Использование метода проектов при реализации нравственно-патриотического воспитания. Групповой проект «Государственные праздники»
Автор: Серова Екатерина Юрьевна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.
Дата публикации: 25.06.2018
Статья просмотрена: 274 раза
Библиографическое описание:
Серова, Е. Ю. Использование метода проектов при реализации нравственно-патриотического воспитания. Групповой проект «Государственные праздники» / Е. Ю. Серова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3474/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье раскрывается система работы над долгосрочным групповым проектом в русле нравственно-патриотического воспитания. Основное направление проекта — совместная познавательная, исследовательская, продуктивная деятельность с детьми, а также взаимодействие с родителями.
Ключевые слова: проект, детский сад, нравственно-патриотическое воспитание
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей ктрадициям народа. Одной из традиций являются праздники. Исторические корни праздников уходят в глубокую древность. Они всегда были тесно связаны с религией, образом жизни, мировосприятием, трудовой деятельностью. Во всех странах есть свои праздники: национальные, государственные, религиозные. Но есть и такие торжественные события и даты, которые отмечает всё мировое сообщество.
В Российской Федерации законом установлено 12 праздничных дней, охватывающих 8 государственных праздников: Новый год и Рождество Христово, День защитника Отечества, Международный женский день, Праздник Весны и труда, День Победы, День России, День народного единства. Все они являются днями отдыха.
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. [3]
Воспитатель Шабурова Л. Р. отмечает, что одним из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая реализовать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности. [4]
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, был разработан групповой проект «Государственные праздники», целью которого стало формирование гражданского самосознания, понимания важности и исторической ценности многих российских праздников, расширение представления детей о традициях празднования в семье и стране.
Основные задачи проекта:
– Расширение знаний и представлений детей о государственных праздниках (история появления, традиции празднования, способы поздравления).
– Воспитание любви и уважения к семье, к детскому саду, к государству; интереса к историческому прошлому своего народа.
– Развитие познавательной активности как системы важнейших мировоззренческих идей.
– Вовлечение родителей в активное сотрудничество с детским садом.
Участники проекта: дети подготовительной группы ОНР, родители, воспитатели, специалисты ДОУ.
Сроки проекта: с 02.10.2017–11.05.2018г.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Организационно-подготовительный:
– постановка целей и задач, составление плана работы по реализации проекта;
– подбор методической, художественной, детской литературы; иллюстративных материалов, презентаций, видеороликов, музыкального сопровождения;
– разработка консультаций, бесед для детей и родителей;
– исходя из пожеланий детей, подборка материалов для продуктивной деятельности с детьми по изготовлению подарков, поздравительных газет и т. д.
Основной (непосредственная реализация проекта):
– познавательные беседы с детьми;
– чтение стихотворений, вырезок из газет и журналов по праздникам; разучивание праздничных стихотворений, сценок, танцев, песен для утренников
– проведение утренников и досугов, развлечений с детьми (включая специалистов ДОУ)
– изготовление перекидного «Календаря государственных праздников» совместно с детьми (на отдельных листах оформляются страницы с помощью аппликаций, а на обороте помещается дополнительная информация о празднике: поздравление, пожелания, рекомендации детям или родителям, фотографии с мероприятий в детском саду и пр.)
– оформление родительского уголка
– проведение конкурса семейных проектов «Государственные праздники», «Мастерская Деда Мороза», «Этот День Победы».
Итоговый (результативный, рефлексивный)
– подготовлен календарь государственных праздников.
– создана подборка консультаций для родителей и бесед с детьми.
– собраны учебные презентации и видео материалы, художественное слово, иллюстрации о государственных праздниках, гербе и флаге России;
– итогом конкурсов стали семейные поделки для новогоднего проекта, открытки и альбомы по государственным праздникам;
– оформлена основная демонстрационная стойка, где отображены государственные символы, русская берёзка, фотогалерея из семейных и групповых снимков праздников и подарков, сделанных руками воспитанников;
– разработано дидактическое пособие «Собери герб», где по слоям выделены элементы герба и их значение.
Результативность проекта:
– у детей пополнились, систематизировались знания и представления о традициях и обычаях празднования государственных праздников;
– ребята участвовали в оформлении помещения к праздникам;
– дети с чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины; проект помог привить чувство собственного достоинства, чувство сопричастия к общему делу, к праздничному таинству;
– по мере прохождения проекта у детей и их родителей обогатились семейные узы, духовные ценности. Дети стали понимать значимость внимания к ним взрослых, сами старались порадовать всех хорошими подарками, выступлениями;
– появилось желание самостоятельно заняться творчеством — сочинять свои загадки и небольшие стихотворения, иллюстрировать их, создавать газеты, книжки-малышки, работать сообща над общим проектом;
– возросло качество общения и взаимодействия с родителями. Ведь общее дело всегда сближает.
Литература:
- Гвоздовская С. Ю., Сидорова Л. В. Метод проектов в организации коррекционно-образовательного процесса в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / С. Ю. Гвоздовская, Л. В. Сидорова // Особые дети в образовательном пространстве дошкольного учреждения: сборник научно-методических материалов / науч. ред. Е. С. Бабунова. — Магнитогорск: МаГУ, 2012. — Вып 2. — С.22–28.
- Егорова Е. А. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / Е. А. Егорова // Воспитание и развитие детей дошкольного возраста: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений г. Магнитогорска: сб. научно-методических статей / отв. науч. ред. Е. С. Бабунова. — Магнитогорск: МаГУ, 2010. — Вып. 5. — С. 13–17.
- Завизьон Л. Долгосрочный проект в средней группе «Государственные праздники в России» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.maam.ru/detskijsad/dolgosrochnyi-proekt-v-srednei-grupe-na-temu-gosudarstvenye-prazdniki-v-rosi.html
- Шабурова Л. Р. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://edu.tatar.ru/nkamsk/dou66/page2420315.htm
Похожие статьи
Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания у обучающихся
В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников через участие в проектной деятельности на примере реализации дополнительной образовательной программы.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры
В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...
Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.
Средства реализации задач воспитания в детском саду: традиции и инновации
В статье рассмотрены понятия сущности, содержания, структуры и методики проведения коллективных проектов в свете реализации программы воспитания.
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
В статье авторы предлагают пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...
Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду
В статье авторы раскрывают опыт работы организации проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».
Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников
Статья посвящена изучению движущей силы патриотического воспитания в процессе формирования жизненных ценностей у дошкольников. Рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях как система специально организованного педаго...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...
Реализация военно-патриотического воспитания подростков через творческую деятельность во внеурочное время
В статье автор рассматривает эффективность реализации военно-патриотического направления в общеобразовательной среде.
Похожие статьи
Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания у обучающихся
В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников через участие в проектной деятельности на примере реализации дополнительной образовательной программы.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры
В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...
Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.
Средства реализации задач воспитания в детском саду: традиции и инновации
В статье рассмотрены понятия сущности, содержания, структуры и методики проведения коллективных проектов в свете реализации программы воспитания.
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
В статье авторы предлагают пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...
Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду
В статье авторы раскрывают опыт работы организации проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».
Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников
Статья посвящена изучению движущей силы патриотического воспитания в процессе формирования жизненных ценностей у дошкольников. Рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях как система специально организованного педаго...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...
Реализация военно-патриотического воспитания подростков через творческую деятельность во внеурочное время
В статье автор рассматривает эффективность реализации военно-патриотического направления в общеобразовательной среде.