Статья посвящена решению проблемы разработки психолого-педагогической технологии, с использованием методики применения подвижных и спортивных игр на учебных и учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами.
Ключевые слова: студенты, подвижные и спортивные игры, педагогическая технология, игровой метод.
Современные требования к образованию, физическому воспитанию, профессиональной и спортивной ориентации, вызывают необходимость постоянного творческого поиска преподавателей физической культуры.
Руководство нашего университета стремится к тому, чтобы создать условия для формирования научных школ в университете, вовлекать преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов в научную деятельность.
Благодаря этому, инициативная группа кафедры физического воспитания и спорта получила возможность за счет внутреннего гранта, приобрести необходимый инструментарий для морфо-функциональных и психолого- педагогических исследований.
Следует сказать, что задача нашего исследования заключается в разработке психолого-педагогической технологии в системе физического воспитания и саморазвития студентов экономического вуза.
Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса [2, с.59].
Основой разрабатываемой нами технологии является совокупность средств и методов группового и индивидуального воздействия, направленного на повышение знаний и практических навыков по совершенствованию физической активности, профилактике имеющихся заболеваний и формированию спортивного стиля жизни.
Мы хотим остановиться, на использовании подвижных и спортивных игр, как одном из методов нашей педагогической технологии.
Подвижные игры, представляют универсальный вид физических упражнений, занятия играми оказывают одновременное влияние на психическую, эмоционально-волевую и двигательную системы, координационные способности студентов. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции, что способствует силе и подвижности нервных процессов, совершенствуется лабильность центральной нервной системы. Использование подвижных и спортивных игр в сочетании с другими средствами физической культуры обеспечивает высокую эффективность воспитания личностных качеств занимающихся. Игра, по мнению известного советского педагога А.С.Макаренко, тот же труд: «Она приучает к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы».
Использование подвижных игр и эстафет на занятиях физической культурой способствует повышению общей физической подготовленности, с их помощью можно эффективно формировать и совершенствовать необходимые двигательные умения и навыки, физические и морально-волевые качества. Хочется отметить, что использование игрового метода является действенным профилактическим средством по отношению к различным негативным явлениям, таким, как, умственное перенапряжение, длительная статическая нагрузка на лекционных занятиях, состояние тревоги, стресс, негативное настроение. Игровой метод, это комплексное совершенствование движений в усложненных вариативных условиях.
Отдельно стоит сказать о проявлении физических качеств во время проведения игр (по В.Г.Яковлеву).
Ловкость:
игры, побуждающие переходить от одних действий к другим;
игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях.
Быстрота:
игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, звуковые сигналы, с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний в кротчайший срок; с бегом на скорость в изменяющихся условиях.
Сила:
игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статического характера.
Выносливость:
игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движения к другим. [3,c.7].
В процессе проведения подвижных игр решаются образовательные и воспитательные задачи, это, сотрудничество и взаимопомощь в команде, развивающее чувство коллективизма, и чувство соперничества, и соревновательной борьбы с другими командами или участниками игр.
Существенной особенностью игрового метода является то, что игровые действия осуществляются в неожиданно меняющихся внешних условиях. Каждый играющий стремиться поставить себя в наиболее выгодное по сравнению с соперником положение и вместе с тем создать для него, возможно больше трудностей в осуществлении игровых целей.
Изменчивость игровых ситуаций вызывает у участников игры необходимость постоянно и вдумчиво ориентироваться, что обуславливает проявление таких качеств, как наблюдательность, умение анализировать и оценивать сложившееся положение [3,c.8].
В нашем университете тренеры-преподаватели проводят занятия в спортивных отделениях: баскетбол, волейбол, легкая атлетика, плавание и фехтование, и активно применяют подвижные игры в спортивной подготовке своих воспитанников.
При выборе игры, всегда, необходимо учитывать возраст занимающихся, уровень их физической подготовленности, к какой медицинской группе они относятся по состоянию здоровья, количество участников и место проведения игры. При определении задач преподаватель должен проанализировать, какие движения будут использоваться в игре, на развитие каких физических качеств направлена игра.
На учебно-тренировочных занятиях по спортивным игра (баскетбол, волейбол), наши преподаватели, вместе со специальными упражнениями используют подвижные игры, для решения задач физической, технической и тактической подготовки спортсменов. Постепенно усложняя подвижные игры, они вводят в них элементы противоборства, направляя на самостоятельный выбор решения, что формирует и совершенствует нужные навыки в условиях приближенных к соревновательным [1, с. 185].
Волейбол и баскетбол, имеют много сходных компонентов в построении технических и тактических действий, но и каждая спортивная игра имеет свои специфические приемы. Так в баскетболе, это борьба за отскочивший мяч, в волейболе важно уметь ставить блок у сетки. Большинство игр развивают у занимающихся умение ориентироваться на площадке, что очень помогает спортсменам в реальной игровой ситуации.
В учебно-тренировочных занятиях фехтовальщиков, большое внимание отводится парным упражнениям, играм на внимание и скорость реакции, используются упражнения и эстафеты с набивными и теннисными мячами, скакалками [4, c. 164].
В фехтовании с помощью игры можно совершенствовать высокий уровень развития ловкости, вот некоторые из них: «Меткий укол», «Сабли, рапиры, шпаги», «Поменяйся рапирой», «Бой султанчиков». Игры способствуют и развитию морально-волевых качеств: мужеству, воли, выдержке и решительности.
Значительное место в начальной подготовке пловца, а также на последующих этапах занимают игры, проводимые в воде. Бассейн «Водолей», относящийся к нашему университету неглубокий (120-180), поэтому очень подходит для студентов не умеющих плавать. Мы используем игры, в которые входят упражненияпозволяющие освоиться в воде, преодолеть водобоязнь. Для студентов умеющих плавать, игры, на закрепление скоростно- силовых качеств, дальность ныряния, водное поло по упрощенным правилам.
В спортивных группах и на учебных занятиях по легкой атлетике используется весь арсенал спортивных и подвижных игр. В тренировке бегунов используются игры совершенствующие быстроту реакции, технику старта, финишный рывок. Эстафеты, направленные на освоение техники бега, передачу эстафетной палочки, с преодолением препятствий.
При подборе игр необходимо помнить, что игры, направленные на воспитание стартовой скорости, одинаково необходимы и прыгунам, и метателям, так же как игры с мячом, рекомендуемые баскетболистам или волейболистам (с выпрыгиванием у корзины и у сетки) [1, с. 170].
Таким образом, использование подвижных и спортивных игр на учебных занятиях и в группах спортивного совершенствования решает: образовательные, воспитательные, развивающие, оздоровительные задачи физической культуры в вузе. Активное использование игрового метода в разрабатываемой нами психолого-педагогической технологии вполне актуально, и соответствует образовательным стандартам нового поколения.
Литература:
- Былеева Л. В., Коротков И. М. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физ. культ.- Изд. 5-е, перераб. и доп. — М.: Физическая культура и спорт, 1982. — 224с., ил.
- Греховодов В.А. Анализ современных понятий в научных педагогических исследованиях/ В.А. Греховодов // Теория и практика физической культуры.-2013.-№ 9.-С. 58-60.
- Пахомова С.В. Подвижные игры и эстафеты в системе физического воспитания студентов: методические указания/С.В.Пахомова, Е.В.Витун. — Оренбург: ГОУОГУ, 2005.-24с.
- Скворцова С.О. Учебно-тренировочный процесс в спортивном отделении фехтования студентов экономического вуза /С.О.Скворцова// Интер ЭКСПО ГЕО — СИБИРЬ. Изд-во: Сиб. гос. унив. геосистем и технологий.-Новосибирск, 2015. Т-6.-№ 2.- С. 163-167.