В статье приводятся результаты диагностика психологических личностных характеристик студентов, занимающихся средствами гандбола в процессе физического воспитания.
Ключевые слова: тревожность, студенты, самооценка, гандбол, образовательный процесс
Современное студенчество относится к группе населения с повышенным уровнем риска заболеваний в связи с большой психоэмоциональной и умственной нагрузкой, необходимостью адаптации к новым условиям обучения, формированием новых и профессионально-обусловленных межличностных отношений. Анализ эмоционально-личностных особенностей личности студентов позволил выявить факторы, влияющие на эмоциональную неустойчивость и снижение уровня качества жизни. С одной стороны, это низкий уровень физической и психической культуры студентов, позволяющий преодолеть стрессовые ситуации, с другой, недостаточно педагогически и технологически адаптированная образовательная среда вуза (1).
Чувство тревоги, выраженное в показателях уровня тревожности, неизбежно сопровождает учебную деятельность человека. Активная познавательная деятельность учащихся и студентов часто сопровождается тревогой, так как ситуация зачета или экзамена всегда таит в себе неопределённость, а следовательно, и повод для тревоги. Ее влияние на результативность деятельности зависит и от свойств личности, в первую очередь от типологических и характерологических особенностей человека.
В работе исследовалось тревожность у студентов первого курса и проведена коррекционная работа по снижению уровня тревожности, с помощью средств гандбола. На первом курсе студенты решают задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма. Отмечается слабая регуляция своего поведения и немотивированный риск. Неумение предвидеть последствия своих поступков. Часто формируется неадекватная идентичность; неспособность строить жизненные планы, избегание тесных межличностных отношений, выбор отрицательных образов для подражания.
В процессе адаптации первокурсников к вузу возникают такие трудности как: 1) отрицательное переживание, связанное с уходом вчерашних школьников из школьного коллектива. С его взаимопомощью и моральной поддержкой; 2) недостаточная психологическая подготовка к профессии; 3) неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности; 4) недостаточно развито стремление к самообразованию.
На основе исследований с использованием опросника Дж.Тейлора выявлено, что из 20 обучающихся у двух она средняя (10 %) и у 18 низкая (90 %). Коэффициент вариации составил V = 26,7 %. Наиболее высокий ранг влияния выявлен у показателей соревновательной личной тревожности (R = 13).
Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности с реальной действительностью. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди. Адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то-есть без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к себе и является наилучшей для конкретных условий и ситуаций, низкая самооценка сама по себе низкий показатель, ибо крайне негативно сказывается на социальное поведение людей. Поэтому необходимость повышения уровня своей самооценки трудно переоценить(2).
Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль, лица с завышенной и заниженной самооценкой чаще выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, при заниженной самооценке — из-за чрезмерной критичности этих людей. И тот и другой случай может стать причиной непреодолимых противоречий к организации личных отношений в частности (3).
Как видно из таблицы 1, у студентов выявлена низкая самооценка (90 %). В этой связи спортивная игра гандбол за счет оценки приемлемости избранного вида спорта по нашему мнению, стал фактором не решающим, но стабилизирующих занятий вида спорта, который расценивает как мало приемлемый, может вызвать рост психической напряженности.
По результатам исследования тревожности можно сказать, что большинству студентов свойственен высокий уровень тревожности. Студентов с высоким уровнем тревожности (90 %) отличает замкнутость и малая общительность. Как правило, они безынициативны, что связано с ожиданием неудачи и низкой самооценкой (20 %). В то же время у студентов (90 %) выявляется низкий уровень самооценки. Студентам с низкой самооценкой типична общая неустойчивость образования и мнений о себе. Они больше других склонны закрываться от окружающих, бояться выражать свои чувства и свое мнение. Особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их (таб. 1.1; 1.2).
Таблица 1
Данные эмоциональной устойчивости студентов экспериментальной группы до эксперимента
№ |
Ф.И.О. |
Шкала самооценки |
1. |
Х-в З. Н. |
17 |
2. |
К-в Ш. В. |
17 |
3. |
З-н Я. В. |
33 |
4. |
И-в А. А. |
19 |
5. |
У-в Н. У. |
23 |
6. |
И-в Г. Д. |
27 |
7. |
Р-в М. Т. |
17 |
8. |
Р-в Ш. Х. |
33 |
9. |
Т-в С. Л. |
25 |
10. |
Р-в Ш. Н. |
19 |
11. |
С-в Д. А. |
13 |
12. |
Н-в Д. Э. |
20 |
13. |
Т-в Ж. Д. |
25 |
14. |
К-в А. К. |
22 |
15. |
М-в Д. У. |
20 |
16. |
С-в Б. К. |
27 |
17. |
О-в Д. Ж. |
33 |
18. |
С-в Т. В. |
20 |
19. |
Т-в А. П. |
30 |
20. |
Ш-в Г. Ф. |
34 |
X Cр ариф |
23,7 |
|
Ср квадр |
6,3 |
|
V% Коэф вар |
26,7 |
|
Распр Ст |
1,3% |
|
R Ранг вл |
10 |
|
Cтанд ошибка(m) |
4,6 |
|
Таблица 2
Динамика показателей эмоциональной устойчивости студентов экспериментальной иконтрольной групп до ипо окончании эксперимента
№ |
Показатели |
Группы |
|||||||||||
экспериментальная |
контрольная |
||||||||||||
до экспери-мента |
по окончанию экспери-мента |
достовер-ность |
до экспери-мента |
по окончанию экспери-мента |
достове-рность |
||||||||
Х |
|
Х |
|
t |
Р |
Х |
|
Х |
|
t |
Р |
||
1. |
Шкала самооценки, баллы |
22 |
6,0 |
24 |
6,3 |
3,7 |
<0,001 |
18,9 |
7,1 |
31,5 |
5,6 |
2,66 |
<0,01 |
К окончанию учебного года у студентов экспериментальной группы улучшаются показатели самооценки. Участие в соревнованиях обеспечивает снижение уровня тревожности, и повышает самооценку. Это позволяет заключить, что эти студенты приобрели внутреннюю устойчивость к стрессовым ситуациям, пришли в равновесие внутренние потребности в признание с реальными отношениями с окружающими.
У студентов контрольной группы уровень тревожности тоже повысилась самооценка (t = 2,16; p<0,01).
Изложенное говорит о целесообразности использования средств гандбола (групповой работы со студентами и в первую очередь, направленную на повышение самооценки и снижение тревожности).
Литература:
- Агаев Н. Ф. Формирование у студентов вуза мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом // Матер. межрегион. науч.-практич. очно-заочн. конф. «Российское образование в XXI веке» (философские, социально-культурные и психолого-педагогические аспекты). — Бийск, 2010.- С.8–12.
- Психология физического воспитания и спорта. Учеб.пособие для инс.физ.культ. Под ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. — М.: ФиС., 1979.-147с.
- Павзун А. А., Мулюкина Ю. А., Сибгатулина А. А., Казыханов Э. Д. Самоанализ гендерных предпочтений и его роль в оценке уровня полоролевой социализации спортсменов // Мат. Всероссийский научно-практ. конф. Саранск, 2012. — С. 217–220.