В статье приводятся результаты взаимозависимостей интегральной подготовленности студентов, занимающихся гандболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания.
Ключевые слова: интегральная подготовленность, студенты, особенности взаимосвязей
Современные требования, предъявляемые обществом к состоянию здоровья и интегральной подготовленности учащейся молодежи, обуславливают необходимость качественного улучшения процесса физического воспитания студентов. Педагогический процесс физического совершенствования должен строиться на высоком научно-педагогическом уровне.
Для этого необходимо определить интегральную подготовленность студентов: физическое развитие, общую и специальную физическую подготовленность, физическое состояние, показатели соревновательной деятельности по гандболу (количество технико-тактические действия, их эффективность, количество передач мяча и их эффективность). Особенности взаимозависимостей позволит выявить надежные тесты и научно-обоснованное направление использование эффективных средств гандбола в процессе физического совершенствования студентов.
Определена прямая зависимость (r=0,99) между длиной тела и подтягиванием на перекладине, окружностью грудной клетки и окружностью бицепса (r=0,98). Физические упражнения, направленные на развитие силовых способностей верхнего плечевого пояса положительно влияют на длину тела, и окружность грудной клетки. Рассматривая тесную взаимосвязь между ОГК в разных фазах и окружностью шеи (r=0,75) понятно, что упражнения развивающие мышцы шеи влияют и на объем грудной клетки. Известно, экскурсия грудной клетки, характеризующая работу системы внешнего дыхания, зависит от разницы фаз выдоха и вдоха. Чем она более высокая, тем эффективнее работа системы внешнего дыхания. (рис. 1).
Важно отметить как сильные, так средние взаимозависимости показателей физического развития и мышечной системы. Уровень силовой подготовленности студента зависит от упражнений направленных на развитие различных мышечных групп верхнего плечевого пояса. Все движения студент выполняет с большей и меньшей затратой сил мышц, т. е. напряжением и сокращением их. Важно отметить, что без определенного развития силы не могут быть развиты гибкость, выносливость, быстрота. Сила развивается с помощью разнообразных упражнений (для различных групп мышц) выполняя, которые студент должен сокращать мышцы с относительно большими и увеличивающимися усилиями. Силовые упражнения студент должен применять для всех групп мышц, а особенно мышц живота, спины и плечевого пояса, ног. Важно отметить, что такое направление должно быть ключевым, так как определена недостаточная общая физическая подготовленность обучающихся.
Рис. 1. Параметры взаимозависимостей данных физического развития
Известно, что регулярные занятия физическими упражнениями, правильная их дозировка совершенствует и улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышают способность всего организма к продолжительной и интенсивной учебной работе. Только этим можно объяснить, что студент, занимающийся регулярно спортом или физическими упражнениями, всегда бывает работоспособнее, чем не занимающийся, так как его тренировочные мышцы способны многократно и длительно выполнять силовые напряжения.
Изложенное подтверждает и сильную обратную взаимосвязь между УФС и артериальным систолическим давлением (r=-0,77). Следует отметить, что в регрессии по определению УФС учитываются показатели длины тела, массы тела, возраст, пульсовое давление, ЧСС исходное. Чем выше УФС, тем ниже артериальное давление. (рис. 2).
Рис. 2. Взаимозависимости показателей массы тела
При конструировании программы физического совершенствование студентов необходимо учитывать изложенные особенности взаимозависимостей. На наш взгляд, этому направлению будут способствовать как элементы, так и игра в гандбол, где выполняются броски по воротам, передачи мяча в перемещении. Большое количество бросков и передач мяча имеют тесную связь (r=0,88). Известно, что мышцы расположены на передней части руки, ответственные за её сгибание, на задней — за разгибание. Если мы напрягаем все мышцы (и сгибаем и разгибаем) и при этом пытаемся согнуть руку в локте, то нам приходится преодолевать силу антагонистов, которая довольна велика. Поймать мяч, передать его, бросить по воротам с усилием, чтобы забить его в ворота и при этом делать неоднократно. Все эти двигательные действия направлены на развитие силовых качеств студента (Таблица 1).
Таблица 1
Особенности взаимозависимостей показателей физического развития, функциональной идвигательной подготовленности, физического состояния, технико-тактических действий студентов
№ |
Показатели взаимосвязи |
r |
Сильная связь |
||
1. |
Длина тела — подтягивание |
0,99 |
2. |
Масса тела — индекс массы тела |
0,80 |
3. |
Окружность бицепса — окружность грудной клетки |
0,98 |
4. |
Окружность шеи — ОГК в фазе вдоха |
0,75 |
5. |
Окружность шеи — ОГК в фазе выдоха |
0,75 |
6. |
Эффективность передач мяча — количество ТТД |
0,88 |
7. |
Эффективность ТТД — количество ТТД |
0,85 |
8. |
УФС — артериальное давление систолическое |
-0,77 |
Средняя связь |
||
1. |
Масса тела — ЖЕЛ |
0,65 |
2. |
Масса тела — ОГК |
0,63 |
3. |
Масса тела — окружность бицепса |
0,63 |
4. |
Масса тела — ОГК в фазе вдоха |
0,65 |
5. |
Масса тела — ОГК в фазе выдоха |
0,69 |
6. |
Время бега на 100 м — время бега на 1000 м |
-0,51 |
7. |
Эффективность действий — время бега на 1000 м |
-0,55 |
8. |
ОГК в фазе вдоха — ОГК в фазе выдоха |
0,61 |
9. |
ОГК в фазе вдоха — ИМТ |
0,62 |
10. |
ИМТ — ОГК в фазе выдоха |
0,55 |
11. |
ОГК в фазе вдоха — окружность бицепса |
0,68 |
12. |
ОГК в фазе выдоха — окружность бицепса |
0,68 |
В свою очередь важно отметить, что действия гандболиста на поле состоят из естественных движений — бега, прыжков, бросков. Полноценность этих движений зависит от физической подготовленности студента, которая и служит основой двигательной готовности.
Уровень физического развития гандболиста влияет на качество процесса физического воспитания. Чем выше уровень физического развития студентов, тем больше эффекта можно ожидать от практических занятий средствами гандбола и участия в соревнованиях. В состязаниях физическая подготовленность студентов, при прочих равных условиях, часто имеет решающее значение. Для успеха команды очень важно физически утомить противника. Физическое преимущество позволяет команде захватить инициативу и деморализует противника. Обессиленный игрок хуже защищается, делает больше ошибок и менее опасен в нападении.
Определено, что эффективность действий зависит от времени бега на 1000 м (r=-0,55). Чем быстрее игрок преодолевает 1000 м, тем выше его качество игры. (рис. 3).
Рис. 3. Взаимозависимость параметров технико-тактических и двигательных действий
В свою очередь важно отметить, что действия гандболиста на поле состоят из естественных движений — бега, прыжков, бросков. Полноценность этих движений зависит от физической подготовленности студента, которая и служит основой двигательной готовности.
Уровень физического развития гандболиста влияет на качество процесса физического воспитания. Чем выше уровень физического развития студентов, тем больше эффекта можно ожидать от практических занятий средствами гандбола и участия в соревнованиях. В состязаниях физическая подготовленность студентов, при прочих равных условиях, часто имеет решающее значение. Для успеха команды очень важно физически утомить противника. Физическое преимущество позволяет команде захватить инициативу и деморализует противника. Обессиленный игрок хуже защищается, делает больше ошибок и менее опасен в нападении.