Кинетический песок как одно из средств развития творческого воображения дошкольников
Автор: Яковлева Елена Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 24.09.2015
Статья просмотрена: 1252 раза
Библиографическое описание:
Яковлева, Е. В. Кинетический песок как одно из средств развития творческого воображения дошкольников / Е. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8767/ (дата обращения: 17.12.2024).
Воображение это — «…великий дар, так много содействовавший развитию человечества»
К.Маркс, Ф.Энгельс
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы бы лишились почти всех научных открытий и произведений искусств. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.
Другими словами — лишите человека фантазии и прогресс остановится! С деятельностью воображения мы сталкиваемся повсюду: и в литературе, и в живописи, и в музыке, да и в нашей повседневной жизни невозможно обойтись без воображения.
Проблема развития детского воображения в старшем дошкольном возрасте в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений.
Исследуя особенности детского воображения, Л. С. Выготский писал, что продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии, то есть это воображение достигает своей полной зрелости у взрослого человека. У ребенка «не только материал, из которого строит воображение беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество значительно уступает комбинациям взрослого».
Становление детского воображения подчиняется общим закономерностям развития этого процесса, но имеет свои особенности и, по мнению Л. С. Выготского, каждый период детства обладает своей формой творчества.
Отечественные психологи и педагоги рассматривают творческое воображение, как самоценность ребенка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника.
В теории и практике дошкольного образования накоплен немалый опыт развития творческого воображения детей в разных видах художественной деятельности, в том числе: в изобразительной, художественно-речевой, музыкальной. В последние годы усилилось внимание исследователей к изучению проблемы детского творческого воображения в театрализованной деятельности.
Развитие детского творческого воображения сложная и комплексная проблема. Современные подходы к ее изучению характеризуется стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творческого воображения в условиях интеграции разных видов искусства и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности детей. Творческое воображение есть самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности.
Творческая деятельность — это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение. В течение многих веков творческое воображение помогало человеку совершенствовать орудия труда.
Если вы желаете вырастить полноценную личность с развитым воображением, то заниматься с ребенком нужно с раннего детства. Помогите накопить малышу необходимый багаж знаний, и воображение из пассивного превратится в активное, что поможет крохе реализоваться в будущем.
Приемы развития воображения дошкольника могут быть самыми разными. Например, Леонардо да Винчи предлагал рассматривать трещины стен, облака и пятна и искать в увиденном сходства с окружающими предметами. Джанни Родари советовал родителям предлагать ребенку необычно соседствующие пары слов для придумывания сказочных историй — трава — сосульки, Золушка — пароход и т. п. Наверняка сейчас у вас возник вопрос о том, как правильно развивать воображение дошкольника.
Вообще, все обучение и развитие малыша, возраст которого меньше 7 лет, нужно проводить только в игровой форме. Что же касается воображения и мышления, а они связаны напрямую между собой, то здесь можно также прибегать еще к таким способам, как чтение книг и рассказы родителей об окружающем мире. Но, тем не менее, роль игры в развитии воображения сложно переоценить. Так уж устроены наши дети, что именно во время игры внимание ребенка задействовано на все 100 %. Поэтому навыки и умения, приобретенные в игровой форме, усваиваются полностью.
Все дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества. Кинетический песок — это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство. С его помощью ребенок будет поглощен увлекательной игрой. По сути, кинетический песок не отличается от обычного кварцевого песка, но имеет некоторые выгодные особенности благодаря присутствию в своем составе полимерного связующего вещества. Обладая достаточной сыпучестью, он вместе с тем легко принимает и сохраняет длительное время заданную форму. Эти ценные качества делают кинетический песок очень удобным материалом даже для самых маленьких «скульпторов».
Занятие лепкой из кинетического песка очень полезно для ребенка. Это прекрасная возможность развлечь малыша и активизировать процесс его индивидуального развития.
Чем полезен кинетический песок для детей:
- Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук;
- В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность;
- Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения;
- Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания. Этот материал широко используется детскими психологами.
- Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.
В жизни каждого ребенка воображение играет важнейшую роль. Ведь это не только эмоциональный полет фантазии, но также снимающий все пространственные и временные ограничения способ постижения окружающего мира. Воображение позволяет ребенку представить и создать то, с чем он пока незнаком или чего не существует в реальности. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество.
Литература:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1986.
2. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М., изд. МГУ, 1979.- с. 99.
3. Мухина В. С. Детская психология // Под ред. Венгера Л. Г. М., Просвещение, 2001.- с.437.
4. Художественное творчество в детском саду // под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1974.
5. Интернет-ресурсы.