Воображение активно развивается именно в дошкольном возрасте, существенно влияя на развитие речи и открывает возможность представить себе конечный результат в образной форме раньше, чем он появится. Воображение живет в каждом ребенке, который, чувствует, мыслит и активно действует на развитие игрового замысла.
Воображение позволяет каждому человеку выйти за пределы реальности, напомнит о прошлом и откроет будущее. Богатое воображение позволяет нам перемещаться во времени, «жить» в прошлом или будущем. Именно благодаря такому природному дару, как воображение, мы каждый день решаем жизненные задачи, создавая и воплощая новые идеи.
Дети прекрасно используют возможности воображаемого мира, где они являются «авторами» и героями собственных историй и необычных событий.
В дошкольном возрасте воображение просто необходимо. Чтобы понять мир, который редко удивляет взрослых, ребенок сначала изучает его, потом проверяет насколько правильны его предположения, именно так у ребенка складывается представление об окружающей действительности.
Наблюдая за детской игрой, мы видим, как дети воплощают свои идеи, как меняют сюжет при появлении новых фантастических образов.
Но хочется отметить, что у некоторых дошкольников наблюдается бедность игрового замысла, наблюдается слабое развитие воображения. Им трудно самостоятельно воплотить собственные идеи, такие дети имеют замедленное развитие.
В нашем детском саду в общеразвивающих группах обучаются дошкольники, имеющие речевые патологии или трудности в развитии. В процессе направленных занятий с дошкольниками, можно успешно развивать воображение, что создаст почву для продуктивного и свободного мышления дошкольников об окружающем мире.
Отличный способ развития воображения — сюжетосложение, где с помощью воображения дети определяют развитие игровой деятельности, и получают возможность воплощения собственных фантазий, реализуют свои замыслы, создают пусть небольшие, но законченные произведения.
Для развития воображения дошкольников мы используем специально направленные игры на развитие воображения:
- ролевые игры — «Оживи сказку», где педагог на равных с дошкольниками включается в процесс и может влиять (по необходимости) на выполнение детьми необходимой цепочки игровых действий. Ребенок перевоплощается в образ, который помогает развить детское воображение, получает опыт ролевого поведения. Дети упражняются в придумывании нового замысла, ролевого поведения новых персонажей и т. д.
В начале дети воспроизводят сюжет прочитанной педагогом сказки. Дети распределяют роли, имеют возможность вносить в сюжет сказки собственные изменения. Педагог побуждает (задавая вопросы) детей творчески создавать сюжет сказки. Благодаря чему у дошкольника формируется умение в развернутой словесной форме, или в свернутых интуитивных соображениях строить обоснования сюжета и поведения выбранной роли.
Педагоги заинтересованы научить ребенка не только фантазировать, но и уметь реализовать замысел, создать небольшое, но законченное произведение.
- Предлагаем детям коллективное сочинение сказок: важно чтобы в ней принял участие каждый воспитанник, составил несколько предложений для продолжения общего сюжета. Педагог участвует в игре на равных правах, помогает детям направить (задавая вопросы) развитие сюжета и по необходимости построить его логическое завершение.
- Удачно используем метод коллективного рисования «Волшебный рисунок». Дошкольники получают возможность выполнить рисунки со сверстниками группы. Они создают оригинальные картины в сотрудничестве идейного воплощения совместного замысла. Получается продукт групповой фантазии, где можно увидеть, каким видят мир дети.
- Необходимы игры развивающие чувства собственного тела и передать через движения определенный образ.
Пантомима для дошкольников веселая развивающая игра. Ребенок в своем движении показывает определенный образ, зрителям необходимо угадать персонаж по действиям. Дети, не используя слова, выражают свои мысли и чувства в действиях. В качестве образца мы смотрим выступления профессиональных мимов, чтобы было понятно, как можно донести до людей свои чувства.
Например, изобразить росток, падающий лист, голодную собаку и т. д. Дети нуждаются в двигательной активности, что положительно влияет на психику и моторику детей, дает возможность расходовать энергию и легко выплеснуть ненужные эмоции.
- Дошкольники большим удовольствием играют в «Снежный ком». По сценарию дети выполняют определённые движения, которые отображены на специальных карточках.
Например, по карточке первому игроку необходимо прыгнуть. После чего карточка с этим заданием больше не используется в данной игре. Следующий ребенок выполняет движение предыдущего и движение по вытянутой карточке.
Игра продолжается, пока кто-нибудь из детей не сможет выполнить все задания по порядку.
- Повысить интерес к запоминанию произведения или стихам помогает игра «Расскажи руками». Рассказав стих или небольшое произведение с помощью движений, ребенок лучше понимает его смысл и чувства героев.
Данная работа требует от педагога проявления интереса и стимуляции участников в виде поощрения высказываний и оригинальных идей. Такие формы работы дарят детям удовольствие, и возможность овладевать умением фантазировать, и более уверенно проявлять и развивать умение воображать и рационально мыслить.
Благодаря таким занятиям дети получают возможность увидеть и рассказать о своем внутреннем мире, что благоприятно в развитии мышления, памяти и анализа, и выражения ярких эмоций и учится чувствовать других людей. Таким образом дошкольник учится думать, вспоминать, мечтать, строить планы и воплощать их в игры, образы, а потом и расширить горизонты своего сознания.
Мы дарим дошкольникам возможность придумать свой мир, благодаря чему они становятся более раскрепощенным, жизнерадостными и неординарными.
Дети с богатым воображение делают собственные открытия, самостоятельно находит решения непредвиденным ситуациям. На протяжении всей жизни детям будет помогать умение преодолеть трудности. Можно придумать свои полезные игры для развития воображения у дошкольников, что будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника.
Литература:
- Дьяченко О. М. — Развитие воображения дошкольников. М., 1996.
- Меерович М. И., Шрагина Л. Технология творческого мышления / М. И. Меерович, Л. Шрагина. — Минск: Харвест: М.: АСТ,, 2000. — 176 с. c. — Текст: непосредственный.
- Ильина, М. В. Развитие вербального воображения / М. В. Ильина. — Пособие для педагогов детских учреждений. — Минск: Харвест: М., 2005.— Текст: непосредственный.
- Субботина Л. Ю. / Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.