В статье приводятся параметры изучения темперамента студентов, занимающиеся средствами мини-футбола в процессе спортивно-организованного физического воспитания.
Ключевые слова: студенты, темперамент.
В последние годы отношение к системе физического воспитания студентов стало более неоднозначным. А это постоянно требует инновационного обучения и воспитания в образовательном процессе, а именно индивидуально-личностного подхода к каждому юноше для чего необходимо проведение и изучение темперамента и характера студента [6]. Особенно это важно, так как в системе физического воспитания студентов используются технологии спортивно-организованного обучения с участием в соревнованиях [2].
Изложенное определило необходимость проведения исследования по определению темперамента студентов Ташкентского университета информационных технологий. В процессе физического воспитания 15 студентов внедрена технология использования мини-футбола с участием в соревнованиях среди 20 команд любительской лиги.
Для решения задачи по определению темперамента применялся опросник известного английского психолога Г.Айзенка [1] состоящий из 57 вопросов.
Определение темперамента студентов
На основе параметров с применением опросника выявили, что из 15 студентов, шесть флегматиков (40 %) в соответствии с гиппократовской классификацией типов три холерика (20 %) и 4 сангвиника (26,6 %) и два меланхолика (13,4 %).
В составе группы шесть флегматиков. Учитывалось, что флегматик способен работать равномерно и долго даже в неблагоприятных условиях. Он стратег и постоянно сверяет действия с перспективой.
Сангвиник — сильный тип, хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен. Он производит впечатление человека решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах. Без труда приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях становятся более собранными целеустремленными, не теряя при этом чувства юмора.
Холерик вспыльчивый и безудержный человек. Он подвижен и инициативен. Самоуверен, потому что его идеи подчас интересны, но недодуманы до конца. Движение его быстрые, порывистые.
Меланхолик — это слабый тип. Для него характерны нерешительность, неуверенность, трудность выбора. Меланхолику часто нужна поддержка и одобрение окружающих.
В соответствии с изложенным в основном составе играли 13 студентов, а два студента меланхолика выходили на матч редко, но всегда со стороны педагога имели поддержку.
В таблице приведены показатели индивидуально-психологических особенностей личности студентов занимающихся физическим воспитанием на основе технологии использования мини-футбола.
Таблица
Показатели темперамента и характера студентов
№ |
Фамилия Имя |
Экстраверсия |
Интроверсия |
Темперамент |
Ложь |
1 |
А-в Ж. |
12 |
16 |
меланхолик |
6 |
2 |
Е-в Ш. |
5 |
5 |
флегматик |
3 |
3 |
А-ев У. |
12 |
8 |
флегматик |
4 |
4 |
Ш-в И. |
14 |
6 |
сангвиник |
3 |
5 |
У-в Э. |
4 |
7 |
флегматик |
4 |
6 |
Г-в А. |
2 |
5 |
флегматик |
4 |
7 |
А-в И. |
10 |
8 |
флегматик |
1 |
8 |
П-в Д. |
11 |
4 |
флегматик |
4 |
9 |
А-н А. |
17 |
8 |
сангвиник |
3 |
10 |
Ни А. |
5 |
13 |
меланхолик |
5 |
11 |
А-ов У. |
14 |
8 |
сангвиник |
4 |
12 |
И-в А. |
20 |
18 |
холерик |
4 |
13 |
Дю М. |
15 |
14 |
холерик |
4 |
14 |
Х-в А. |
15 |
17 |
холерик |
4 |
15 |
Ш-в С. |
17 |
6 |
сангвиник |
3 |
X |
Средн.арифм |
11,1 |
9,8 |
3,8 |
|
δ |
Средн-квадр |
5,3 |
4,8 |
1,1 |
|
V % |
Коэф.вар. |
48 |
49 |
30 |
|
tст |
Распр Стьюд |
2,8 |
3,2 |
8,2 |
|
R |
Ранг Влияния |
9 |
6 |
11 |
С применением теста опросника Г.Айзенка [1] выявлено, что потенциальных экстравертов (15–18 баллов) 5 студентов (33,3 %), интровертов (3–6 баллов) 3 юноши — 20 %, один сверхинтроверт — 6,6 %, 5 омбиверты (33,3 %), один экстраверт — 6,6 %. Очень высокий процент вариации V= 48 %, при значимости R=9.
В соответствии с положениями, которые приводятся в большой энциклопедии психологических тестов [4] по фактору экстраверсия — интроверсия, определяющийся по их сумме, результат следующий. По первому фактору к первой группе (24–19 совпадений) студенты очень общительны, коммуникабельны, ставят интересы коллектива выше личных, таких оказалось 4 юноши (26,6 %), ко второй группе (18–16 совпадений) студент общительный, коммуникабельный, активист (2 юноши — 13,4 %). К третьей группе (15–11совпадений). У юношей проявляется двойственность общительности и замкнутости, коллективизма и эгоизма (студент -6,6 %).
Второй фактор стабильность — невротизм.
I группа. От 6 до 0 совпадений. Кандидат жизнерадостный, оптимистичный (таковых не оказалось).
II группа. От 10 до 7 совпадений. Кадидат уравновешенный, положительные эмоций преобладают над отрицательными (таковых 1 студент).
III группа. От 18 до 11 совпадений. У кандидата частая смена настроений (таковых 1студент — 6,6 %).
IV группа. От 24–19 совпадений. У кандидата отрицательные эмоции преобладают над положительными (таковых — нет).
Третий фактор честность — лживость.
I группа. От 0–1 совпадений. Кандидат предельно честный (таковых 1студент — 6,6 %).
II группа. От 2–3 совпадений. Кандидат честный (таковых 4 студента — 26,8 %).
III группа. От 4–6 совпадений. Кандидат лжет в зависимости от ситуации (таковых 10 студентов — 66,6 %).
У всех типов очень высокий коэффициент вариации 48,49,30 %. Следует обратить внимание по воспитательной работе с честностью, искренностью, добросовестностью.
Целенаправленное воспитание личности занимает важное место в педагогическом процессе.
Автор обращает внимание на ряд особенностей воспитательного процесса [7]:
— этот процесс целенаправленный;
— его результаты обнаруживаются и проявляют себя не так быстро и ощутимо, как в процессе обучения;
— он динамичен, подвижен и изменчив;
— он носит непрерывный характер.
Ряд специалистов [5] подчеркивают, что в системном виде организация индивидуально — воспитательной работы включает ряд этапов:
1. Изучение личностных качеств и особенностей, сильных и слабых сторон
2. Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия и их практическое применение.
3. Анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия, при необходимости корректировки его методов и приемов.
Какие данные необходимо знать. К ним можно отнести:
— психические особенности: тип личности, характер, темперамент, способности, сплоченности, волевые черты, внимание, речь, увлечения.
— состояния здоровья: физическое и психическое развитие, выносливость.
В тоже время известные психологи [3] особенно обращают внимание на то, что психологическая особенность человека связана с рядом типологических свойств нервной системы. Они рекомендуют изучение комплекса этих свойств. В зависимости от их сочетания в частности от превалирования того или иного свойства, делаем заключение о наличии у обследованных спортсменов определенной способности или свойства личности.
Таким образом, с целью эффективной организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов на основе элементов мини-футбола необходимо изучение типологических свойств нервной системы юношей с использованием опросника, ответы на него являются основой индивидуально-личностного подхода.
Литература:
1. Айзенк Г. Личностный опросник. / Альманах психологических тестов — М., 1995. С. 217–224.
2. Бальсевич В. К. Проектирование инновационных преобразований систем физического воспитания. // Теоретические основы физической культуры: Мат. межд. конф. Казань, 1999.- С. 88–89.
3. Джамгаров Т. Т., Пуни А. Ц. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие для ин-тов физ. культ. — Москва, Физкультура и спорт,1979. — 143 с.
4. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. — 411с.
5. Корчемный П. А., Лаптева Л. Г., Михайловский В. Г.: Учебное пособие.-М.: Изд-во. Совершенство, 1998. — 384 с.
6. Киличева Ф. Б.: Педагогика. Психология: Учебное пособие: Ташкент. «ALOQACHI». 2010–130с.
7. Собирова Г. А. Педагогика. Методическое пособие. Ташкент 2003. — 101с.