Цель: закрепить и обобщить знания детей родном городе и его символике.
Коррекционно-образовательные задачи:закрепить знания о родном городе и его символике; совершенствовать грамматический строй речи; расширять словарный запас по теме; закреплять знания детьми своего домашнего адреса; совершенствовать навыки словообразования и словоизменения; совершенствовать умение образовывать родственные слова, упражнять детей в умении: давать полный ответ на вопрос.
Коррекционно-развивающие задачи:продолжать формировать умение вести координированный диалог в ходе обсуждения, возникающих на занятии ситуаций; учить согласовывать речь с движениями; совершенствование координации движений; развивать логическое мышление, внимание.
Коррекционно-воспитательные задачи:продолжать воспитывать желание познавать историю и культуру своего города, области; воспитывать уважение, любовь и гордость к родному краю, интерес к занятию.
Материалы и оборудование: украшение зала шарами, рисунками детей, плакатами с надписями пословиц и поговорок о родном крае, колоски пшеницы, стенды с изображением герба и флага Белгородской области и города Губкин, костюм скомороха, рисунки, фотографии, демонстрационный материал с изображением символики Белгородской области, иллюстрации Белгородской области, книги, презентация, сундучок.
Предварительная работа: беседы «Моя Малая Родина», рассматривание иллюстраций, фото о городе и области; разучивание стихотворений о Родине, рисование рисунков.
Ход занятия:
Орг. момент Дети входят в зал, их встречает педагог со словами:
«Добрый день, добрый час, очень рады видеть, ВАС!»
Раздаётся стук в дверь.
Дефектолог: — К нам ещё гости! Кто бы это мог быть?
Входит скоморох: «Здравствуйте ребята, вы знаете кто я?»
Дети: Скоморох
Скоморох: — Ага, правильно, а зовут меня Тимофей. Я путешествую по России. Мир смотрю, народ веселю, только вот беда не знаю куда попал?
Дефектолог: Ты попал в детский сад.
Скоморох: Ребята, а где он находится? В какой области России?
Дети: Наш детский сад находится в Белгородской области.
Скоморох: А как её ещё называют?
Дети: Белгородчина, Белогорье.
Скоморох: — Хм! Названия какие интересные, а почему такое название Бел-го-родс-ка-я?
Дети: потому что областной центр нашей области — город Белгород.
Скоморох: — А Белогорье?
Дети: Потому, что город Белгород стоит на меловых отложениях, то есть, на самом обычном белом меле. Его окружают меловые холмы и горы.
Скоморох: — Так в какой же город я попал?
Дети: — в город Губкин.
Скоморох: — А причем тут Губкин?
Дети: Это, Тимофей, наша малая Родина.
Скоморох: А что такое ма — ла — я Родина?
Дети: Это место где мы родились и живём.
Дефектолог: Ребята сейчас тебе прочтут стихотворение и ты всё поймёшь.
(Дети читают стихотворение Вл. Молчанова):
1 ребёнок: Белогорье... Поле отчее.
По-над лугом белым дым.
Трав густых сиянье сочное
По откосам меловым.
2 ребёнок: Змейка вьющегося вереска
Розовеет над горой,
И совсем не видно берега
За травой береговой.
3 ребёнок: Звёзд полночных многоточие,
Туч движение гурьбой.
Белогорье... Поле отчее –
Что зовут своей судьбой!
Скоморох: Теперь понятно.
Дефектолог: Ребята, давайте покажем Тимофею наш Город. Представьте, что стоит прекрасная погода, у вас хорошее настроение, и мы вышли из детского сада.
Скоморох: Как много домов, машин, куда мы вышли?
Дети: Мы вышли на улицу.
Скоморох: А на какой улице находится ваш детский сад?
Дети: Наш Детский сад Журавушка находится в микрорайоне «Журавлики», на улице Севастопольская.
Дефектолог: Тимофей, наши ребята живут в красивейшем и благоустроенном городе Губкин. В нём есть широкие и узкие улицы, переулки.
Скоморох: Ши — какие?
Дефектолог: Давайте вместе скажем.
Вместе: Широкие и узкие улицы и переулки.
Дефектолог: Ребята тебе скажут названия своих улиц.
(Дети называют свой адрес)
Тимофей: Молодцы, вы знаете названия улиц, на которых вы живете.
Ребята, какие символы своей области вы знаете?
Дети: Мы знаем флаг и герб нашего города.
Рис. 1.
Рис. 2.
Тимофей: Что такое флаг и герб?
Дети: Мы сейчас тебе расскажем.
1 ребенок: В герб положена идея изображения главной особенности нашей местности — магнитной аномалии и основной отрасли промышленного производства. Красно-синий полукруг имеет двойной смысл. С одной стороны он символизирует магнит, а с другой стороны служит как бы контуром компаса.
2 ребенок: Красно-белая стрелка, отклоненная от оси северного полюса земли, обозначает аномальные магнитные явления, связанные с наличием огромных залежей железной руды.
3 ребенок: Золотой колос символизирует развитое агропромышленное производство.
Логопед: Таким образом, на гербе отражены главные особенности города Губкина и возникающие в связи с этим ассоциации: «железо» — «магнит» — «аномалия» — «сельское хозяйство». Две синие полосы по краям флага показывают, что муниципальное образование Губкинского городского округа расположено в Белгородской области, основной цвет символики которой синий. Красный (червленый) цвет — символ мужества, самоотверженности, героизма, справедливой борьбы и жизни. Лазоревый (синий, голубой) цвет в геральдике — символ чести, славы, преданности, истины, красоты, добродетели и чистого неба. Зеленый цвет символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Золото (желтый) в геральдике — символ высшей ценности, величия, прочности, силы, великодушия. Серебро (белый) в геральдике — символ простоты, совершенства, мудрости, благородства, мира, взаимосотрудничества.
Тимофей: Ребята покажете мне свой город?
Дети: Конечно, покажем и отправляемся в путь. (Совершают круг по залу)
Дефектолог: Отправляемся к первой остановке. Она называется «Один-много».
Проводится игра «Один- много».
Дети шагают ипроизносят слова:
Мы по городу шагаем, много, много называем
Улицы, дома, мосты, площадь, парки и кусты.
Дефектолог: Я назову предмет в единственном числе, а вы во множественном. (называет предмет в единственном числе и показывает картинку)
А фразу начинайте так:
− На дороге много … (машин) (автобус, грузовик, велосипед, светофор, остановка).
− В городе много … (парк, дом, школа, улица, дорога, вокзал).
Развитие темпо-ритмической стороны речи.
Дефектолог: Следующая остановка«Добавлялки». Вам необходимо добавить недостающее слово.
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни …. (машина)
Довезти нас попроси
В чёрных шашечках … (такси)
Целый день забота,
Весёлая работа.
Я без дела не привык,
Я обычный … (грузовик)
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя.
Можно ехать, знайте, дети.
Только на … (велосипеде)
Кто стучит по рельсам громко,
Тащит за собою воз
И свистит довольно звонко?
Это едет … (тепловоз)
Он по рельсам разъезжает,
Пассажиров собирает.
Торопись и не зевай,
Чтоб успел ты на … (трамвай)
Для команды «Пешеход»
Тротуарные дорожки,
Ходят люди, ходят кошки.
Тот, кто знает этот ход,
Тот зовётся — …. (пешеход)
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведёт
Пешеходный … (переход)
Стоп машина, стоп мотор!
Тормози скорей, шофёр!
Красный глаз глядит в упор –
Это строгий …. (светофор)
Красный цвет — сигнал тревоги
В светофоровых глазах.
Не ходите по дороге,
Оставайтесь на …. (местах)
Чтобы вдруг не оказаться
У машины на пути,
Нам автобус и троллейбус
Слева нужно … (обойти)
Я иду по тротуару,
Здесь машинам нет пути!
Ну а знаки мне расскажут,
Где дорогу …. (перейти)
Образование родственных слов.
Дефектолог: Следующая остановка«Улица родственных слов».
Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Мы живём одной семьёй –
Поиграть хотим с тобой.
Подберите как можно больше слов-родственников к своему слову.
Город — городок, городской, городишко, города, городки, городище.
Дом — дома, домик, домики, домашний, домовой, домишко.
Жил да был весёлый гном, он в лесу построил … (ДОМ).
Рядом жил поменьше гномик, под кустом он сделал …. (ДОМИК).
Самый маленький гномишко, под грибом сложил … (ДОМИШКО).
Старый, мудрый гном — гномище выстроил большой …. (ДОМИЩЕ).
А за печкой, за трубой, жил у гнома … (ДОМОВОЙ).
(Дети выбирают и вывешивают картинки, называют слова-родственники, но некоторые картинки не подходят: горы, домино).
Тимофей: Ребята, а вы забыли слово «домино»! А вы забыли слово «горы»!
Дети объясняют почему эти слова не подходят.
Дефектолог: Ребята, Тимофей! Идем дальше?
Пальчиковая гимнастика.
Как красиво всё кругом (последовательно соединять пальцы правой руки с большим пальцем, начиная с указательного пальца)
В моём городе родном. (Последовательно соединять пальцы левой руки с большим пальцем, начиная с указательного пальца)
Здесь каналы имосты, (соединить большой и указательный пальцы на обеих руках)
Памятники исады, (соединить большой и средний палец)
И музеи, идворцы (соединить большой и безымянный палец)
Небывалой высоты (соединить большой палец и мизинец).
Дефектолог: Следующая остановка«Город».
Дома в нашем городе разные, сделаны из разных материалов. Ребята, расскажите Тимофею из чего сделаны дома в нашем городе.
Вопросы (с опорой на картинки): Если дом сделан из кирпича, то он …
(Из дерева …, из камня …, из панелей …, изо льда …, из соломы …)
Дефектолог: Скажи, какой дом у тебя и у твоего соседа? А ещё дома бывают разные по величине.
Вопросы (с опорой на картинки):
− Этот дом большой, а этот …(маленький). Этот дом высокий, а этот ….(низкий)
− Этот дом широкий, а этот … (узкий). Этот дом низкий, а этот … (высокий).
Тимофей: Этот дом маленький, а этот большой. Правильно? Этот дом низкий, а этот высокий? (руками показывает всё наоборот).
Дефектолог: Тимофей ты всё перепутал. Исправьте нашего гостя. Назовите слова, которые мы использовали, называя величину. (Больше, меньше)
Дефектолог: Отправляемся на остановку «Стройка» (дети имитируют движения с молотком под музыкальное сопровождение)
Молоток стучит: «Тук-тук». Мне приятен этот стук.
Он не просто так стучит: «Тук-тук-тук» — и гвоздь забит.
Дефектолог: Вот и последняя наша остановка «Стройка». Ребята постройте новый дом и посчитайте количество этажей.
Один ребёнок выставляет карточки с изображением этажей (панелей) на панно, остальные считают:
− один этаж, два этажа, три …. и т. д.
− В доме пять этажей, значит он … пятиэтажный.
Дефектолог: Назовите дом, в котором 1, 2, 3, 4, много этажей. Молодцы!
Дефектолог: Мы устали пока гуляли по городу, нам пора передохнуть.
Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой, и усталость вся долой! (Вращение головой в стороны)
Тимофей: Ребята сейчас самое красивое время года весна и ваш город она делает ещё краше. Я приготовил вам сюрприз. Там лежит то, что делает ваш город красивее. Только сундучок мой не хочет открываться. Тссс, он что-то говорит (слушает). Он говорит — кто с ним поиграет, тому он и откроется.
Д\и «Доскажи пословицу»
− Нет в мире краше (Родины нашей)
− Не тот правей — кто сильней (А тот — кто честней)
− Кто за Родину горой (Тот истинный герой)
− Всюду хорошо (А дома лучше)
− Родная сторона — мать (А чужая — мачеха)
− Если народ един (Он — непобедим)
− Где родился (Там и пригодился)
− На чужой стороне (Родина милей вдвойне).
Сундучок открывается. Тимофей достаёт небольшие сувениры на память и дарит детям.
Тимофей: Ребята, большое Вам спасибо, что рассказали мне куда я попал. Давайте вспомним где мы с вами были, по каким местам бродили.
(Рефлексия-перечисление остановок в пути по нашему городу и выполняемых на нем заданиях.)
Мне так с вами было интересно, вы очень гостеприимные дети. Но мне пора путешествовать дальше. До свидания!
Дети: До свидания.