«Путешествие в страну геометрических фигур». Конспект образовательной деятельности в средней группе
Авторы: Шахрай Татьяна Ивановна, Виноход Валентина Леонидовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 23.11.2015
Статья просмотрена: 870 раз
Библиографическое описание:
Шахрай, Т. И. «Путешествие в страну геометрических фигур». Конспект образовательной деятельности в средней группе / Т. И. Шахрай, В. Л. Виноход. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 92-96. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/482/ (дата обращения: 16.12.2024).
Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»
Цель: Создание условий для формирования геометрических представлений в игровых ситуациях.
Задачи:
- создавать условия для формирования умений ориентирования по элементарному плану;
- создавать условия для активизации представлений о геометрических фигурах;
- обеспечить условия для развития умений находить геометрические фигуры на ощупь;
- создавать условия для формирования умений составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом;
- создавать условия для развития умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии определенных свойств у геометрических фигур по их знаково- символическим обозначениям.
- создать условия для выражения детьми своего мнения (социально коммуникативное развитие);
- создать условия для самостоятельного выбора партнера, материалов (социально-коммуникативное развитие);
- создавать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
- способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие);
- способствовать развитию воображения и творческого потенциала детей (художественно-эстетическое развитие).
Организация детских видов деятельности:
- общение ребенка со взрослым;
- общение ребенка со сверстниками;
- игровая и исследовательская деятельность.
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности |
Организация рабочего пространства |
Деятельность взрослого |
Деятельность детей |
Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития |
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) |
Организационный момент: минутка настроения «Здравствуйте».
Звонок телефона |
-Встанем рядышком по кругу, скажем «Здравствуйте» друг другу, нам здороваться не лень. Всем привет и добрый день! —Ой, ребята, кто это может нам звонить? Алё?! |
Дети заходят в группу, становятся в круг. Дети показывают движения и проговаривают слова стоя в кругу. Дети обращают внимание на телефонный звонок |
Условия для создания эмоционально-комфортного настроя для НОД |
Звуковое сообщение |
Дорогие ребята! Я -принцесса Кружинка приглашаю вас в свою чудесную страну, которая называется «Страна геометрических фигур». Мои подданные — треугольники, круги, прямоугольники, квадраты и овалы –поссорились и спрятались, а я никак не могу их найти. Прилетайте в нашу страну, поиграйте с ними и выполните все задания, которые будут встречаться у вас на пути, и если вы будете внимательными, дружными и находчивыми, то в конце путешествия вас будет ждать сюрприз! А попасть в мою страну поможет ваш воспитатель. |
Дети внимательно слушают текст звукового сообщения |
Условия для развития внимательности |
|
Имитация ковра самолета
Набор плоскостных геометрических фигур лежат на разносе |
Ребята, вы хотите попасть в эту страну? Как вы думаете, на чем туда можно добраться? Мы полетим туда на волшебном ковре — самолете. Ой, его прогрызли мыши, На таком ковре мы не сможем взлететь! Что же делать? |
Ответы детей
Дети рассматривают ковер и подбирают похожие на дырки «заплатки» (фигуры), чинят его. |
Условия для развития исследовательской деятельности |
|
Основная часть |
Полет на «Ковре-самолете» |
- Наш ковер готов к полету. А теперь друзья все на посадку, Начинаем обратный отчет: 5, 4, 3, 2, 1-Пуск! Пока мы летим, предлагаю провести математическую разминку: 1, 2, 3, 4, 5– Начинам мы считать, быстро, четко отвечать.. Полетели! Сколько пальцев на правой руке? (5) Сколько пальцев на левой ноге? (5) Сколько глаз у светофора? (3) Сколько хвостов у 2-х котов (2). |
Дети загибают пальчики, затем отгибают их, сжимают и разжимают ладошки. |
Условия для выражения своих мыслей, взаимодействия друг с другом.
Условия для речевой активности. |
План-карта Страны геометрических фигур |
Взрослый: — Вот мы и в стране геометрических фигур. Мы на неизведанной планете, будьте внимательны, находчивы, помогайте друг другу. Кружинка: — Дорогая детвора! На нашей планете случилась беда, скорей поспешите ребята сюда! Фигуры пропали и их не видать, скорей помогите их нам отыскать! Но нужно задания вам выполнять. Взрослый: Кружинка, а как мы можем тебе помочь? Кружинка: Вот есть карта у меня (открывает мольберт), отправляться в путь пора. Ой, я же совсем не умею ей пользоваться? Взрослый: Ребята, что нарисовано на карте? Для чего он нужен? Расскажите Кружинке! А чтобы не заблудиться идти придется парами, ребята, возьмите карточки на которых изображены предметы, объясните какой формы ваш предмет и найдите себе пару. |
Дети внимательно слушают воспитателя
Дети рассказывают Кружинке, как нужно ориентироваться по плану- карте и предлагают свою помощь. Ответы детей
Кто-то из детей начинает рассказывать по плану, другие продолжают
Дети объясняют, какой предмет у них на карточке и почему они выбирает себе именно эту пару. |
Условия для взаимодействия со взрослым
Условия для речевой активности детей
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
Условия для выражения детьми своих мыслей |
|
Задание № 1 Рядом с фигурой лежит мешочек с геометрическими фигурами |
Ну все, в путь. Кружинка: Посмотрите, это же мой друг. Кто это? Нам нужно его развеселить. Что это за мешочек? А как с ним играть? Взрослый подводит детей к мысли о том, что из мешочка можно взять себе только один предмет. —Определите на ощупь предмет, опишите его и покажите нам. Находим пару. Строимся. — Молодцы, Мой друг -Треугольник заулыбался, возьмем его с собой? |
Ответы детей Дети обнаруживают мешочек, собираются вокруг него. Наощупь угадывают содержимое мешочка, затем достают фигуру, рассматривают, называют ее.
Ответы детей |
Условия для проявления поисковой активности
Условия для развития самостоятельности и активности
Условия для взаимодействия детей друг с другом |
|
|
Пошли дальше |
Идут по плану |
|
|
Задание№ 2 Наборы геометрических конструкторов (работа в парах) |
-А вот и Круг! Что ты грустишь? Ребята, он хочет поиграть в игру «Волшебные фигуры!» Взрослый: Давайте пофантазируем, придумаем какие волшебные существа могут жить в этой стране. Составьте силуэты из геометрических фигур. Какие фигуры вы использовали? Все фигуры замечательные. Оставим эти фигуры в подарок Кружинке. Отправляемся дальше. |
Дети составляют различные силуэты из геометрических фигур, работая в паре. |
Условия для самостоятельной работы
Условия для развития наглядно-образного мышления |
|
Задание № 3 (индивидуальное задание) Логические блоки, карточки домиков с обозначением свойств |
Кто это? Квадрат! Ах вот ты куда спрятался!? Давайте с ним поиграем. А игра называется «Найди домик для фигуры». Перед вами домики. Жильцы этого дома — геометрические фигуры. Нужно поселить в дом подходящую фигуру. И объяснить правильность выбора. Спасибо за помощь, все дома заселены. Мой друг заулыбался, возьмем его с собой? Физминутка: «По ровненькой дорожке» |
Дети находят квартиры, рассказывают о признаках своей геом. фигуры
Дети выполняют движения |
Условия для выражения детьми своих мыслей
Условия для развития самостоятельности и инициативы в игровой деятельности
Условия для выполнения физминутки |
|
Задание № 4
У каждого ребенка на столе 2 веревочки, счетные палочки, бумажные полоски и т.д.
Толстая веревочка, связанная в кольцо. |
Идем дальше! Овал приготовил игру: «Составь фигуру» Нужно составить геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал. Умницы! Посмотрите, еще у меня есть большая, толстая веревочка, Возьмитесь за нее руками и образуйте круг, овал, квадрат, треугольник. Молодцы, забираем фигуру идем дальше. |
Работа детей по плану
Дети составляют простейшие фигуры из палочек, ниток, полосок по желанию |
Условия для развития самостоятельной деятельности детей |
|
Задание № 5 Художественное творчество (рисунок и тестопластика) Трафареты вазочек и соленое тесто, пуговицы разного цвета и размера, крышки, стеки, колпачки, бусины. Трафареты геометрические |
Кружинка — А вот еще одна печальная фигура. Назовите ее. Прямоугольник! Правильно. Помогите ему разгадать загадки и вы узнаете, чего хочет эта фигура. Загадки. Очень любят дети — холодок в пакете, холодок, холодок, дай лизнуть тебя разок. (мороженое) Взяв муку, сметану, яйца, мы на кухню отправляемся, там с огромным увлеченьем испечем для вас (печенье). Взрослые подключаются поочередно к работе каждого ребенка, уточняют что они делают, какой результат хотят получить. |
Дети разгадывают загадки
Дети подходят к столу, на выбор выбирают себе материал и приступают к заданию |
Условия для выражения детьми своих мыслей
Условия для развития продуктивной деятельности. |
|
Угощение |
Взрослый: Давайте передадим наше пирожное и мороженое Прямоугольнику и Кружинку угостим. Кружинка — Благодарю вас, ребята, и мы с фигурами для вас приготовили сладкий сюрприз! |
Дети угощают фигуру и Кружинку |
Условия для взаимодействия со взрослыми, развития доброго отношения к другим. |
|
Итог |
«Возвращение в группу». Подведение итогов |
Взрослый: А нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места на ковре самолете, начинаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1 — полетели. Вот мы и вернулись. Ребята, как вы думаете за что Кружинка подарила нам подарок? |
Рассуждения детей |
Условия для выражения детьми своих мыслей, стимулирования речевой активности. |