В статье рассматриваются отличительные особенности свойств и черт личности студентов-спортсменов, занимающихся различными видами спорта. Материалы статьи могут быть использованы тренерами по игровым видам спорта для эффективной организации спортивного отбора занимающихся в секции по различным видам спорта.
Ключевые слова:спортивные игры, личностные особенности, спортивный отбор, свойства нервной системы.
Главной целью физического воспитания на современном этапе развития общества является воспитание гармонично развитой личности, компонентом которого выступает физическое воспитание [4; 5].
Основным средством достижения данной цели является овладение личностью основами физической культуры, под которой понимается единство знаний, потребностей и мотивов, физического развития, всестороннее развитие двигательных способностей, оптимальный уровень здоровья, умение осуществлять спортивную, физкультурно-оздоровительную и двигательную деятельность [5].
Спортивные игры и физическая культура в целом — средства формирования личностных особенностей занимающихся [2; 4; 5]. Они помогают сосредоточиться на достижение поставленных целей, формируют потребность в здоровом образе жизни, повышают работоспособность.
Личностные особенности занимающихся различными видами деятельности и видами спорта обусловлены спецификой деятельности [1; 6–12]. Выявление таких особенностей позволяет сложит определенный психологический профиль категорий спортсменов и учитывать его при отборе в тот или иной вид спорта [7–9]. Более того, особенности мотивационной сферы занимающихся также определяются особенностями личности [3].
Нами выявлено противоречие между потребностями современной практики спорта в экспериментально обоснованных данных об учете личностных особенностей занимающихся при отборе в различные виды спорта, в том числе в спортивные игры, и недостаточной теоретической проработкой данного вопроса.
Данное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в поиске и выявлении комплекса личностных особенностей студентов, занимающихся спортивным играми, характеризующих специфику вида спорта.
Объект исследования: процесс формирования личностных особенностей студентов-спортсменов, занимающихся различными видами спорта.
Предмет исследования: условия формирования личностных особенностей студентов посредством спортивных игр.
Цель исследования: выявить влияние спортивных игр на особенности сформированности личностных особенностей студентов-спортсменов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс формирование личностных особенностей занимающихся обусловлен спецификой вида физкультурно-спортивной деятельности спортсмена, а, именно, вида спорта определяет и формирует комплекс типичных личностных особенностей занимающихся.
Новизна исследования: результаты проведенного исследования позволят дополнить теорию спортивного отбора об особенностях сформированности личностных особенностей занимающихся игровыми видами спорта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты по формированию личностных особенностей занимающихся могут быть использованы в работе преподавателей физической культуры и тренеров по различным видам спорта для организации процесса спортивной подготовки и спортивного отбора.
В работе применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование (опросник Стреляу, 16-факторный опросник Кеттела), математико-статистические методы обработки результатов.
Базой исследования являются студенческие спортивные секции по волейболу, легкой атлетике и гиревому спорту филиала ТюмГУ в г.Ишиме. В эксперименте приняло участие 30 студентов. Возраст испытуемых от 18 лет до 21 года.
Спортивные игры — отличное средство для формирования личностных особенностей. Ролью спортивной деятельности является формирование характера, то есть образуются своеобразные основы действий, в которых проявляется характер человека, его воля и индивидуальные особенности [2; 5; 6–12].
Спортивные игры влияют на формирование личностных особенностей занимающихся. Главными особенностями являются [2; 4]:
1) соревновательный характер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы над противником;
2) максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться хорошего результата;
3) систематическая длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьёзные коррективы в режим жизни и бытовые условия;
4) специфические психические функции и качества личности, связанные непосредственно с выполнением спортивных действий;
5) мотивы, побуждающие человека заниматься спортом и добиваться высоких результатов в спортивной борьбе;
6) социально-психологический характер отношений спортсменов с другими людьми в процессе спортивных игр.
В процессе спортивных игр серьезно изменяются ощущения, восприятия, внимание, мышление, воображение, память, речь. Поэтому спортивная деятельность предъявляет высокие требования к их развитости, для улучшения перечисленных личностных особенностей.
Спортивные игры являются самым эффективным средством физического развития человека, проявления социальной активности людей и сферой общения, укрепления и охраны здоровья, правильной формой организации и проведения досуга, а так же влияют на другие стороны человеческой жизни: на структуру нравственных и интеллектуальных характеристик, авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность. На данном промежутке времени спортивные игры рассматриваются как одно из важных средств формирования личности, сочетающую в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Спорт — является одним из главных средств воспитания двигательных умений, совершенствования их точной и тонкой координации, развития необходимых для человека двигательных физических качеств. В процессе спортивных игр закаляется его характер и воля, совершенствуется способность разумно рисковать или совсем воздерживаться от риска, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разных сложных ситуациях и быстро принимать решения.
Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий — приемов игры. Необходимо выполнять все эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности для достижения спортивного результата — отсюда требование надежности, стабильности навыков и т. д.
Проводимые исследования по изучению личностных особенностей занимающихся различными видами спорта позволили выявить типичный психологический профиль студентов. Затем нами были выделены группы студентов, занимающихся в различных секциях по различным видам спорта, и определены личностные особенности студентов в зависимости от выбранного вида спортивной специализации.
Рис. 1. Усредненные личностные профили студентов, занимающихся различными видами спорта (легкая атлетика, волейбол, гиревой спорт)
Анализ результатов свидетельствует о том, что в целом профили различаются, но в некоторых факторах совпадают. Совпадение у трех групп: А, B, C, Q2, Q3, Q4, и совпадает у волейболистов и легкоатлетов в факторах: N, О, Q1. Таким образом, можно отметить, что занимающиеся гиревым спортом отличаются смелостью, активностью, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми, склонены к риску, держится свободно, раскованно. Занимающиеся волейболом отличаются завистливостью, характеризуются подозрительностью, им свойственно большое самомнение. Занимающиеся легкой атлетикой отличаются сдержанностью, робостью.
Математико-статистическая обработка результатов по личностным факторам не выявила статистически значимых различий в уровне сформированности тех или иных личностных особенностей.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ специальной литературы свидетельствует, что особенности формирования личностных особенностей в разных современных источниках рассмотрена достаточно подробно и данной теме уделяется очень большой интерес [3; 6–7; 9–12]. Однако, не в полной мере изучены вопросы влияние различных спортивных игр на формирование личностных особенностей.
2. Для выявление исходных показателей влияния спортивных игр на формирования личностных особенностей занимающихся проводилось педагогическое наблюдение и анкетирование. Данные 16-факторного опросника Кеттела позволили выявить отличительные особенности занимающихся. Так, группа занимающаяся волейболом отличается завистливостью, характеризуется подозрительностью, им свойственно большое самомнение. Занимающиеся легкой атлетикой отличаются сдержанностью, робостью.
3. Результаты проведенного эксперимента могут быть использованы при организации отбора необходимо при прочих равных условиях (уровня мотивации, желании заниматься другими видами спорта) отдавать предпочтение следующим личностным особенностям:
- занимающиеся гиревым спортом отличаются смелостью, активностью, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми, склонены к риску, держатся свободно, раскованно;
- занимающиеся волейболом отличаются завистливостью, характеризуются подозрительностью, им свойственно большое самомнение;
- занимающиеся легкой атлетикой отличаются сдержанностью, робостью.
Литература:
1. Вдовина О. С. Особенности сформированности личностных особенностей студентов, занимающихся различными спортивными играми [Текст] / О. С. Вдовина // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 68–71.
2. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания [Текст] / Е. П. Ильин. — М.: Просвещение, 2007. — 246 с.
3. Иргашева, И. А. Влияние мотивации студентов на эффективность занятий физической культурой и механизмы ее формирования в молодежной среде [Текст] / И. А. Иргашева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — № 38. — С. 149–154.
4. Лукина, Т.В Физическая культура, как средство влияния на формирование личности [Текст] / Т. В. Лукина. — М.: Мир, 1992. — 142 с.
5. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет [Текст]: учеб. для высш. спец. физкульт. учеб. заведений / Л. П. Матвеев. — Изд. 4-е, стер. — СПб.: Лань: Омега — Л, 2004. — С. 142–177.
6. Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки [Текст] / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Омский научный вестник. — 2010. — № 6–92. — С. 179–182.
7. Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки [Текст] / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Спортивный психолог. — 2011. — № 1. — С. 85–89.
8. Поливаев, А. Г. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С.118–123.
9. Поливаев, А. Г. Индивидуально-ориентированный подход в формировании профессионально-педагогических умений и компетенций студентов факультета физической культуры [Текст] / А. Г. Поливаев, А. Н. Родионов // В сборнике: XXIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Межвузовский сборник научных статей; отв.ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим. — 2013. — С. 46–47.
10. Поливаев, А. Г. Особенности формирования профессионально-педагогических умений студентов на основе учета индивидуально-психологических особенностей личности [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 2. — С. 94–96.
11. Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рейтинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сб.статей и тез.Междунар.науч.-практ.конф., ред.-сост. А. Г. Поливаев, Ишим. — 2013. — С.76–84.
12. Поливаев, А. Г. Профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры с учетом индивидуально-психологических особенностей [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович, А. А. Гераськин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2011. — № 2. — С. 18–22.