К вопросу о детском тимбилдинге на занятиях физической культуры дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 27.01.2023

Статья просмотрена: 409 раз

Библиографическое описание:

Гулина, О. В. К вопросу о детском тимбилдинге на занятиях физической культуры дошкольного образовательного учреждения / О. В. Гулина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/8023/ (дата обращения: 22.12.2024).



Встатье рассматривается проблема командообразования детей среднего дошкольного возраста. Раскрывается понятие детского тимбилдинга, связанное с осознанием значимости формирования команд среди дошкольников. Выделяются методы детского тимбилдинга, применимые на занятиях физической культуры.

Ключевые слова: дошкольники, команда, командообразование, детский тимбилдинг, физическая культура.

В настоящее время реалии общества диктуют нам необходимость владеть умением работать в команде. Как пишет Ю. В. Болотова, команда — это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи [1]. Данное умение играет важную роль практически во всех сферах деятельности человека.

Согласно словарю иностранных слов тимбилдинг — это сплочение коллектива, построение команды [5]. К методам тимбилдинга часто относят мероприятия или события игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между участниками, повышение сплоченности коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений.

Основу командообразования составляют принципы, которые задают определенные правила при организации команды [1]:

  1. Принцип коллективного исполнения работы.
  2. Принцип коллективной ответственности.
  3. Принцип высокого стимула команды за конечный результат.
  4. Принцип повышенной исполнительской дисциплины.

Многие дети старшего дошкольного возраста в процессе участия в играх не проявляют умения работать в команде, договариваться, соблюдать правила при выполнении групповых заданий. Однако эти качества необходимы всем, кто желает строить отношения с окружающими людьми.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из задач области «Социально-коммуникативное развитие» выступает формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Отсюда следует, что в дошкольных образовательных учреждениях развитию этого умения должно уделяться большое значение.

Таким образом, детский тимбилдинг — это не просто развлекательное мероприятие, направленное на веселое времяпрепровождение. Это задания, которые реализуются в игровой форме и имеют в своем содержании цель [2]. Целью таких занятий выступает сплочение детского коллектива, развитие умения сотрудничать и договариваться, дружить и поддерживать друг друга. Это своего рода такой инструмент, который укрепляет всю команду.

Дошкольный возраст имеет ряд особенностей психофизиологического характера [4].

Младший дошкольник,3–4 лет переживает так называемый кризис трех лет, который заключается в отделении своего личностного я от взрослого. Дети 3–4 лет способны усваивать некоторые нормы и правила поведения, заметить несоответствие другого ребенка этим нормам и правилам поведения. Однако дети выделяют не нарушение самой нормы. А нарушение требования взрослого. В три года ребенок начинает понимать гендерные различия. Он идентифицирует себя с представителями своего пола и аргументирует это рядом признаков: одежда, игрушки, предпочтения в игровой деятельности.

Данный возрастной период отличается высокой потребностью ребенка в движении. Детская двигательная активность занимает не менее половины времени бодрствования ребенка. Начинается освоение ребенком основных движений.

Далее рассмотрим средний дошкольный возраст. Дошкольники 4–5 лет все еще не осознают в полной мере социальные нормы и правила поведения, однако у них начинают складываться обобщенные представления о том, как «правильно» и «неправильно», как «надо и не надо» себя вести. Дети могут следовать определенному набору правил, но следование часто бывает неустойчивым в силу легкой отвлекаемости ребенка на более интересные для него явления. В возрасте 4–5 лет все основные трудности во взаимодействии ребенка с окружающими, вызванные кризисом 3-х лет, уходят. Здесь начинает активно проявляться любознательность к миру предметов, вещей человеческих отношений. И наиболее результативно это происходит в процессе сюжетно-ролевой игры. В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет ребенок может запомнить уже 5–6 предметов (из 10–15), изображенных на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 5–6 лет происходят изменения ребенка о самом себе. Эти представления начинают включать представления ребенка о том, какой он, а также о том, каким бы он не хотел быть в будущем. Существенные изменения происходят в процессе игры. Дошкольники начинают вводить правила. Вне игры общение детей становится менее ситуативными. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, проявляют эмоциональную поддержку по отношению к друг другу.

В возрасте 6–7 лет ребенок осознает себя как личность, как субъект деятельности и поведения. Он уже уверенно владеет культурой самообслуживания. Расширяется сфера мотивов дошкольников за счет развития таких мотивов, как познавательные, просоциальные, а также мотивов самореализации.

Таким образом, дошкольный возрастной период — это, во-первых, период интенсивного физического развития ребенка: рост, укрепление мышечной системы, совершенствование координации и движений; во-вторых, период активного развития когнитивных процессов: внимание становится более устойчивым, дети приобретают элементарные трудовые навыки.

Актуальность использования тимбилдинга в коллективе дошкольников обусловлена тем, что для выполнения упражнений на командообразование, проводимых в игровой форме, детям приходится взаимодействовать друг с другом, внимательно слушать других, четко и ясно изъясняться, маслить творчески.

Значимость тимбилдинга в детском коллективе очень высока. Для успешной реализации в будущем и предотвращения трудностей в общении ребенку необходимо уметь взаимодействовать с окружающими его людьми [3].

В процессе моделирования какой-либо ситуации при командных играх члены команд нарабатывают навыки для совместного достижения целей и задач, активно обмениваются эмоциями.

Анализ литературы по выстраиванию взаимоотношений в детском коллективе позволил нам разработать план внедрения элементов тимбилдинга в физкультурно-оздоровительную деятельность нашего учреждения.

Вышеперечисленные принципы построения команды реализуются под руководством педагога, который в процессе своей профессиональной деятельности реализует взаимодействие как на уровне ребенок-ребенок, так и на уровне дети-педагог.

Основываясь на анализе педагогической литературы, мы разработали серию занятий, направленных на становление детского коллектива.

Целью занятий является развитие детского коллектива как целостного группового субъекта.

Задачи серии занятий:

  1. Создание доверительной атмосферы для общения в группе, благоприятного социально-психологического климата.
  2. Развитие эмпатии участников по отношению друг к другу.
  3. Формирование навыков взаимодействия в команде.
  4. Формирование групповых норм партнерского общения.
  5. Развитие чувства «мы команда».

Для реализации цели и задач нами была разработана серия занятий по плаванию для группы дошкольников 4–5 лет.

Структура занятий была следующей:

  1. Приветствие.
  2. Основная часть.
  3. Рефлексия (подведение итогов взаимодействия).

Занятия проводились раз в неделю по 20–30 минут.

Этапы проведения занятий представлены в таблице 1.

Таблица 1

Содержание занятий по формированию детского коллектива

этапа

Название этапа

Содержание этапа

Методическое обеспечение

1.

Приветствие

Педагог здоровается с дошкольниками, оглашает цель занятия, план, используя загадки, пословицы, поговорки, речевки про команду

Пословицы:

  1. Доброе братство дороже всякого богатства.
  2. Ты, гроза, грозись, а мы — друг за друга держись!
  3. Одна пчела не много меду натаскает.
  4. Мы команда, Мы едины, Вместе мы, Непобедимы!

2.

Основная часть занятия

Проводится в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью в этом возрасте, согласно психофизиологическим особенностям. На одном занятии реализуется одна игра в силу учета возрастных особенностей дошкольников. Перед проведением игр необходимо уделить время обсуждению правил.

Игры на командообразование:

  1. «Не давай мяч водящему» — играющие образуют круг диаметром в 8— 10 м. В центр круга становятся 2–3 водящих. Одному из стоящих по кругу дается мяч. По сигналу играющие начинают передавать мяч друг другу. Водящие пытаются перехватить мяч или коснуться его. Если им это удается, то игрок, допустивший ошибку, занимает место водящего, который переходит в круг.
  2. «Пушбол» — Команда состоит из 5 игроков (4 — в команде, 1 вратарь). Мяч можно толкать по желанию в любом направлении. Цель игры состоит в том, чтобы загнать мяч за линию ворот соперника.
  3. «Переход через болото» — каждому члену команды раздают лист бумаги, это «кочка» на болоте. Каждый участник должен, наступая на свою кочку, перейти через болото. Но в болоте живет ужасный и голодный крокодил, который утягивает к себе кочки, остающиеся пустыми. Поэтому игрок всегда должен стоять на «кочке». Вся команда должна перейти болото. Участники команды могут делиться местом на своей кочке, таким образом, оказывая взаимопомощь друг другу.

3.

Подведение итогов. Рефлексия.

Педагог организует взаимодействие таким образом, чтобы воспитанники проанализировали свои действия, выразили мнение по поводу проведенной игры. Рефлексия строится на основе коммуникативного взаимодействия через вопросно-ответную технологию. Также может использоваться такой инструмент, как «Шкала настроения», где каждый ребенок может отметить то. Как он себя чувствует до и после игры. Такой метод помогает педагогу проанализировать свою деятельность и при необходимости скорректировать дальнейшее взаимодействие

  1. Шкала «Цвет — настроение» (детям предлагаются цветные карточки):

— красный — восторженное,

— оранжевый — радостное,

— желтый — спокойное,

— зеленый — уравновешенное,

— синий — грустное,

— фиолетовый — тревожное,

— черный — уныние.

  1. Вопросы для рефлексии:

— Насколько я доволен итогами работы группы?

— Что реально мы могли бы еще сделать?

— Что я сейчас чувствую?

— Достаточно ли дружен наш отряд?

— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Таким образом, детский тимбилдинг — это процесс формирования детского коллектива путем использования игр, заданий, направленных на развитие таких качеств личности, как взаимопомощь, эмпатия, умение слушать и слышать, коммуникативное взаимодействие, адаптивность, гибкость.

Развитие командообразования в детском коллективе может происходить на занятиях физической культуры путем реализации спортивных игр с учетом психофизиологических и личностных особенностей воспитанников.

Литература:

  1. Болотова, Ю. В. Организация командной работы педагогов в условиях развития ДОО / Ю. В. Болотова. — Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2021.
  2. Квашнина, Т. М. Тимбилдинг, как технология формирования детского коллектива в старшем дошкольном возрасте / Т. М. Квашнина. — Технологии образования, 2020. — № 3(9). — С. 20–22.
  3. Князева, О.Л., Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет / О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — М.: Просвещение, 2005.
  4. Склярова, Т. В. Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания / Т. В. Склярова. — Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология, 2007.
  5. Словарь иностранных слов: Актуальная лексика. Толкования. Этимология / Н. Н. Андреева и др.; специальный научный редактор А. В. Боброва. — Москва: Цитадель, 1997. — 318 с.

Ключевые слова

физическая культура, команда, дошкольники, командообразование, детский тимбилдинг

Похожие статьи

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Подвижные игры как средство физического развития детей среднего дошкольного возраста

В статье автор рассматривает проблему физического воспитания и развития детей дошкольного возраста и краткий обзор по источникам, дает общую характеристику подвижным играм, которые способствуют развитию определенного физического качества «бег».

Игровая позиция педагога дошкольного образования

В статье автор рассматривает значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. На основе раскрытия понятия «педагогическое сопровождение» рассмотрены варианты игровой позиции воспитателя дошкольного образования как условие развит...

Определение темперамента студентов как составляющая спортивно-организованного физического воспитания студентов

В статье приводятся параметры изучения темперамента студентов, занимающиеся средствами мини-футбола в процессе спортивно-организованного физического воспитания.

Педагогическое обеспечение игровой деятельности: понятие и структура

В статье раскрывается сущность педагогического обеспечения игры детей. Рассматриваются основные понятия и структура игровой деятельности.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Особенности проявления саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности

В статье рассматриваются особенности саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в процессе организации двигательной деятельности. Предлагаются способы, которые могут повлиять на повышение уровня саморегуляции у детей дошкольного возраста на за...

Похожие статьи

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Подвижные игры как средство физического развития детей среднего дошкольного возраста

В статье автор рассматривает проблему физического воспитания и развития детей дошкольного возраста и краткий обзор по источникам, дает общую характеристику подвижным играм, которые способствуют развитию определенного физического качества «бег».

Игровая позиция педагога дошкольного образования

В статье автор рассматривает значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. На основе раскрытия понятия «педагогическое сопровождение» рассмотрены варианты игровой позиции воспитателя дошкольного образования как условие развит...

Определение темперамента студентов как составляющая спортивно-организованного физического воспитания студентов

В статье приводятся параметры изучения темперамента студентов, занимающиеся средствами мини-футбола в процессе спортивно-организованного физического воспитания.

Педагогическое обеспечение игровой деятельности: понятие и структура

В статье раскрывается сущность педагогического обеспечения игры детей. Рассматриваются основные понятия и структура игровой деятельности.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Особенности проявления саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности

В статье рассматриваются особенности саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в процессе организации двигательной деятельности. Предлагаются способы, которые могут повлиять на повышение уровня саморегуляции у детей дошкольного возраста на за...

Задать вопрос