методах проблемного обучения, научиться моделировать деятельность познавательного цикла с элементами экспериментирования, создать предметно-пространственную развивающую среду для поисковой деятельности, активизировать родителей.
Проект позволит родителям:
– ближе познакомиться с жизнью детского сада, получить знания о возрастных особенностях своих детей, научиться организовывать экспериментальную деятельность с детьми дома.
План реализации проекта
Этапы проекта |
Содержание работы |
подготовительный |
— «Техника безопасности на кухне» — «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло» — «Игры и наблюдения, поощряющие исследование и экспериментирование»
|
реализация проекта |
Моделирование проблемных ситуаций:
Цель. Дать детям возможность самим определить, как можно очистить свои руки и где найти подходящую для этого воду. 2. «Инсценировка стихотворения А.Барто «Наша Таня». Цель. Дать детям убедиться в том, что попавшие в воду предметы становятся мокрыми, помочь самим найти способы извлечения предметов из воды. 3. «Напоим зимой птичек». Цель. Дать детям убедиться в свойстве воды на морозе превращаться в лед, а в тепле возвращаться в обычное состояние. 4. «Как порадовать елочку». Цель. Закрепить знания детей о свойстве воды зимой превращаться в лед. 5.«Можно ли рисовать водой?». Цель. Помочь детям убедится в свойстве воды окрашиваться в разные цвета. Проведение НОД на тему:
Проведение опытов
Наблюдения по теме «Помощница вода»:
|
Вывод.
В проекте принимали участие 10 детей. В начале работы у большинства детей
наблюдалась низкая познавательная активность, пассивность. Трое детей неохотно участвовали в опытах, выражая при этом боязнь или брезгливость к объектам, трое принимали участие, но быстро теряли интерес. Только двое детей с удовольствием откликались на предложение педагога. Диагностическое наблюдение, проводимое во время проекта, показало, что у дошкольников повысилась познавательная активность. Дети стали применять полученные знания в свободной деятельности, проявлять желание работать в уголке экспериментирования, у них расширились экологические представления об окружающем мире. Дошкольники получили возможность наглядно познакомиться со свойствами воды, причинами перехода ее из одного состояния в другое, на практике понять роль воды в жизни человека, животных и растений. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что экспериментирование является наиболее успешным методом развития у детей познавательной активности. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем.
Итогом работы над проектом стало создание в группе мини-музея «Мир воды», в создании которого активное участие приняли родители воспитанников.
Проблема на перспективу.
– Продолжать использование метода экспериментирования как средства дальнейшего развития у детей познавательной активности.
– Мотивировать поисково-познавательную деятельность детей с нарушениями слуха.
– Помогать социализации детей с помощью формирования у них умения оценивать свои действия и действия своих сверстников, подводить итоги своей деятельности.
Приложение 1
Схема интеграции проекта в образовательные области
Образовательная область |
Вид деятельности |
Оборудование |
Лексика |
-Социально-коммуникативное развитие
деятельность
хозяйственно-бытовой
в природе
ручной
|
Дидактические игры: - «Заварим чай» - «Мокрый — сухой» - «Плавает — не плавает» Сюжетно-ролевые игры: —«Семья —«Парикмахерская» —«Купание кукол» —«Стирка» — Стирка кукольного белья Мытье игрушек —Уход за растениями (полив, протирание листьев, мытье цветов) —Посадка цветов на участке. —Посадка овощей на огороде. —Изготовление поделок из природного и бросового материала. —Изготовление простых оригами.
|
Наборы демонстрационных игрушек, настольно-печатные игры, алгоритм заваривания чая, таблички. Центры активности: «Парикмахерская «Семья»
Тазы, моющие средства, верёвка, прищепки, тряпки, фартуки, таблички. Комнатные растения, лейки, тряпки, фартуки, аквариум, семена цветов, овощей, таблички. Бумага, картон, природный материал, ножницы, клей, самоклеющаяся бумага, таблички, тазы, моющие средства, верёвка, прищепки, тряпки, фартуки, таблички. |
Мокрый, сухой, вода, плавает, не плавает, дай, возьми, положи, почему? Где …? Чай, холодная, горячая вода. Вкусный чай. Будем играть. Кукла грязная. Вымоем куклу. Мыло, мочалка. Кукла чистая. Одежда грязная. Постирай одежду. Повесь сушиться.
Тряпка. Протри лист. Чисто. Грязно. Лейка. Полей.
Будем делать. Это бумага. Сложи, согни, разверни.
|
Познавательное развитие |
Опыты: - «Свойства воды» - «Изготовление цветных льдинок» - «Почему снег тает» - «Взаимодействие воды и снега» - «Вода — лёд»
|
Графин, прозрачные чашки, блюдца, ложки, мягкие игрушки, полотенца, формы для заморозки, гуашь, таблички |
Вода, лёд. Вода замёрзла, холодно. Лёд растаял, тепло. Вода прозрачная, лёд непрозрачный. Вода и лёд не пахнут. |
Речевое развитие |
-Оформление альбомов: - «Этот удивительный мир воды» - «Мы — огородники» - «Украсим ёлку» —Создание панно: «Действия с водой» —Оформление алгоритма заваривания чая (демонстрационный и индивидуальный вариант) —Оформление алгоритма построения лодки (демонстрационный вариант). —Беседы о применении воды человеком в быту. —Беседа «Дружим с водой».
|
Иллюстрации, фотографии, альбомы, таблички, алгоритмы, панно.
|
Воду можно наливать, окрашивать, замораживать, нагревать. Пьют, плавают, купаются, моются, готовят еду. Цветы, овощи поливают. Овощи моют. Река, озеро, водопад. Рыбы плавают. Воду можно наливать, окрашивать, замораживать, нагревать. Пьют, плавают, купаются, моются, готовят еду. Цветы, овощи поливают. Овощи моют. Река, озеро, водопад. Рыбы плавают. |
Художественное-эстетическое развитие
|
Дидактическая игра: —«Волшебная кисточка» Рисование, аппликация: - «Дождь идет» - «Солнечная полянка зимой» - «Снег, снег… белая вся улица. - «Наш любимый аквариум» - «На рыбалке» |
Гуашь, акварель, цветные карандаши, мелки, бумага, цветная бумага, ножницы, клей, таблички. |
Налей воду. Намочи кисть. Краски. Нарисуй. Вымой кисть. Рисуй аккуратно. Вырежи. Работай аккуратно. |
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший возраст.-М.: Педагогическое общество России,2003.-80 с.
- Людмила Рыжова. Методика детского экспериментирования (ФГОС) Уч.-метод. пос. д/дошк. воспитания, д/гуверн. и родит. Детство-пресс.2014.-208 с.
- Акимова Ю. А. «Знакомим дошкольников с окружающим миром».Издательство: ТЦ Сфера, 2007. -128 с.
- «Организация детской экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. — 2-у изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 64 с.