Организованная деятельность с детьми средней речевой группы по теме «Город, улица»
Авторы: Ручий Наталия Петровна, Кокорева Ольга Николаевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.
Дата публикации: 14.02.2022
Статья просмотрена: 25 раз
Библиографическое описание:
Ручий, Н. П. Организованная деятельность с детьми средней речевой группы по теме «Город, улица» / Н. П. Ручий, О. Н. Кокорева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 27-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7104/ (дата обращения: 21.11.2024).
Цель: закрепить знания детей по всем разделам программы.
Задачи:
– Закрепляем знания о городе, в котором живём, ближайшем окружении;
– Формировать познавательный интерес к родному городу, своему району;
– Закрепить первоначальные знания об улице, основных её компонентах;
– Знакомим с домами разного назначения;
– Учим узнавать и называть объекты, ориентируясь на внешний вид, вывеску, название;
– Закрепляем первоначальные знания о профессиях на транспорте (водитель, кондуктор, пассажир);
– Закрепляем правила поведения в транспорте, на экскурсии;
– Закрепляем знания правил дорожного движения, используя понятия «пешеход», «тротуар», «пешеходный переход», «проезжая часть», «светофор», «регулировщик», «постовой»;
– Расширяем лексический словарь за счет существительных, прилагательных, глаголов и числительных по теме;
– Учим согласовывать существительные в числе и падеже;
– Учим отвечать на вопросы полным ответом;
– Совершенствуем навыки узнавания и чтения пройденных букв;
– Развиваем слуховое и зрительное внимание;
– Развиваем артикуляционный аппарат;
– Работаем над развитием дыхания;
– Развиваем мелкую моторику рук.
Организованная деятельность с детьми средней речевой группы по теме «Город, улица»
ЭТАП. ЦЕЛЬ. |
СОДЕРЖАНИЕ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ. ВКЛЮЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ |
(«Социализация», «Литература») Привлечь внимание детей. Организовать на деятельность. |
(На ковре стоят игрушечные дома. Аудиозапись: Слышны звуки улицы. Я читаю стихотворение.) Если дом, другой, и третий, Или даже целый ряд, Как хорошие соседи, Не рассорившись, стоят, А напротив, дружно так же, Ряд домов красуется, То, конечно, всякий скажет: Получилась…. (улица) |
Дети отвлекаются от своих занятий, прислушиваются, обращают внимание на меня, и то, что находится на ковре. Подходят. Познавательные: ощущение, восприятие, внимание, мышление, воображение, память, речь. Эмоциональные: эмоции. Волевые: борьба мотивов, принятие решения, постановка цели. |
(«Познание», «Труд», «Безопасность», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация») Упражнять детей в употреблении слов в родительном падеже. Выявление знаний об устройстве проезжей части. |
(подготовлены ленты для разметки дороги) — Посмотрите, получилась улица? — А чего здесь не хватает? — Помогите мне сделать разметку. — Как называется средняя часть улицы? — Для чего нужна дорога? — Как называется обочина дороги? — Как называются боковые части улицы? — Для чего нужен тротуар? — А зачем вы уложили эти полоски? — Зачем нужен пешеходный переход? |
Дети отвечают на вопросы, анализируют, делают вывод, вспоминают, действуют, общаются, спорят, договариваются. (нет) (разметки дороги) Делают разметку (дорога или проезжая часть) (для машин) (поребрик, бордюр) (тротуар) (для людей, пешеходов) (это зебра, или пешеходный переход) (для перехода дороги) Познавательные: ощущение, восприятие, внимание, мышление, воображение, память, речь. Эмоциональные: эмоции. Волевые: борьба мотивов, принятие решения, постановка цели. |
(«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Физическое развитие», Закрепление знаний о трудовых действиях водителя, регулировщика. Развитие внимания, коммуникативных способностей, двигательных навыков. Воспитание волевых качеств — соблюдение правил игры, движение «транспорта», «пешеходов». |
- Сейчас мы поиграем. Но у меня к вам вопрос: смогут ли по нашей дороге проехать большие машины? — Как проверить? — Как называют людей, которые водят автомобили? — Водителями будут …, …., …. — Как называют людей, которые ходят по улице пешком? — Пешеходами будут …, …., ….. — А кто на дороге управляет движением? — Что помогает постовому управлять движением? — Кем я сейчас буду? — Поехали! (проводится игра «Регулировщик») |
Переключается внимание детей на другую деятельность — игру. У них возникает желание играть. Радость. (предложения детей) (водители) (радуются) (пешеходы) (радуются) (регулировщик, постовой) (жезл, светофор) (регулировщиком) Включаются познавательные процессы: зрительное восприятие, внимание, мышление, воображение, память, речь. Эмоциональные: эмоции, чувства. Волевые: борьба мотивов, принятие решения, постановка цели. |
(«Познание», «Коммуникация») Согласование существительных в единственном и множественном числе; Тренировка в умении отвечать на вопрос полным предложением. |
(детям раздаются картинки людей разных профессий, они называют профессию и выбирают транспорт, на котором поедет человек на работу) — У тебя кто? — Кто у тебя? — А у тебя кто? |
Переключение внимания детей. Включение познавательного интереса. Дети рассматривают, вспоминают, анализируют, выбирают, действуют, объясняют. Развивается речь (- У меня пожарный. Он поедет на пожарной машине.) (- У меня врачи. Они поедут на скорой помощи. И т. д.) (- У меня воспитатель и дети. Они поедут на автобусе) Познавательные: восприятие, внимание, мышление, память, речь. Эмоциональные: эмоции. Волевые: борьба мотивов, принятие решения, постановка цели. |
(«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность») А) активизация словаря: Экскурсия, пассажир, кондуктор Б) Вспомнить правила поведения в автобусе: В) дифференцированное упражнение в чтение слогов-билетов: (на основе актуальных знаний каждого ребёнка) Г) Актуализация знаний «Где мы живём»: |
А) — Мы сейчас тоже отправимся на небольшую автобусную экскурсию. — Когда мы сядем в автобус, кем мы станем? — Кто поведёт автобус? — Как называют человека, который продаёт билеты? Б) — Водителем автобуса будет тот, кто лучше всех назовёт правила поведения пассажиров. В) Посадка в автобус. (кондуктор — взрослый показывает слоги, дети их по очереди читают, и садятся в автобус) Г) — Как называется город, в котором мы живём? — Как называется проспект, возле которого находится наш детский сад? |
Дети отвечают на вопросы. (пассажирами) (водитель) (кондуктор) Воображение, мышление, речь, чувства, эмоции (называют правила, выбирается водитель) Читают слоги или слова. Познавательные: восприятие, внимание, мышление, память, речь. Волевые. Дети занимают места в «автобусе», ориентируясь на цифру — билет-стул. (Санкт-Петербург) (Гражданский пр., Северный пр.) |
(«Чтение художественной литературы», «Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Труд», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическое развитие») Активизировать внимание, память и мышление детей. Выполнить артикуляционную гимнастику. Тренируемся в выделении первого звука в слове. Развиваем мелкую моторику рук. Закрепляем умение выделять группу предметов по определённому признаку. Упражняемся в счёте предметов. Совершенствуем мелкую моторику рук. Упражняемся в составлении предложения, используя множественное и единственное число существительных. Закрепляем умение определять высоту методом сравнения. Учимся взаимодействию в группе. Закрепляем порядковый счет. Закрепляем зрительный образ цифр. Учимся самоконтролю. Актуализировать знания детей о библиотеке. Обратить внимание на книгу, её оформление. Развивать внимание, зрительное восприятие, мышление. Работа над речевым дыханием. Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой. Вспомнить правила перехода улицы. Вспомнить сигналы светофора. |
— Мы с вами поедем по Гражданскому пр., и посмотрим, что здесь находится. На экскурсию мы едем – Город свой узнать хотим. Вдоль по улицам проедем И в окошко поглядим. Стоп! Смотрите прямо – Что же перед вами?
— Нравится летом всей детворе Вместе играть допоздна во …
На экскурсию мы едем – Город свой узнать хотим. Вдоль по улицам проедем И в окошко поглядим. Стоп! Смотрите прямо – Что же перед вами? — Зачем нужен книжный магазин? («Подбери картинки к букве»)
На экскурсию мы едем – Город свой узнать хотим. Вдоль по улицам проедем И в окошко поглядим. Стоп! Смотрите прямо – Что же перед вами? — Для больного человека Есть с лекарствами … (аптека) («Расфасуй таблетки»)
На экскурсию мы едем – Город свой узнать хотим. Вдоль по улицам проедем И в окошко поглядим. Стоп! Смотрите прямо – Что же перед вами? («Забери груз и скажи, что повезёшь?»)
На экскурсию мы едем – Город свой узнать хотим. Вдоль по улицам проедем И в окошко поглядим. Стоп! Смотрите прямо – Что же перед вами? («Поставь домики по порядку, посчитай, подбери цифру»)
На экскурсию мы едем – Город свой узнать хотим. Вдоль по улицам проедем И в окошко поглядим. Стоп! Смотрите прямо – Что же перед вами? Снаружи смотришь: Дом, как дом, Но нет жильцов-то В доме том! В нем книги интересные Стоят рядами тесными: Ты приходи и почитай. Как называют этот дом? Попробуй, угадай! — Для чего нужна библиотека? («Узнай сказку по обложке»)
На экскурсию мы едем – Город свой узнать хотим. Вдоль по улицам проедем И в окошко поглядим. Стоп! Смотрите прямо – Что же перед вами? — От берега к берегу тянется хвост, Крепкий, железный, зовётся он … (мост) («Ветерок» — упражнение на дыхание) *** Ветерок, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Невы-реки!
— Вот мы и приехали. Как называется место, где останавливаются автобусы? — Что находится рядом с остановкой? — Зачем нужен переход? Светофор? — Будем переходить дорогу, и возвращаться в детский сад. — Что надо сделать, когда собираешься переходить дорогу? — Посмотрим налево. — Посмотрим направо. — Смотрим на светофор. Можно переходить дорогу? — Почему нельзя? Что случилось? |
Имитируем езду в автобусе. Дети помогают проговаривать слова стихотворения. Восприятие, память, речь. Смотрят на открывающуюся фотографию. Отгадывают загадку. Мышление, воображение, чувства (дворе) Выполняют артикуляционное упражнение «Качели», «Горка» с логопедом Восприятие, мышление, память, внимание, воля, воображение, речь. Имитируем езду в автобусе. Дети помогают проговаривать слова стихотворения. Рассматривают фотографию книжного магазина. Отвечают на вопрос. Выполняют задание — называют напечатанную букву, выделяют слова, начинающиеся с заданного звука. Память, внимание, мышление, восприятие, воля Занимают места в автобусе. Проговаривают слова стихотворения. Называют, что изображено на фотографии. Отгадывают загадку. Выполняют игровое задание по «фасовке таблеток» — раскладывают крышечки по одному из признаков — цвет или размер, на своё усмотрение. Затем объясняют, по какому признаку разложили. Выполняют счёт «таблеток». Называют, что изображено на фотографии. Проводят дорожку от машины к «грузу». Называют свой «груз»: — У меня — яблоки. Я повезу яблоки. — У меня — лимон. Я повезу лимон. И т. д. Память, внимание, мышление, восприятие, воля, речь Едут на автобусе. Узнают, что изображено на фотографии. Рассказывают, как называется метро. Расставляют дома «по росту». Выясняют, какой дом самый высокий; какой — самый низкий; Есть ли одинаковые по высоте дома. Считают дома по порядку от самого высокого к самому низкому. Подбирают цифру — номер дома, соответственно его порядковому номеру. Проверяют правильность выполнения задания. Познавательные: восприятие, внимание, мышление, память, речь. Эмоциональные: эмоции,чувства Волевые: борьба мотивов, принятие решения, постановка цели. Отгадывают загадку. Делают предположение, для чего нужна библиотека. Рассматривают обложку книги, узнают, о чём она. Называют сказку. Садятся в автобус. Отгадывают загадку. Вспоминают название ручья, через который перекинулся мост. Идут пускать лодочки в тазах с водой. Дуют, изображая ветер, не надувая щёки. Познавательные: восприятие, внимание, мышление, память, речь. Эмоциональные: эмоции, чувства Волевые: борьба мотивов, принятие решения, постановка цели. Познавательные: восприятие, внимание, мышление, память, речь. Эмоциональные: эмоции,чувства Волевые: борьба мотивов, принятие решения, постановка цели. (остановка) (переход, светофор) Подходим к пешеходному переходу. (посмотреть налево, направо, на светофор) Смотрим налево. Смотрим направо. Смотрим на светофор, где перепутаны сигналы. (Светофор сломался. Чиним светофор. Переходим дорогу) |
VII. ИТОГ |
- Где мы сегодня с вами были? — Что видели? — Понравилось вам? |
(на экскурсии) Вспоминают и называют увиденные объекты. Высказывают своё мнение о том, что понравилось. |