Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в комбинированной старшей разновозрастной группе «Геометрические фигуры»
Авторы: Дрокина Екатерина Алексеевна, Яцуценко Юлия Александровна, Белянская Оксана Евгеньевна, Астахова Оксана Федоровна, Сердюкова Ольга Александровна, Лагутина Светлана Алексеевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.
Дата публикации: 10.05.2021
Статья просмотрена: 31 раз
Библиографическое описание:
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в комбинированной старшей разновозрастной группе «Геометрические фигуры» / Е. А. Дрокина, Ю. А. Яцуценко, О. Е. Белянская [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6308/ (дата обращения: 16.12.2024).
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: закрепление знаний детей о геометрических фигурах.
Задачи:
Образовательные:
— закрепить знания детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, овал, квадрат;
— способствовать формированию пространственных представлений и отражению координат пространства в речи: над, между, верхний, нижний, левый, правый;
— способствовать формированию умения выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина);
Развивающие:
— способствовать развитию процессов комбинаторного, вариативного и логического мышления, творческого воображения;
— способствовать развитию восприятия, внимания, памяти;
Воспитывающие:
— воспитывать умение и желание к совместной деятельности, желание прийти на помощь.
Задачи для ребенка ОВЗ (расстройство аутистического спектра РАС):
Образовательные:
— формировать элементарные математические представления, первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, величина;
— способствовать формированию пространственных представлений и отражению координат пространства в речи: верхний, нижний, левый, правый;
Развивающие:
— способствовать развитию познавательных интересов: восприятия, внимания, памяти, способности анализировать, сравнивать, уметь устанавливать простейшие связи между предметами.
Воспитывающие:
— воспитывать умение и желание к совместной деятельности, интерес к результатам собственной и коллективной деятельности.
Методические приемы: сюрпризный момент, игровая ситуация, беседа, наглядно-практический материал.
Предварительная работа : беседа на тему «геометрические фигуры», проведение дидактических игр «Геометрические фигуры», «Составь фигуру по образцу», «Конструктор».
Оборудование и материалы: коврограф «Ларчик» (большой и малый), конструктор «Эталонные фигуры» (цветные геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник), комплект игровой «Треузорчик», логопедическая «Мозаика», развивающая игра «Геоконт», игровое пособие с геометрическими фигурами «ВЕЙ-ТОЙ», игровой графический тренажер «Игровизор», карточки с образцом для выполнения задания, подарок.
Ход ООД:
- Психологический настрой
Воспитатель:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся
Утро доброе начнётся.
— Доброе Утро!
- Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель: Ребята, я слышу чьи то шаги, кажется кто-то идет к нам в гости. Я не ошиблась, посмотрите, это же наш друг Крутик По, он чем-то расстроен.
— Доброе утро, Крутик По, скажи нам, пожалуйста, что у тебя случилось?
Крутик По: Яочень хотел, чтобы все геометрические фигуры жили в сказочном городе Эталонград, и построил красивые необычные дома для них, но Треузорчик, обиделся, что в построенном мною городе треугольников было меньше, чем других геометрических фигур, и от своей обиды он разрушил весь город.
Вот я и решил обратиться к вам за помощью, ребята. Вы поможете мне?
Дети: Да.
- Поисковый этап
Воспитатель: Ребята, чем же мы можем помочь Крутику По?
Дети: Мы можем помочь построить новый Эталонград.
Воспитатель: Ачто мы можем с вами сделать,чтобы жители города больше не ссорились? Мы должны использовать для строительства равное количество геометрических фигур.
Осталось только понять, где же нам найти такое количество геометрических фигур, чтобы построить целый город?
Крутик По: Вам нужно выполнить задания, которые вы найдете в группе. Если вы выполните их правильно, каждый из вас получит одинаковое количество геометрических фигур, и так после каждого задания.
Чтобы новый Эталонград получился крепким и надежным, нужно строить его, соблюдая определенную последовательность. Для это у меня есть вот такой план строительства (показывает план).
Воспитатель: Ребята, с чего начинается строительство дома?
Дети: Строительство домов начинается с фундамента (это основание любого здания) и стен, затем возводятся башни, двери и окна, затем крыши.
- Практический этап
Воспитатель: Итак, ребята, мы должны обязательно соблюдать последовательность при строительстве, иначе мы построим город неправильно. Давайте посмотрим, где же находится первое задание? Найдите картинку с изображением фундамента и стен.
На столе лежат «Геоконты».
Воспитатель: Для строительства большого города нам понадобятся квадраты разного размера: большие, средние и маленькие.
Возьмите резинку синего цвета, сделайте на геоконте синий квадрат, который будет самый маленький по размеру.
Возьмите резинку зеленого цвета, сделайте на геоконте зеленый квадрат, который будет самый большой по размеру.
Последний квадрат должен быть красного цвета, по размеру меньше зеленого, но больше синего.
Ребенок с РАС выполняет те же задания с тьютором (проговаривая действия).
Дети выполняют задание.
Воспитатель (задает индивидуальные вопросы детям):
— Какие фигуры получились на геоконте?
— Какого цвета самый большой квадрат? (зеленый)
— Какой по размеру получился синий квадрат? (самый маленький)
— Где находится красный квадрат? (Между зеленым и синим) Какой он по размеру? (Средний)
Крутик По: Ребята, вы молодцы, правильно выполнили первое задание, за это вы получаете строительный материал для строительства фундамента (каждый ребенок получает по два квадрата).
Воспитатель: Давайте пройдем к коврографу и начнем строительство города согласно плана.
— Cкажите, пожалуйста, где мы должны расположить фигуры для фундамента и стен, сверху или снизу?
Дети: Строительство фундамента и стен начинается снизу.
Воспитатель: Верно, приступайте к работе согласно плану.
Воспитатель: Замечательно получилось, но это только начало строительства! Следующий этап нашего строительства: башни и двери. Какие нам понадобятся для этого геометрические фигуры?
Дети: Прямоугольники.
Воспитатель: Тогда давайте скорее начнем выполнять второе задание. Найдите картинку, на которой изображены двери.
(Дети присаживаются за столы).
— Ребята, сейчас я вам покажу игровизор с изображением геометрических фигур, вы внимательно рассмотрите их и запомните, как они располагаются. Затем я уберу свой игровизор, а вы по памяти должны нарисовать тоже самое в своих игровизорах.
Ребенок с РАС с помощью тьютора рисует прямоугольник на игровизоре.
Воспитатель: Давайте проверим, что у вас получилось, и сравним с моим игровизором.
Индивидуальные вопросы для детей:
— Какие ты нарисовал фигуры? (Прямоугольники)
— Сколько у тебя получилось прямоугольников? (Два)
— Как расположены на твоем рисунке прямоугольники? (Большой прямоугольник находится в верхнем левом углу, маленький прямоугольник находится в нижнем правом углу).
Тьютор проговаривает ответы с ребенком РАС.
Воспитатель : Верно, ребята, и с этим заданием вы справились. Каждый из вас получает по 2 прямоугольника — это строительный материал для строительства башен и дверей. Давайте продолжим строить наш город. Обратите внимание, у вас есть большие прямоугольники и маленькие. Из больших прямоугольников можно сделать башни, а из маленьких — двери, накладывая их на квадраты.
Дети с воспитателем выполняют строительство башен и дверей на коврографе.
Воспитатель: Молодцы, ребята, башни и двери готовы, что мы дальше должны построить в городе?
Дети: Окна.
Воспитатель: Подойдите к столу, на котором вы найдете изображение окон.
Воспитатель: Ребята, окна в Эталонграде необычные, так как город сказочный, окна имеют круглую и овальную форму.
Чтобы у нас появились круги и овалы, нужно выполнить следующее задание, нужно выложить круги на игровом поле. Возьмите, пожалуйста, каждый по одному кругу.
Внимательно слушайте задание:
— Красный большой круг расположите в верхнем правом углу. У кого красный большой круг, тот и выполняет задание.
— Синий большой круг расположите в верхнем левом углу.
— Желтый маленький круг расположите в среднем ряду, во второй клетке.
— Желтые большие круги расположите в нижних углах.
— Синий маленький круг расположите между большим красным и большим синим кругами.
— Красные маленькие круги расположите над большими желтыми кругами.
Ребенок с РАС с помощью тьютора выкладывает круги на индивидуальном поле с изображенными кругами. Задача ребенка на каждый нарисованный круг положить такую же фигуру.
Воспитатель: Итак, давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание, посмотрите на схему.
Индивидуальные вопросы для детей:
— Назови фигуры в верхнем ряду.
— Какие фигуры находятся с среднем ряду?
— Назови фигуры в нижнем ряду.
Воспитатель: Так как вы правильно выполнили задание, вы получаете строительный материал для окон — по одному овалу и кругу. Давайте пройдем к коврографу для строительства окон.
Воспитатель: Какой следующий этап?
Дети: Следующий этап строительства — крыша.
Воспитатель: Правильно, из каких фигур мы будем строить крышу?
Дети: Из треугольников.
Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, к столу, на котором найдете изображение крыши.
Воспитатель: Перед вами лежат цветные картинки, на которых изображены рисунки, составленные с помощью геометрических фигур, а также лежат картинки, на которых изображен черно-белый рисунок. Давайте с вами оживим черно-белый рисунок?
Ваша задача, повторить рисунок и выполнить его, используя цветные геометрические фишки.
Ребенок с РАС с помощью тьютора выкладывает геометрические фигуры на цветном рисунке.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, проверьте пожалуйста друг друга.
Индивидуальные вопросы для детей:
— Что изображено на твоем рисунке?
— Какие геометрические фигуры ты использовал для своего рисунка?
— Какого цвета фигуры ты использовал для строительства солнышка (дерева, дома…)?
Воспитатель: Молодцы, вы правильно выполнили задание и получаете треугольники — необходимый строительный материал для строительства крыши. Давайте вместе завершим строительство города.
Воспитатель : Ребята, Крутик По, посмотрите, наш новый город Эталонград готов.
Но что нам сделать, чтобы помирить всех жителей города с Треузорчиком?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель: Я с вами полностью согласна, и поэтому предлагаю вам создать герб для Эталонграда, в котором будут присутствовать все геометрические фигуры, как символ дружбы.
На столе лежат геометрические фигуры, вы должны их расположить на гербе (маленьком коврографе) по кругу, соблюдая последовательность: круг, прямоугольник, треугольник, овал, квадрат. (Показывает схему-алгоритм).
Ребенок с РАС выполняет задание со всеми детьми с помощь тьютора.
- Рефлексивно-оценочный этап
Крутик По: Ребята, у вас получилось построить Эталонград еще красивее прежнего. И герб города символизирует дружбу всех его жителей. Треузорчик извинился перед жителями за свой поступок и тоже вернулся в город.
В благодарность я хотел бы сделать для вас подарок: вот этот конструктор, благодаря ему вы научитесь строить не только города, но и дороги, мосты, и машины.
Воспитатель: Ребята, я очень рада, что все фигуры помирились, очень надеюсь, что в новом городе они будут жить дружно. Давайте скажем спасибо Крутику По за подарок, а всем жителям Эталонграда пожелаем жить дружно и весело.
Крутик По уходит.
Воспитатель (Индивидуальные вопросы для детей):
— Для кого мы построили Эталонград?
— Какие геометрические фигуры были использованы для строительства Эталонграда?
— В какой последовательности мы строили город?
— Какого цвета геометрические фигуры?
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, если вам понравилось наше занятие, возьмите по одному цветочку и разместите его в Эталонграде. (Если ребенок не захотел брать цветочек, следует задать вопрос: почему? Что не понравилось?)
Последующая работа
Воспитатель предлагает детям поиграть в конструктор, который подарил Крутик По, и построить для Эталонграда мосты, дороги, машины и т. д.