Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Шестак Оксана Геннадиевна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (60) январь 2023 г.
Дата публикации: 30.12.2022
Статья просмотрена: 94 раза
Библиографическое описание:
Шестак, О. Г. Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста / О. Г. Шестак. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 1 (60). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/240/7902/ (дата обращения: 18.07.2024).
Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и получения знаний воспитанниками о культуре коренных народов, населяющих полуостров, и природе Камчатки. Реализация Проекта направлена на формирование нравственно-патриотических чувств, бережного отношения к природе, традициям, культуре и быту родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Большой патриотизм начинается с любви к тому, где живешь.
Л. М. Леонов, русский писатель
Проблема патриотического воспитания детей уходит своими корнями в далёкое прошлое. Тема остроактуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы привить детям любовь к родному дому и семье, к родной природе, труду, к истории и культуре страны.
Дошкольный возраст характеризуется восприимчивостью внешних воздействий, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходимость нравственных норм. В этом возрасте возникает возможность для систематического нравственного воспитания, формирования основ патриотических чувств.
Работа в этом направлении реализуется на занятиях по окружающему миру, в чтении художественной литературы, разучивании стихов, песен, танцев, русском фольклорном и декоративно-прикладном творчестве; участии в праздниках. Вместе с тем, дети рисуют, лепят, конструируют, и участвуют в конкурсах, посвященных семье, защите природы, или государственной праздничной дате. Кроме того, воспитанники в играх знакомятся с профессиями и учатся уважать труд взрослых.
Базовым этапом формирования любви к Родине у детей следует считать накопление ими социального опыта жизни в семье, своём посёлке, и в изучении природы и культуры родного края. Воспитанники бывают на экскурсиях, посвящённых социально-значимым и природным объектам родного поселка, посещают мероприятия библиотеки Дома культуры, также дети вместе с воспитателями и родителями участвуют в традиционных природоохранных акциях детского сада и района.
Экологическому воспитанию в детском саду отведена большая роль. Вместе с тем, в деятельности с дошкольниками особое место следует отвести знакомству с неповторимой природой Камчатки, умению увидеть прекрасное и полюбить навсегда.
Одним из инновационных подходов к решению задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников в детском саду «Журавлик» стала работа по созданию мини-музея этнокультурной направленности «Сказки Кутха».
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называется наш уголок «мини-музеем».
Мини-музей вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду, дополняет образовательный процесс.
Россия — большая многонациональная страна. И культура коренных жителей Камчатского края — это часть русского мира.
На наш взгляд, мини-музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, и может помочь детям понять язык вещей, их культурное значение, стать незаменимым помощником в изучении культуры и природы родного края, тем самым оказать влияние на формирование активной жизненной позиции растущего человека.
Начало проекта: июнь, 2022 год.
Участники проекта: дети, родители, педагоги
Цель: формирование богатого внутреннего мира дошкольника и системы ценностных отношений к стране, родному краю; формирование базовых представлений о культуре коренных народов Камчатки; развитие потребностей в бережном отношении к природе; воспитание личности гражданина и патриота.
Задачи:
— создать условия для этнокультурного воспитания в ДОУ (обогащение предметно-пространственной среды, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами);
— расширить представления детей о родном Камчатском крае;
— способствовать формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, детскому саду, посёлку, краю и природе родного края;
— расширить представления о коренных народах, населяющих полуостров (образе жизни, быта, одежды, традиций);
— способствовать развитию интереса детей к музыкальной этнокультуре коренных жителей Камчатки;
— обогащать словарь и совершенствовать речь детей;
— содействовать взаимодействию детей со сверстниками и взрослыми в эмоциональной отзывчивости, уважительном и доброжелательном отношении к культуре другого народа;
— содействовать формированию активной жизненной позиции, процессу развития чувства гордости, интернационализма, гражданственности и патриотизма;
— способствовать формированию желания знать и умения проявлять инициативу; воспитывать трудолюбие и аккуратность;
— воспитывать любовь к родному краю, видению прекрасного, развивать творческое воображение;
— помочь ребёнку осознать единство человека и природы, необходимость сохранения, охраны и спасения камчатской природы;
— повышать компетентность педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания детей и в сфере воспитания культуры природолюбия.
Всю работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа.
Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея»:
— выбор темы, названия;
— определение места размещения;
— планирование экспозиций;
— выбор дизайна оформления;
— подбор экспонатов;
— оформление визитной карточки и паспорта мини-музея;
— разработка форм работы с экспозициями;
— разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея;
— планирование организации деятельности.
Второй этап, практический — «Создание мини-музея»:
— Сбор экспонатов, и регистрация их в каталоге.
— Оформление мини-музея.
Для эффективной работы музея наиболее оптимальным вариантом является размещение экспонатов в двух уровнях: вертикальном (пол, стеллажи, тумбы) и горизонтальном (стенды и полки).
Третий этап, деятельностный — «Функционирование мини-музея»:
— Познавательные занятия в мини-музее «Сказки Кутха» — ежемесячно, в каждой подготовительной к школе группе, в течение учебного года.
Ответственные: воспитатели.
— Кружок по бисероплетению «Брусничка» — 1 раз в неделю.
Ответственные: воспитатель-руководитель кружка.
— Танцевальный кружок «Северяночка» — 1 раз в неделю.
Ответственные: воспитатель-руководитель кружка.
Почему так назвали
«Сказки Кутха» — это название, безусловно, созвучно с этническим образом Камчатки.
Название проекта также связано с идеей присутствия северной сказки в каждом занятии в музее с детьми. Образ Кутха проявляется во множестве легенд и выступает в качестве ключевой фигуры в сотворении земли-Камчатки.
Как известно, любая сказка в воспитании маленьких детей имеет особую ценность. Она служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром.
С использованием сказок народов севера (рассказов, просмотров мультфильмов или театральных постановок) дети легко осваиваются в непривычной для них обстановке уголка-музея.
Вся духовная жизнь народов Севера пронизана восхищением к природным силам. В сказках наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, как естественность, подготовка к жизни в суровых климатических и бытовых условиях.
Можно сказать, что народная сказка севера открывает путь к знакомству с культурой коренных народов камчатки, таким образом, она воспитывает уважение к малочисленным народам, традиционно населявших камчатскую землю, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу.
Обзорная экскурсия по музею
Мини-музей находится на втором этаже здания детского сада, занимает б о льшую часть балкона, и служит местом для проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия в музее проводят представительница эвенского народа, до педагогической деятельности артистка ансамбля «Ангт», воспитатель Мария Долган и представительница корякского народа, воспитатель Клавдия Кутгигина. С рождения воспитатели жили в традициях своего народа.
- Первое, что мы видим, подойдя к месту музея, это отдалённый большой «домашний» вулкан, изображённый на противоположной стене.
- Слева, при входе, нас встречает входная группа из шести отдельных развивающих панелей с изображениями детей в национальных одеждах жителей севера и животных (медведя, собаки, оленя). Каждая панель представляет собой отдельный, развивающий бизиборд, и, кроме того, одновременно является стендом. Вверху каждой панели, в карманах, размещены плакаты с изображением государственных флагов: Российской Федерации, Камчатского края и Елизовского района. Здесь же плакаты с государственными символами и народными символами России.
Такое расположение даёт возможность проводить занятия с детьми по ознакомлению с государственными символами страны, края и района. Обстановка помогает ребёнку понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции.
Таким образом, комбинация всех компонентов (государственной символики, настенной игры и этнических рисунков) даёт представление о единении, и дети ненавязчиво получают информацию о причастности малочисленных народов к русскому миру в огромной стране.
- Для более полного погружения в атмосферу Камчатки, мы попытались создать фон для экспозиции: нарисовали красками на стене рисунок, отражающий камчатский пейзаж: сопки, вулкан, лес, тундру, океан. Яркой и главной фигурой выделяется ворон, сидящий на дереве.
- Важным условием, и, безусловно, украшением проведения всех занятий с детьми в музее служит:
— звучание национальной музыки (песен и танцев коряков, эвенов, ительменов, чукчей);
— национальная одежда ведущих (кухлянки и головнушки из бисера);
— сказка народов севера;
— подвижная игра народов севера для детей.
- Музей, это прежде всего, экспонаты. Ведущая экспозиция музея отражает традиции и быт коренных народов камчатки:
— юрта, в ней очаг, который всегда горит и греет;
— юкольник — неотъемлемое приспособление в жизни камчадалов, с которым здесь впервые знакомятся не только дети, но и взрослые.
- Слева от экспозиции — стенд «Малая Родина — п. Пионерский», который установлен на фоне нарисованных на стене берёз. На нём размещены фотографии социально-значимых объектов посёлка и деревянная карта Камчатки. Рядом помещён макет родного посёлка, который воспитатели вместе с детьми создали несколько лет назад, и сейчас он является неотъемлемой частью музея.
Рядом находится стенд с фотографиями Камчатки: природы, местных жителей, рыбаков.
- Среди экспонатов есть особенные, уникальные. Например:
— изделия из бисера камчатских мастериц;
— коврик ручной работы камчатских мастериц этнического центра «Дорова» Пенжинского района. Подарен детскому саду за победу в Конкурсе, посвященном 15-летию Камчаткого края, Уполномоченным по правам КМНС в Камчатском крае, Долган Р. М.;
— рисунки, которые рисовала для воспитанников воспитатель тех лет — Агафурова И. Ф., более 25 лет назад. Их вставили в рамки. Рядом с ними — современный детский рисунок М. Кокорева, участника краевого конкурса;
- В музее присутствуют природные экспонаты: спилы деревьев, произрастающих на полуострове, скелеты рыб, морские звезды, оленьи рога, китовый позвонок, найденный на реке Опала, шкуры животных, чучела птиц.
- Сувениры. Изделия из камчатской пучки (местного борщевика), фигурки из каменной берёзы, картины из бересты.
- Музеем накоплены и размещены на полках книги о Камчатке, её природном и животном разнообразии, Камчатские сказки и сказки народов Севера.
- На стеллажах и полках размещены поделки, сделанные детьми со взрослыми, занявшие призовые места в муниципальных и региональных конкурсах. Коллективные и индивидуальные работы воспитанников являются необходимыми экспонатами для детей.
- Музей оснащен экраном, проектором, аудиоколонкой. В рекреации есть место для столов, стульев и стеллажей. Таким образом, в зависимости от целей и задач занятий с детьми в музее, осуществляется трансформация пространства: зона слушателей легко превращается игровую, танцевальную или учебную, предназначенную для мастер-классов и занятий по рисованию, лепке, бисероплетению.
- Немаловажным стоить отметить организованную трудовую деятельность с воспитанниками в музее: под руководством взрослых дети наводят порядок на полках, расставляют экспонаты, и готовы к пониманию того, что все экспонаты музея должны содержаться в чистоте, выглядеть красиво и аккуратно.
Музей «Сказки Кутха» в детском саду «Журавлик» — это место, которое даёт возможность донести до детей представление об образе жизни народов камчатки, пребывающем всегда во взаимодействии с законами природы.
Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, посёлку, краю; испытывать гордость и уважение за свою культуру, традиции, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Литература:
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. — М.: Издат. центр «Академия», 1990.- 465 с.
- Ионова Б. М. Роль использования народных обычаев и традиций в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста//Современное образование: традиции и инновации в системе образования, 2017.- 123 с.
- Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С. и др. Проектныйметод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. АРКТИ, 2013, 96 с.
- Масленникова О. М, Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. — Волгоград: Учитель, 2014, 232 с.
- Yandex/ru
- Nsportal.ru/ detskiy-sad/regionalnyy
- Planeta detstva/net
- Ped-kopilka