Средства реализации задач воспитания в детском саду: традиции и инновации
Автор: Корчагина Светлана Александровна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (53) май 2022 г.
Дата публикации: 23.04.2022
Статья просмотрена: 33 раза
Библиографическое описание:
Корчагина, С. А. Средства реализации задач воспитания в детском саду: традиции и инновации / С. А. Корчагина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7304/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассмотрены понятия сущности, содержания, структуры и методики проведения коллективных проектов в свете реализации программы воспитания.
Ключевые слова : воспитательные задачи, педагогический проект, духовно- нравственное воспитание.
Во исполнение Указов Президента РФ, федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «Закон о воспитании» в образовательный процесс нашей дошкольной образовательной организации «Детский сад «Рябинка» р. п. Новая Майна муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области» внесены изменения — разработана программа воспитания.
Воспитательная составляющая деятельности становится непременным атрибутом любого образовательного процесса. Для внедрения и реализации в работу дошкольной организации целей и задач программы воспитания педагоги нашей организации применяли метод коллективного проекта.
В течении 2021–2022 учебного года педагогами и специалистами ДОО были реализованы следующие коллективные педагогические проекты:
– «Моя любимая семья»;
– «Народы Поволжья»;
– «Чудо-мнемотехники»;
– «Все профессии нужны, все профессии важны».
Коллективный педагогический проект «Чудо- мнемотехники» был реализован учителем — логопедом Зимуковой Т. И. и педагогом-психологом Буяновой А. Ю. с воспитанниками разновозрастной группы компенсирующей направленности «Звездочки». Педагогический проект «Чудо-мнемотехники» стимулировал развитие интеллектуальных возможностей детей разновозрастной группы компенсирующей направленности «Звездочки» при использовании методов и приемов мнемотехники.
Рис. 1. Проект «Чудо- мнемотехники»
Коллективный педагогический проект «Моя любимая семья» был реализован воспитателями Елауркиной С. Ю., Тихомировой И. В., Четкасовой А. В. с воспитанниками группы раннего возраста «Солнышко» и младшей группы «АБВГДейка».
Рис. 2. Проект «Моя дружная семья»
Содержание проекта охватывало все направления развития и воспитания дошкольников:
Коммуникативная деятельность (ОО Речевое развитие): беседа «Мои бабушка и дедушка»; просмотр мультфильма «Мешок яблок»; чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; беседа по картине Л. Б. Фесюковой «Мои братья и сестры»; просмотр мультфильма «Сказка о глупом мышонке»; беседа «Мама»; беседа «Моя семья».
Игровая деятельность (ОО Познавательное развитие): дидактическая игра «Заварим вкусный чай для бабушки», дидактическая игра «Инструменты деда», сюжетно-ролевая игра «Мы с папой -шофёры», пальчиковая игра «Семья», дидактическая игра «Сварим компот с мамой», настольно-печатная игра «Папа, мама и я», дидактическая игра «Бусы для мамы».
Продуктивная деятельность (ОО Художественно-эстетическое развитие): лепка «Пряники для бабушки», аппликация «Ящик с инструментами для дедушки», рисование «Колёса для папиной машины», лепка «Тарелка для каши сестренке Маше», рисование «Платье в горошек для бабули», аппликация «Открытка для мамы», аппликация «Семейное путешествие».
Работа с родителями : конкурс рисунков «Мудрой старости поклон», фотоконкурс «Вместе с папой», консультации для родителей «Роль отца в воспитании ребёнка», консультация «Один ребёнок в семье», консультация для родителей «Что такое семья», стенгазета «Мамочка любимая, мамочка родная!», изготовление «Семейного альбома».
Проект «Моя любимая семья» способствовал формированию основ семейных ценностей через представление о семье, семейных обязанностях, традициях и бережного отношения к членам своей любимой семьи.
Коллективный педагогический проект «Народы Поволжья» был реализован воспитателями Кудрявцевой С. Ю., Нюркиной Т. П., Пименовой З. Н. с воспитанниками подготовительной к школе группы «Жемчужинка» и разновозрастной группы компенсирующей направленности «Звездочки».
Рис. 3. Проект «Народы Поволжья»
Проект «Народы Поволжья» благоприятствовал формированию основ межэтнического взаимодействия через первичные представления о многонациональных народах России, Поволжья, об этнокультурных традициях, фольклоре народов Поволжья.
Коллективный педагогический проект «Все профессии нужны, все профессии важны» был реализован воспитателями Гурьяновой Д.В, Егоровой Л.Н, Мизиновой С. А. с воспитанниками средней группы «Сказка» и старшей группы «Ромашка».
Рис. 4. Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Методы и формы внедрения проекта следующие:
– виртуальные экскурсии, наблюдения;
– игровая деятельность (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры);
Продуктивные виды деятельности — рисование, аппликация, лепка, конструирование;
– работа с научно-познавательной литературой (словарями, детскими энциклопедиями);
– эвристические познавательные беседы, проблемные ситуации;
– встречи с родителями-представителями профессий;
– просмотр иллюстраций, мультимедийных презентаций, мультфильмов;
– чтение познавательной художественной литературы.
Педагогический проект содействовал воспитанию у дошкольников культуры труда посредством представления о ведущей роли трудовой деятельности в жизни человека, проявления уважения к труду взрослых и сверстников.
Метод коллективных педагогических проектов позволяет создавать условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей народов России, исторических и культурных традиций.
Литература:
1. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. — 6-е изд.,стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.: ТЦ Сфера, 2015. -96 с.
3. https://институтвоспитания.рф
Ключевые слова
воспитательные задачи, педагогический проект, духовно- нравственное воспитаниеПохожие статьи
Проектирование программ в дошкольной образовательной организации
В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...
Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.
Основные направления инновационного развития дошкольного образовательного учреждения
В статье представлен анализ основных направлений инновационного развития дошкольных образовательных учреждений, определяются задачи педагогической деятельности в инновационном режиме, рассматривается содержание, методы и формы реализации инновационны...
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований
В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...
Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации
В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.
Системный подход к планированию воспитательной работы в медицинском вузе
В статье рассматриваются принципы организации воспитательной работы в медицинском вузе на примере опыта Самарского государственного медицинского университета.
Реализация проектных задач в рамках урока литературного чтения в начальной школе
Статья посвящена проблеме реализации проектных задач в рамках урока литературного чтения. Рассматривается теоретическое и практическое значение проектной задачи как эффективного средства развития выразительности речи. Обозначены дальнейшие перспектив...
Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников
Обоснована технология развивающего обучения в детском саду, содержащая цель, задачи, методологические подходы. Разработана модель с описанием этапов, методов и средств интеллектуального воспитания дошкольников. Доказана ведущая роль развивающей игры ...
Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в урочное и внеурочное время с применением инновационных технологий образования
В статье рассматривается процесс формирования исследовательских умений у учащихся. Представлены основные этапы исследовательской деятельности.
Похожие статьи
Проектирование программ в дошкольной образовательной организации
В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...
Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.
Основные направления инновационного развития дошкольного образовательного учреждения
В статье представлен анализ основных направлений инновационного развития дошкольных образовательных учреждений, определяются задачи педагогической деятельности в инновационном режиме, рассматривается содержание, методы и формы реализации инновационны...
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований
В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...
Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации
В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.
Системный подход к планированию воспитательной работы в медицинском вузе
В статье рассматриваются принципы организации воспитательной работы в медицинском вузе на примере опыта Самарского государственного медицинского университета.
Реализация проектных задач в рамках урока литературного чтения в начальной школе
Статья посвящена проблеме реализации проектных задач в рамках урока литературного чтения. Рассматривается теоретическое и практическое значение проектной задачи как эффективного средства развития выразительности речи. Обозначены дальнейшие перспектив...
Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников
Обоснована технология развивающего обучения в детском саду, содержащая цель, задачи, методологические подходы. Разработана модель с описанием этапов, методов и средств интеллектуального воспитания дошкольников. Доказана ведущая роль развивающей игры ...
Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в урочное и внеурочное время с применением инновационных технологий образования
В статье рассматривается процесс формирования исследовательских умений у учащихся. Представлены основные этапы исследовательской деятельности.