Кластерное развитие дошкольного образования
Автор: Балалиева Ольга Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 8435 раз
Библиографическое описание:
Балалиева, О. В. Кластерное развитие дошкольного образования / О. В. Балалиева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/268/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современный период характеризуется значительными изменениями, происходящими в системе образования. Это обусловлено новой концепцией социального и экономического развития страны. Сегодня современное, качественное образование, построение гражданского общества просто необходимо. Для достижения результатов надо перенастроить систему образования на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленных на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие всех участников образовательного процесса позволяет выделять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а так же обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка [4, c. 295].
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют приоритет в определении итогового результата освоения дошкольником программы, который заключается в описании интегративных качеств ребенка, среди которых выделяются такие как: «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации, любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире) задает вопросы, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
Для обеспечения ФГТ в части освоения и достижения дошкольниками итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования необходимо пересматривать характер трансляции социокультурного опыта, преломлять его через специфику социокультурного развития региона, города [ 3].
По мнению ряда российских ученых, педагогов, наилучшим образом для решения этих проблем служит кластерный подход. Его целесообразность и актуальность практически не вызывают сомнений и в зарубежной научно-педагогической мысли.
Основоположниками кластерного подхода к организации образовательного процесса являются зарубежные педагоги - новаторы такие как Рензулли Дж.С., Джентри М., Рейс С.М., Селюк Е.Ю.
В понимании авторов, кластер – практикоориентированная деятельность творческих мастерских, специально организованных для создания продукта или услуги, работа разновозрастной группы участников образовательного процесса.
В переводе с английского языка слово «кластер» (cluster) означает «пучок», «гроздь», «группа», «расти пучками», «концентрация». От того, насколько будут объединены цели педагогов, детей, родителей в одну, согласованы цель и задачи, найдены аспекты личностного смысла, привлекательные для всех субъектов, зависит успешность выработанной стратегии. Таким образом, в научной литературе под кластером в образовательной системе понимают совокупность ее свойств, отвечающих за эффективность и качество решения определенного круга задач на конкретном этапе деятельности субъектов[1, c.17-18].
Под кластерами развития образования понимается: «инициативы и проекты развития образования, в которые включались многие школы и вокруг которых сформировалась (или формируется) устойчивая поддержка из внешней среды»,[2, c.48], присущие отдельному экономико-географическому региону.
Существенный вклад в формирование понимания кластерного подхода и кластеризации внес М.Б.Портер, рассматривая проблемы конкурентоспособности страны в целом и ее образовательной системы- в частности. Согласно его теории, эффективность любой системы следует оценивать через призму не отдельно составляющих, а кластеров - взаимосвязанных компонентов, элементов и т.д.
Проблема кластеров в образовании исследовалась многими учеными, в трудах которых анализировался процесс их формирования, этапы развития, структурирование (В.П.Бурдаков, Т.И.Шамова, Ю.Н.Юров, В.Т. Волов, П.И.Третьяков, Т.М.Давыденко и др.).
При реализации кластерного подхода можно выделить несколько ключевых моментов: наличие, во-первых, общей цели; во-вторых, правовой основы совместной деятельности субъектов; в-третьих,разработанных механизмов взаимодействия между субъектами, объединяющимися в кластер.
Большое значение для эффективности кластера имеет взаимодействие и взаимовлияние внутри него, когда все субъекты оказывают обоюдную поддержку. Близость друг к другу, внутренние связи, наличие постоянных личных контактов и общего взаимодействия облегчают коммуникацию и передачу информации. Входящие в кластер субъекты быстро узнают об инновациях в сфере образования, доступности новых компонентов и средств обучения, апробации их в образовательном процессе, отслеживают новые тенденции в развитии образовательной системы, опираясь на внутрикластерные взаимосвязи [1,c. 20].
Целью формирования кластеров развития дошкольного образования является интенсивный поэтапный темп внедрения инноваций с тщательным отслеживанием эффективности. Условие успешности - открытость всех происходящих внутри кластера процессов и презентабельность результатов для всех образовательных учреждений. Дошкольные образовательные учреждения, желающие объединиться в кластеры развития, принимают решения самостоятельно (без участия отделов управления образования), разрабатывают программу развития, определяют планируемый результат, уровни, критерии и показатели эффективности инновационной деятельности. Команда дошкольного образовательного учреждения, участвующего в организации кластера развития, должна быть способна слаженно достигать результата, с общим видением перспективы, со стремлением к самосовершенствованию, способностью учиться, координировать свои действия, коллективно принимать решения и реализовать их совместными усилиями. Достижения одной команды могут задать тон и стать образцом для других организаций [2, c.48].
Следовательно, кластерный подход основан на партнерстве заинтересованных друг в друге субъектов, применяется в исследованиях проблем их конкурентоспособности, а также как метод стимулирования инновационной деятельности всего образовательного учреждения. Кроме того, следует отметить, что конкурирующие структурные подразделения образовательного учреждения вынуждены оказывать поддерживающее влияние друг на друга. То есть, одновременно существуя в конкурентной среде, им придется вопреки правилам конкуренции «помогать» друг другу развиваться. По мнению М.Б. Портера, ограничение конкуренции в кластере ведет к его упадку.
Кластерный подход в дошкольном образовании связан, прежде всего, с организацией особого типа образовательной деятельности, суммирующей в себе приобретение знаний и умений через исследовательскую и творческую активность, характеризуемую тремя признаками:
Во-первых, имеет место персонализация темы или проблемы – дети занимаются чем-либо, потому что они хотят делать именно это.
Во-вторых, используемые детьми методы исследования или творческого производства соответствуют способам действия практикующих профессионалов (хотя их методология и находится на исходном уровне по сравнению со взрослыми исследователями, создателями фильмов, театральных декораций, актерами и пр.).
В-третьих, активность детей всегда нацелена на производство продукции или услуг и направлена на удовлетворение потребностей определенной группы людей: будь то изготовление памяток по здоровому образу жизни для малышей или постановка спектакля для родителей, изготовление массажных ковриков из бросового материала.
Информация (содержание) и умения (процесс), являющиеся сущностью ситуаций данного вида организованной детской деятельности, основаны на требованиях «необходимости знать» и «необходимости делать».
Образовательная деятельность на основе кластерного подхода
представляет собой синтез и применение содержания, процессов и
личного вовлечения.
Роль старшего дошкольника трансформируется от
заучивающего инструкции до исследователя-первооткрывателя, а роль
педагога изменяется от инструктора и распространителя знаний до
комбинирующей роли фасилитатора, тренера, поставщика ресурсов и
иногда партнера или коллеги.
Хотя выполнение некоторых исследований подразумевает наличие
обширного опыта и соответствующих условий предметно - развивающей
среды, выходящих за пределы способностей старшего дошкольника, тем не
менее, почти в каждой области знания можно осуществлять эксперименты
на так называемом начальном уровне, соответствующим возможностям
детей. При этом такие эксперименты всегда имеют
практикоориентированную направленность, так как осуществляются в
целях удовлетворения потребностей какой либо группы людей. Роль
фасилитатора в обеспечении методологического сопровождения
заключается в помощи детям в идентифицировании стоящей перед ребенком
проблемы или задачи, нахождении и приобретении необходимых
материалов, а также знакомстве с людьми, которые могут помочь им с
надлежащим использованием исследовательских техник.
Хотя
методологическая помощь выступает важной составляющей обязанностей
фасилитатора, владение большим количеством исследовательских техник
не является ни необходимым, ни реалистичным для ведущего в кластере.
Богатый опыт и ориентирование в теме исследования необходимы,
однако самое важное качество – это способность узнавать, где и
как помочь детям в приобретении необходимых материалов, а также
собственное стремление к получению специализированных ресурсов и
знакомств со значимыми людьми, что в современных условиях является
важным критерием компетентности педагога.
В кластере участники будь то дети, родители, педагоги не выполняют одинаковые задачи. Присутствует разделение труда, аналогичное реально существующему на производстве, и каждый, выполняя работу, тем самым развивает свои интересы и специализацию. Группу объединяет общая цель, при этом каждый ее член вносит свой уникальный вклад в общее предприятие. При этом, участвуя в работе кластера дети приобретают опыт коммуникативного взаимодействия с людьми различных возрастных категорий и профессий: от родителей воспитанников, до педагогов системы начального общего образования.
Как возможно внедрение кластерного подхода в образовательный процесс старших дошкольников? На наш взгляд, внедрение кластерной организационной технологии в образовательный процесс старших дошкольников, позволит существенно расширить круг межличностного общения детей: интерес и умелое вовлечение детей в образовательный процесс, а также четкое целеполагание в работе кластера и доступное объяснение для чего и кому это необходимо, способны развить в старшем дошкольнике такие качества личности как ответственность, коммуникабельность, умение искать и использовать информацию, приобретать первый опыт в исследовательской и практической деятельности [3].
В результате кластерного развития дошкольного образования для каждого участника ожидается: наиболее активное внедрение инновационных технологий, предсказуемость результатов, интенсивное развитие образовательного учреждения. Инновационная деятельность образовательных кластеров развития, предполагает обеспеченную новыми идеями и подходами активность в привлечении дополнительного финансирования.
Таким образом, кластерное развитие дошкольного образования – это перспективная альтернатива существующей системе, предполагающая целевое объединение профессионалов образования, передовых идей и материальных ресурсов.
Безусловно, вопрос пересмотра традиционного взгляда на обучение и воспитание подрастающего поколения требует длительной и существенной структурной и содержательной перестройки. Однако всегда успех ожидает того, кто ищет новых подходов к осуществлению этой важной миссии в системе человеческих взаимоотношений.
- Литература:
Игнатова, И. «Пучки» и «гроздья» управления [Текст] /И.Игнатова, Н.Екимова //Управление школой. - 2009. - №24. - С.17-20.
Осинцева, И.М. Кластерное развитие образования [Текст] /И.М.Осинцева // Национальная образовательная стратегия. Формирование современной модели образования, ориентированной на достижение целей опережающего развития: материалы окружной науч.-практ. конф.-Екатеринбург,2009.- С.46-48.
Стариковская, Е.В. Развитие интегративных качеств личности у старших дошкольников на основе кластерного подхода http://www.uoura.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1120.
Чусовитина, Н.И. Взаимодействие детского сада и семьи: из опыта работы [Текст] /Н.И. Чусовитина //Школа педагогических взаимодействий: вчера, сегодня, завтра: сборник материалов Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодых учителей /Под ред.Э.Ф.Зеера; Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург,2010 .- С.295.