План-конспект занятия по познавательному развитию с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» «Город, который построили мы»
Автор: Пугачева Анна Викторовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.
Дата публикации: 13.01.2023
Статья просмотрена: 231 раз
Библиографическое описание:
Пугачева, А. В. План-конспект занятия по познавательному развитию с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» «Город, который построили мы» / А. В. Пугачева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7938/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель . Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, учить применять ранее приобретенные конструктивные навыки.
Задачи:
Образовательные. Формировать навыки совместного конструирования: обдумывать замысел, продумывать этапы строительства, распределять работу, принимать общие решения, добиваться единого результата. Уточнять представления детей о явлениях природы, их особенностях.
Развивающие. Развивать конструктивные способности, мелкую моторику рук, координацию движений, игровую направленность детской деятельности, умение проявлять творчество и изобретательность в работе.
Воспитательные. Воспитывать самостоятельность, интерес к конструированию, уважение к труду строителей, к результатам их деятельности.
Организация детских видов деятельности: двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструктивная, восприятие художественной литературы.
Виды детской деятельности и формы совместной деятельности взрослых и детей: сооружение построек, решение проблемной ситуации, рассматривание иллюстраций, драматизация, ситуативный разговор, физминутка.
Активизация словаря детей. Название деталей конструктора: куб, кирпичик, призма, цилиндр, брусок, конус, пластина. Явления природы: землетрясение, ураган.
Материалы и оборудование: компьютер, видеоролик драматизации стихотворения Л. В. Куцаковой, Дары Ф. Фребеля наборы № № 3, 4, 5, 5В, 6, нагрудные знаки деталей конструктора для инсценировки, схемы с изображением домов различной конструкции.
Предварительная работа : рассматривание домов на прогулке и сравнение их; рассматривание иллюстраций, фотографий; обучение строительству многоэтажных домов по фотографиям и образцу воспитателя, аппликация на тему «Дома на нашей улице», чтение художественной литературы: русской народной сказки «Заюшкина избушка», С.Михалков «Три поросенка», Г. Люшнин. «Строители»; С. Баруздин. «Строим дом», проведение сюжетно-ролевой игры «Строители» и дидактической игры «Кому, что нужно для работы?», разучивание стихотворений.
Ход мероприятия
Этап образовательной деятельности |
Организация рабочего пространства |
Деятельность взрослого |
Деятельность детей |
Вводная часть (организационный момент) |
Дети сидят на ковре в центре групповой комнаты. |
Ребятки, проходите на коврик, рассаживайтесь поудобнее. Я вам хочу предложить поиграть в одну игру. Но сначала, посмотрите, какой сюрприз приготовили для вас ваши друзья, а заодно и догадаетесь, чем мы будем играть |
На интерактивной доске показывают драматизацию стихотворения Л. В. Куцаковой: Как-то Кубик в лес пошел, Там Кирпичика нашел. Взялись за руки детали, По тропинке побежали, А на встречу скок-поскок — Подбежал к друзьям Брусок. И спросил Брусок: «Детали, вы Цилиндра не видали?» Повернулся Куб бочком: Я с Цилиндром не знаком. А Кирпичик удивился: «Нам навстречу он катился! Ну, пора теперь идти, Надо Призму нам найти, Видел я ее: без дела Она с Конусом сидела У друзей Пластин в гостях С фотографией в руках». |
Вводная часть (мотивационный момент) |
Ребята, вы догадались, сто мы будем сегодня использовать в игре? Скажите пожалуйста, где мы с вами живем? Наш город большой и красивый. А какие здания есть в нашем городе? А как вы думаете, трудно построить такой город? А кто этим занимается? Я вам сегодня предлагаю почувствовать себя строителями и построить город. Хотите попробовать? Строить вы будете не каждый свой город, а разделимся на 2 строительные бригады. Вы сегодня утром выбирали себе браслетики: кто-то — желтые, кто-то — синие. А на столах стоят геометрические формы, на одном желая, на другом — синяя. Каждый из вас подойдет к столу с формой того цвета, какого цвета у него браслет. |
Строитель. В городе Санкт-Петербурге. В нашем городе много домов, театров, магазинов, заводов, и других зданий. Да, трудно. Строители. Да |
|
Основная часть |
В группе приготовлено 2 стола, на которых стоят наборы «Даров Ф. Фрёбеля» Дети объединяются в команды |
Строить мы с вами будем из наборов Ф. Фребеля. Но, прежде чем отправиться на стройплощадки, давайте вспомним правила работы в командах. Молодцы! Все вспомнили, а теперь можно делиться на команды и приступать к строительству. Во время строительства уточнять кто и что строит. Если дети обращаются, помогать советом. Затрудняющимся детям можно предложить схемы построек. Если кто-то из детей закончит строительство домов раньше, предложить сделать деревья для озеленения нашего города. Когда города будут построены пригласить детей из другой команды посмотреть. Ребята, посмотрите, какие замечательные города у вас получились. Они совершенно разные, но каждый красив по-своему. |
- Работать в группе дружно. — Распределить обязанности. Договориться кто что будет строить. — Принимать активное участие, не стоять в стороне. — Не бояться высказывать свое мнение. — Работать тихо, не стараться всех перекричать. Уважать мнение других. — Строить самому, стараться не повторять за другими. — Не забирать все детали конструктора. Делиться с другими детьми. — Каждый человек имеет право на ошибку. Дети договариваются между собой кто что будет строить и начинают конструировать. На отдельном столе приготовить материалы для изготовления деревьев (наборы Фребеля: 7, 8, 9, J2; цветную бумагу, ножницы, трафареты, липучки) |
Физкульминутка/ динамическая пауза: |
Дети выходят на середину групповой комнаты и выполняют движения по тексту |
Ребята, строители во время работы устают, а чтобы быть всегда здоровыми и сильными надо делать гимнастику. И я вам предлагаю немного размяться |
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте) Будем строить и играть. Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх) Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу — сомкнуть руки над головой) Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед) Будет жить в нем старый гном. (Приседают) |
Основная часть Проблемная ситуация: |
Дети занимают свои места на ковре. Дети подходят к столам с постройками |
Вы построили прекрасные города. Но иногда в природе случаются такие явления, над которыми не властен человек. Они называются стихийные бедствия. Посмотрите на картинки. Вы можете назвать какие-то из них? Вы правильно назвали. А какие стихийные бедствия мы могли бы изобразить сейчас? А как можно изобразить землетрясение? А ураган? Представьте, что на ваши города обрушился ураган и землетрясение. Ребятки, что произошло с домами в ваших городах? Какие дома разрушились, а какие нет? Ребятки, давайте проведем «восстановительные работы». Постройте такие дома, которые будут устойчивы к стихийным бедствиям. Тем, кто быстро справился с заданием предложить рассмотреть на ковре дидактическое пособие «Наш дом», разрезные картинки и карточки «Найди отличия» Посмотрите, ваши города устояли во время стихийных бедствий. Почему это у вас получилось? |
Наводнение. Извержение вулкана. Землетрясение. Ураган. Землетрясение, ураган. Стучать ладошками по столу. Дуть со всех сторон с большой силой. Дети меняются городами и устраивают «Стихийные бедствия» (землетрясение — стучат ладошками по столу, ураган — дуют со всех сторон с большой силой). Многие из них разрушились. Высокие и узкие дома разрушились, а низкие и широкие — нет. Дети строят дома и проигрывают ситуацию еще раз. Потому, что дома были не высокими и устойчивыми |
Рефлексия: |
Дети садятся на коврик в круг. Игра «Волшебный мяч» |
Вы сегодня молодцы! Были грамотными строителями и справились с заданием. В тех городах, где часто бывают землетрясения или ураганы высокие дома строить нельзя. Вы попробовали себя в роли строителей. И может кто-то из вас, когда вырастет выберет именно эту замечательную профессию. Вам сегодня было интересно? Давайте поиграем в игру волшебный мяч. Будем передавать мяч бережно из ладошек в ладошку и у кого в ладошке мяч, тот скажет, что ему сегодня понравилось, или было интересно, или удивила и было новым. А я вот смотрю на ваши постройки, очень мне они нравятся, но кого — то там не хватает, кого? Предлагаю вам после прогулки заселить в города жителей (мелкие игрушки) и продолжить игру |
Да. Дети по очереди высказывают свое мнение об игре. Жителей города. |