Развитие творческого воображения у старших дошкольников через занятия песочной анимацией | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 31.01.2023

Статья просмотрена: 345 раз

Библиографическое описание:

Третьякова, Н. В. Развитие творческого воображения у старших дошкольников через занятия песочной анимацией / Н. В. Третьякова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/8042/ (дата обращения: 17.12.2024).



Творчество — это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое.

Л. С. Выгодский

Жизнь в современном обществе требует формирования творческой личности , обладающей способностью нестандартно решатьпоставленные перед ней задачи, находить новые пути решения проблем. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей и воображения, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир, фантазировать.

Поэтому главной задачей родителей и образовательного учреждения является помощь ребёнку в развитии воображения и направление его в творческое русло, иначе в будущем он не сможет гармонично развиваться и стать успешным специалистом.

Воображение — это одна из высших психических функций мозга, способность человека к созданию нового образа, основываясь на ресурсах своей памяти. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, является условием творческогопреобразования имеющихся у детей представлений , способствует саморазвитию личности.

Одним из четырёх видов воображения является продуктивное (творческое) воображение. Творческое воображение — это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Данный вид воображения заключается в самостоятельном создании новых образов.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО творческое воображение старших дошкольников представляет огромный потенциал для реализации проектов комплексного подхода в обучении и воспитании.

Творческое воображение, как психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности старшего дошкольника. В этом возрасте творческое воображение развивается особенно интенсивно, и если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Изобразительная деятельность — один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому. Особую важность представляет одно обязательное условие: деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость и удовольствие. Такие положительные эмоции вызывает у детей рисование песком, где ребенок может смело творить, не боясь ошибиться. Податливость песка и его природная магия завораживают. Занятия песочной анимацией способствует созданию ситуации успеха у всех детей, помогают и в дальнейшем развивать их творческие способности и воображение.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на важность «поддержки разнообразия детства», организацию образовательного пространства, которое «должна обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; эмоциональное благополучие; возможность самовыражения детей».

Поэтому для своевременной помощи в развитии творческого воображения дошкольников необходимо создать условия, которые заключаются в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ и осуществления дополнительной образовательной деятельности.

В нашем детском саду работает студия песочной анимации «Весёлые песчинки», где дети рисуют на световых столах песком и на песке. Для занятий оборудован специальный кабинет с возможностью затемнения, световыми столами с кварцевым песком, магнитофоном; видеокамерой и телевизионной панелью, чтобы у детей была возможность видеть картинку со стола педагога.

Рисование песком — это всегда импровизация. Созданная ребенком картина — не застывший продукт творчества. Она подвижная, будто живая, так как песочная анимация — это динамическое рисование. Невозможно предугадать заранее какая картина получится, но с уверенностью можно сказать, что процесс творчества очевиден.

В более яркой форме фантазия сливается с интересом в игровой деятельности. Развитие творческого воображения основывается на принципе фантазирования в процессе осуществления игровой деятельности. Поэтому каждое занятие проходит в игровой форме в виде сказки или занимательной истории под музыкальное сопровождение. Музыка специально подбирается для каждого занятия в соответствии с темой. Доброжелательная, сказочная, спокойная атмосфера на занятиях, сопровождаемая музыкой, способствует раскрепощению детей, проявлению творчества и фантазии. Творческие задания с использованием различных атрибутов и дополнительных материалов активизируют любознательность, воображение и мышление, пробуждают творческую детскую инициативу детей.

На первых занятиях дети знакомятся со свойствами песка, пробуют рисовать пальчиками, кулачками, палочками, познают простейшие навыки работы на песке.

Затем изучают приёмы предметного рисования песком и знакомятся со способами трансформации изображения («оживление картинки»). Далее осваивают рисование сюжетных картинок-историй в динамике, используя различные дополнительные материалы и инструменты (палочки, кисточки, воронки, ситечки, стеклярусы, гребешки и т. д.).

Необычные сочетания материалов и инструментов, нетрадиционная техника интересна и доступна по технологии выполнения практически всем детям. Всё это создает мотивированную потребность у ребенка к рисованию, помогает решить поставленную им творческую задачу. Именно поэтому необходимо познакомить детей с самыми разнообразными изобразительными техниками и предоставлять больше шансов для самовыражения.

По мере освоения детьми техник и приёмов рисования на песке и песком на занятиях вводятся творческие задания, пробуждающие воображение дошкольников. Первое из подобных заданий «На что похоже изображение?». Выполняя различные игровые упражнения на развитие мелкой моторики и тактильно-кинестетической чувствительности, у каждого ребёнка на световом столе получается какое-либо изображение, и дети придумывают, на что это похоже (например: мелкие завитки похожи на облака или мыльную пену). Затем созданные на песке изображения дополняются деталями и превращаются в различные предметы (завитки превращаются в барашка; вертикальные полоски в заборчик или рельсы и т. п.).

Интересное упражнение «Чей это след?», где дети фантазируют кто оставил след на их световом столе.

Очень нравится детям упражнение «Фигура». В данном задании на песке двумя руками рисуется какая-либо фигура (фигуры), а затем воображение детей превращает её в различные предметы (треугольник в кусочек торта или в балалайку, домик или кусочек пиццы).

Более сложное задание «Предмет на песке», когда на покрытый тонким ровным слоем песка стол кладётся предмет (стеклярус, камешек, трафарет и т. п.) и дети на его основе создают рисунки, вначале предметные, а затем сюжетные.

На игровом занятии «По дороге с облаками» выполняется задание «На что похожи облака», где дети придумывают, на что похожи их облака и дорисовывают их.

Проводятся занятия с поисковой деятельностью, где надо помочь главному герою или спасти кого-нибудь. Ребята самостоятельно придумывают и зарисовывают пути решения проблемы (например: «Где спрятаться зайчишке?» или «Как найти щенка?»).

Одна из любимейших тем занятий — украшение предметов, где дети самостоятельно украшают различными узорами новогодний шарик, тарелку, платочек.

На занятии «Морозные узоры» дошкольники проявляют свою фантазию и рисуют морозные узоры на «зимнем окне».

При рисовании сюжетных картин детям предоставляется полная свобода действий и полёт фантазии. Ребята учатся мысленно соединять образы в новые сочетания и комбинации, при этом важно развивать умения представлять возможные изменения действительности. Для этого мы изучаем приёмы трансформации изображения.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения . Впроцессе игровых занятий дети не ограничиваются в спонтанности творческого самовыражения, приветствуется самостоятельность ребёнка, оказывается помощь в поиске творческих решений.

Важно, чтобы родители знали о достижениях и способностях своего ребёнка. Для этого в ВКонтакте создано сообщество студии песочной анимации «Весёлые песчинки», где подробно освещается работа студии, выкладываются фотографии с занятий и детские работы. Родителям даются советы по дальнейшему развитию творческих способностей.

Таким образом, в период дошкольного возраста у детей происходит возникновение и формирование одного из важных психических процессов — воображения, которое заключается в способности создавать, основываясь на прошлый опыт, новые представления, дающие возможность планировать будущие действия.

Использование светового стола для рисования песком и на песке в работе с детьми дошкольного возраста — прекрасный способ развития творческого воображения и всестороннего развития детей в наиболее естественной и комфортной для ребёнка среде.

Литература:

  1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. — М., 2011.
  2. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010.
  3. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. — 4е. издание — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. — Кн. 1 : Общие основы психологии / Воображение : 260–271.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Путеводитель в таблицах и схемах / Под общей редакцией М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. — СПб.: КАРО, 2015.

Похожие статьи

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование математических представлений у дошкольников посредством занимательных игр

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости у старших дошкольников логопедической группы

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Формирование пространственной ориентировки у дошкольников через подвижные игры

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Развитие познавательного интереса у детей с ЗПР посредством игровой деятельности

Похожие статьи

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование математических представлений у дошкольников посредством занимательных игр

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости у старших дошкольников логопедической группы

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Формирование пространственной ориентировки у дошкольников через подвижные игры

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Развитие познавательного интереса у детей с ЗПР посредством игровой деятельности

Задать вопрос