В статье рассматривается и обосновывается влияние занятий спортивными играми на индивидуально-психологические особенности личности занимающихся. Автор исследования выявил, что занятия спортивными играми предопределили статистически значимое влияние на такие личностные особенности как общительность, нормативность поведения, чувствительность, дипломатичность, высокий самоконтроль.
Ключевые слова: спорт, спортивные игры, личность, личностные факторы.
Актуальность исследования. Проблема влияния спорта, а в частности спортивных игр на развитие личности занимающегося, является актуальной в наше время т. к., командный спорт приобрел в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда. Эта проблема достаточно широко изучена в мировой литературе, накоплены значительные экспериментальные данные характеризующее влияние спорта на личность спортсмена. Вместе с тем, вопросы «как спорт влияет на личность», относятся к числу недостаточно изученных.
Спортивные игры являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций.
В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.
Цель исследования: определить влияние спортивных игр на формирование личностных особенностей занимающихся.
Объект исследования: личностные особенности студентов, занимающихся спортивными играми.
Предмет исследования: формирование личностных особенностей студентов при занятии спортивными играми.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы воспитания личности студентов средствами физической культуры и спорта.
- Определить уровень сформированности личностных особенностей студентов.
- Сравнить психологические профили спортсменов, занимающихся и не занимающихся спортивными играми.
Гипотеза: мы предполагаем, что разработанная методика позволит наиболее объективно оценивать личностные особенности каждого занимающегося спортивными играми.
Методы и организация исследования. Для решения задач исследования нами были выбраны следующие методы: анализ литературы, анкетирование, педагогическое тестирование, математико-статистические методы. Исследование проводилось на базе студенческих учебных групп 1–4 курсов, обучающихся по профилю подготовки Физкультурное образование в количестве: 10 человек, занимающиеся игровыми видами спорта (футбол, баскетбол, волейбол) — экспериментальная группа (ЭГ), 10 человек занимающееся не игровыми видами спорта (гиревой спорт, легкая атлетика) — контрольная группа (КГ). Исследование проводилось с февраля по май 2015 г.
Результаты исследования и их обсуждение. Для оценки влияния спортивных игр на личностные особенности нами проведено анкетирование студентов с использованием опросника Кеттелла (табл.)
Таблица 1
Различия показателей сформированности индивидуально-психологических особенностей личности студентов, занимающихся и не занимающихся спортивными играми
Группы |
Личностные факторы |
|||||||||||||||
A |
B |
C |
E |
F |
G |
H |
I |
L |
M |
N |
O |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 |
|
КГ |
4 |
4 |
5 |
6 |
3 |
4 |
6 |
5 |
8 |
5 |
3 |
6 |
5 |
6 |
4 |
8 |
ЭГ |
7 |
4 |
5 |
5 |
4 |
6 |
6 |
7 |
8 |
4 |
7 |
5 |
7 |
7 |
7 |
6 |
t |
2,97 |
0,75 |
0,09 |
0,72 |
0,73 |
2,88 |
0,46 |
2,10 |
0,83 |
0,61 |
5,77 |
0,80 |
1,94 |
1,44 |
2,21 |
1,49 |
p |
˂0,05 |
˃0,05 |
˃0,05 |
˃0,05 |
˃0,05 |
˂0,05 |
˃0,05 |
˂0,05 |
˃0,05 |
˃0,05 |
˂0,05 |
˃0,05 |
˃0,05 |
˃0,05 |
˂0,05 |
˃0,05 |
Математико-статистическая обработка результатов анкетирования показала, что достоверные различия присутствуют в факторах A, G, I, N, Q3:
Фактор А: «замкнутость — общительность». Полученная по t-критерию Стьюдента достоверность различия данного фактора показала, что КГ (студенты, не занимающееся игровыми видами спорта) обладает следующими личностными качествами (4 стена): скрытность, обособленность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, замкнутость, критичность, склонность к объективности, ригидности, к излишней строгости в оценке людей. Трудности в установлении межличностных, непосредственных контактов. Студенты ЭГ (игровики) получили 7 стенов. По тесту Кеттелла это соответствует следующим личностным качествам: Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе.
Фактор G: «низкая нормативность поведения — высокая нормативность поведения». 4 стена, полученные в КГ, говорят о том, что данные испытуемые имеют следующие личностные факторы: пользующиеся моментом, ищущие выгоду в ситуации, избегают правил, чувствуют себя малообязательными. Несколько выше, 6 стенов, имеют игровики. У них наблюдаются следующие изменения в личности такие как: сознательность, настойчивость, степенность.
Фактор I: «жесткость — чувствительность». В данном факторе студенты, не занимающиеся спортивными играми, показали 5 стенов, этим баллам присущи следующие качества: несентиментальность, самоуверенность, суровость, рассудочность, гибкость в суждениях, практичность, иногда некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим, рациональность, логичность. В группе испытуемых ЭГ наблюдается совсем иной ряд личностных качеств: чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, развитые эстетические интересы, артистичность, сопереживание и понимание других людей.
Фактор N: «прямолинейность -дипломатичность». 3 стена в КГ говорит о склонности студентов к отсутствию утонченности, к сентиментальности и простоте. Иногда люди данной группы грубоваты, но обычно естественны и спонтанны. Испытуемые второй группы могут похвастаться следующими качествами: изысканность, умение вести себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, эстетическая изощренность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость.
Фактор Q3: «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль». Результат полученный по тесту, 4 стена, в КГ относится к следующему ряду факторов: внутренняя недисциплинированность, конфликтность (низкая интеграция). 7 стенов во второй группе соответствует следующему ряду факторов: целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение (высокая интеграция).
По результатам исследования мы можем сформулировать следующие выводы:
- Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема становления личности и особенности характера спортсменов занимающиеся разными видами спорта решена не полностью. В исследованиях установлено то, что люди, занимающееся спортивными играми, существенно отличаются по личностным качествам от остальных спортсменов того же возраста, занимающихся некомандными видами спорта.
- Проведенное исследование определило уровень личностных особенностей студентов. Общий уровень сформированности личностных качеств у студентов выше среднего, средний балл в двух группах около 6 баллов. Наиболее сформированными оказались такие качества как: коммуникабельность, решительность, жесткость способность принимать решения, настойчивость, смелость, внимательность. Плохо сформированные оказались такие качества как: дисциплинированность, аккуратность, усидчивость, ответственность, сообразительность.
- После сравнения психологических профилей спортсменов, занимающихся и не занимающихся спортивными играми было выявлено, что студенты, занимающиеся командными видами спорта, значительно превосходят студентов других специализаций в таких личностных особенностях, как общительность. Студенты игровых специализаций более общительны, открыты, всегда готовы к совместной работе. Испытуемые не игровых специализаций наоборот необщительны, обособленны, замкнуты. Так же у игровиков наблюдается наиболее высокая нормативность поведения. Они сознательны, настойчивы, степенны. Совсем иная же картина у испытуемых не игровых специализаций, которые нацелены на получение выгоды в ситуации, пользующиеся моментом. Так же, как показало исследование, спортивные игры воспитывают самоконтроль спортсменов. Целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение. Результат в группе не занимающихся спортивными играми относится к следующему ряду факторов: внутренняя недисциплинированность, конфликтность.
Литература:
- Андронов, О. П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности [Текст] / О. П. Андронов. — М.:Мир, 1992.
- Габриелян, К.Г. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура» [Текст] / К. Г. Габриелян, Б. В. Ермолаев. — М.: Физкультура и Спорт, 2006. — 120 с.
- Захарова, Е. Л. Как спорт помогает оценить себя [Текст] / Е. Л. Захарова. — М.: Просвещение, 1988.
- Киселёв, Ю. Я. Влияние спорта на формирование личности [Текст] / Ю. Я. Киселев. — М.: Знание, 1987.
- Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии [Текст] / В. А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1992. — 256 с.
- Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Омский научный вестник. — 2010. — № 6 (92). — С. 179–182.
- Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки [Текст] / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Спортивный психолог. — 2011. — № 1. — С. 85–89.
- Поливаев, А. Г. Индивидуально-ориентированный подход в формировании профессионально-педагогических умений и компетенций студентов факультета физической культуры [Текст] / А. Г. Поливаев, А. Н. Родионов // В сборнике: XXIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Межвузовский сборник научных статей; отв.ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим. — 2013. — С. 46–47.
- Поливаев, А. Г. Особенности формирования профессионально-педагогических умений студентов на основе учета индивидуально-психологических особенностей личности [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 2. — С. 94–96.
- Поливаев, А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629.