Межрегиональные кластерные объединения — платформа профессионального развития и успешной самореализации педагогов
Автор: Кузнецова Екатерина Геннадьевна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (76) июнь 2024 г.
Дата публикации: 17.05.2024
Статья просмотрена: 40 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, Е. Г. Межрегиональные кластерные объединения — платформа профессионального развития и успешной самореализации педагогов / Е. Г. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 6 (76). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/269/9215/ (дата обращения: 17.12.2024).
Кластерный вариант объединения педагогического сообщества — это форма партнерских отношений между образовательными организациями с общими идеями, целями и задачами, равноправным участием всех членов кластерного взаимодействия в совместной деятельности: научно-исследовательской, проектной, конкурсной, и т. д. Такие сообщества позволяют консолидировать кадровые, методические ресурсы учреждений и, при правильной организации межгруппового взаимодействия, являются эффективным средством развития компетенций педагогов и платформой их успешной самореализации на профессиональном поприще. Общую стратегию и координацию деятельности кластерной группы осуществляет куратор, а отдельное руководство внутри каждого коллектива — фасилитатор, обеспечивающий идейную генерацию и командообразование, успешную коллаборацию с коллегами из других образовательных организаций.
Чаще всего подобные сообщества создаются в виде муниципальной кластерной сети, однако в настоящее время стали появляться варианты межрегиональных кластерных объединений, одним из которых является сетевое сообщество «ВЗЛЕТ».
Для разработки и реализации совместного методического продукта (в рамках участия во втором сезоне исследовательских проектов «Время — детям!») несколько образовательных организаций объединились в группу, в которую вошли педагоги из г. о. Подольск Московской области, г. Ефремов Тульской области, г. Гатчина и г. Никольское Ленинградской области. Позже присоединились коллеги из г. Ульяновск и подмосковного г. Люберцы. Эта группа стала известна в профессиональной среде как межрегиональное сообщество «ВЗЛЕТ», в числе достижений которого — несколько успешно реализованных совместных проектов, ставших победителями и лауреатами масштабных федеральных конкурсов и всероссийских фестивалей: Юбилейного X Федерального научно-общественного конкурса «Восемь жемчужин дошкольного образования» (декабрь 2023 г.), Всероссийского Фестиваля «Наустим» (2024 г.).
|
В процессе совместной деятельности усилиями «ВЗЛЕТА» создана эффективная модель образовательной деятельности, способствующая опережающей профессиональной ориентации дошкольников средствами STEAM-образования, апробирован метод гибридного образования, стирающий границы и расстояния между детскими садами разных городов и областей. Вместе с тем, одним из ведущих направлений в процессе кластерного межрегионального сотрудничества с коллегами из других регионов для МКОУ «ЦО № 4» стало профессиональное развитие и самореализация педагогических кадров .
STEAM-образование, технология мультипликации, робототехника и программирование, выращивание растений и изучение способов автоматизации агрономического процесса с помощью робототизированного комплекса «Умная теплица» — все это прочно вошло в повседневную практику педагогов детского сада и стало стимулом создания оригинальных авторских методик.
|
|
|
|
В детском саду появилась робототехническая лаборатория, где юным инженерам-робототехникам предоставляется полная свобода изобретательства. В ней создаются роботы, макеты различных аппаратов, ракет. Главный принцип организации работы — программирование и робототехника в детском саду совсем не означают постоянное нахождение ребенка у экрана персонального компьютера. Процесс обучения заключается не в том, чтобы научить детей работать с компьютером, гаджетами, а направлен на развитие у них навыков, необходимых для самореализации в современном мире, успешного обучения в школе, привитие интереса и мотивации к изучению предметов соответствующего цикла.
Большое внимание уделяется формированию социальных навыков детей, которые помогут им в дальнейшем решать многоплановые задачи, быть успешными в жизни и востребованными в любом виде деятельности. Дошкольники осваивают новые способы коммуникации, учатся работать в команде. Реализовать это в полной мере помогает организованная на базе учреждения студия медиа и анимации «МультяшКА», где ребята не только создают свои анимационные сюжеты, буктрейлеры, рекламные и социальные ролики, но и учатся вести репортажи, брать интервью, озвучивают мультфильмы и видеосюжеты. Дошкольники участвуют во всех этапах создания анимации: изготовлении декораций, атрибутов и персонажей, покадровой съёмке, озвучивании героев, монтаже.
Создание мультипликационного ролика — трудоёмкий и довольно сложный процесс. Оживить, сделать более интересной кропотливую работу создания анимационного сюжета в технике перекладки, помогает интересный авторский способ — создание фотомультиков с реальными персонажами, который был разработан педагогами МКОУ «ЦО № 4» и апробирован на практике с детьми старшего дошкольного возраста (педагоги Родионова Т. Н. и Рогожина Н. В.).
|
|
Фотомультик с реальными персонажами — это анимационная история, созданная с использованием фотографий воспитанников группы, родителей, педагогов — всех, кого знают дети. Сюжет может быть самый простой — «Утро в детском саду», «На прогулке», «Поздравление». Снять, озвучить, а затем и увидеть себя, своего друга, маму или папу, любимого воспитателя на экране интересно не только детям, но и взрослым.
Новым импульсом развития педагогического мастерства и общего творческого вдохновения стал ЭТ-центр «АгроМАГиЯ», в котором используется оригинальный авторский метод интеграции экологического и технического воспитания в процессе работы с роботизированным комплексом «Умная теплица», разработанный группой педагогов МКОУ «ЦО № 4».
|
Выращивая растения в разных видах мини-теплиц — от самых простых (с пластиковым куполом, клапанами для регулировки влажности почты, фитолампами) до робототизированных (с автоматическим управлением), ребята не только проводят сравнительные эксперименты и ботанические опыты по выращиванию биологических культур, но и знакомятся со способами автоматизации агрономического процесса: узнают что такое и как устроены автополив, автоматическая подсветка камер, как работают датчики влажности почвы, освещенности и т. д. Опыт работы в данном направлении аккумулирован в методическом пособии для педагогов, составителем которого является автор статьи.
Интересные творческие задумки, реализация оригинальных методик и разработок, использование инновационных технологий и новейшего оборудования позволили педагогам успешно аттестоваться и представить свой опыт работы в конкурсах профессионального мастерства. В 2024 году сразу четырем педагогам МКОУ «ЦО № 4» присвоена высшая квалификационная категория. Педагог Родионова Т. Н. стала абсолютным победителем регионального этапа конкурса «Воспитатель года России — 2023», и скоро ей предстоит представить Тульскую область уже на Всероссийском уровне.
Участие в межрегиональном сетевом сообществе «ВЗЛЕТ» — одно из важных мероприятий проекта по развитию кадрового потенциала в МКОУ «ЦО № 4», стартовавшего в Год педагога и наставника. Успешный опыт взаимодействия образовательных организаций из разных регионов в единое кластерное объединение показывает эффективность подобных сетевых форм для профессионального развития и успешной самореализации педагогов. Под умелым руководством куратора сообщества, фасилитатора, как идейного вдохновителя и организатора деятельности своего коллектива, можно достичь значительного прогресса в педагогической деятельности.