Конспект педагогических мастерских, направленных на построение взаимодействия воспитателя с родителями детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Вострикова Юлия Сергеевна, Ленчевская Дарья Николаевна, Щербакова Мария Николаевна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.
Дата публикации: 17.03.2021
Статья просмотрена: 758 раз
Библиографическое описание:
Вострикова, Ю. С. Конспект педагогических мастерских, направленных на построение взаимодействия воспитателя с родителями детей старшего дошкольного возраста / Ю. С. Вострикова, Д. Н. Ленчевская, М. Н. Щербакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6159/ (дата обращения: 16.11.2024).
Семья — неотъемлемая и самая важная часть жизни каждого человека. Сложно переоценить ее значение. Нет ни одной нации, которая обходилась бы без семьи. Именно она способствует формированию гармоничной личности, а значит, психически и физически развитого человека, участника социальных отношений и надежного гражданина своего государства.
В условиях дошкольного образования педагогу и родителям нужно понимать всю важность взаимодействия для создания единого пространства, в котором ребенок мог бы всесторонне развиваться.
Реалии современных дней таковы, что большинство семей занимаются социально-экономическими проблемами, родители отстраняются от вопросов воспитания и развития своих детей. Родители не знают возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка и порой воспитание осуществляется вслепую. Положительных результатов от этого ждать не приходится. При этом в дошкольных образовательных организациях педагоги все вопросы воспитания и обучения берут на себя, хотя родители должны проявлять заинтересованность в общении с сотрудниками учреждения.
Помочь сложившейся ситуации возможно выстроив такую систему, где сотрудники сада и семьи активно бы взаимодействовали между собой. Родители активно включались, проявляли инициативу, чувствовали себя равноправным ответственным участником образовательного процесса. Организация такого взаимодействия между воспитателем и родителем способствовала бы обоюдному включению в процесс развития ребенка как воспитателя, так и родителя, и позволила бы установить равноправные, доверительные отношения.
Процесс взаимодействия воспитателя с родителями носит педагогическую направленность. Это позволяет говорить о педагогическом взаимодействии.
Существует множество форм взаимодействия с родителями, рассмотрим такую форму взаимодействия с родителями как педагогическая мастерская. Использование данной формы в практике детского сада позволит обеспечить педагогическую поддержку и сопровождение семьи. Основные направления деятельности мастерской — это психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей. Оно заключается в обучении родителей взаимодействию с собственными детьми. Главной целью педагогической мастерской как формы взаимодействия с родителями является обеспечение педагогической поддержки и сопровождения семьи. Занятия в мастерской проводят в группах по 3–4 человека и направлены на разрешение конкретных вопросов родителей. Во время занятий родители вовлекаются в образовательно-развивающий процесс с детьми в качестве равноправных и равноответственных партнеров; Целью мастерских является формирование у родителей умения видеть перспективы развития ребёнка, способность понять собственного ребёнка, его потребности.
Построение мастерской создается по определенному алгоритму. Существует несколько авторских подходов к организации педагогических мастерских. Автором алгоритма нижеприведенных конспектов является И. А. Мухина.
Конспект 1
Тема: «Как понять, что ребенок готов к обучению в школе?».
Группа: подготовительная группа.
Цель: создание условий для сотрудничества педагога и семьи в решении проблемы подготовки ребенка к школе.
Задачи:
- Формировать представления родителей о «понятии школьная зрелость», о показателях готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- Развивать умения родителей использовать психолого-педагогическую литературу для расширения знаний о понятии «школьная зрелость» и качествах, присущих будущему первокласснику.
- Вызвать интерес к сотрудничеству родителей друг с другом и воспитателями в решении данного вопроса.
Материалы и оборудование:карандаши, фломастеры, краски, кисточки, баночки под воду, листы формата А3.
Содержание педагогической мастерской:
Таблица 1
Содержание педагогической мастерской на тему «Как понять, что ребенок готов к обучению в школе?»
Название этапа и его цель |
Деятельность воспитателя |
Деятельность родителей |
1. «Индуктор» Цель — создание эмоционального настроя, мотивирующее дальнейшую деятельность участников |
Приветствие. Сообщение темы педагогической мастерской, выделение основных понятий. Воспитатель предлагает родителям поразмыслить над фразой «Большинство родителей думают, что они подготовили ребёнка к школе, если научили его читать. Но навыки чтения, письма, счёта и другие относятся к обще-учебным умениям и навыкам, которые, безусловно, являются важными в школьном обучении, но не они определяют готовность ребёнка к школе». Воспитатель предлагает родителям: —Согласны или не согласны с фразой и почему. — Высказать отношение к данной фразе. |
Ознакомление с темой педагогической мастерской. Размышление над предложенной фразой. |
2. «Деконструкция и реконструкция» Цель — создание участниками педагогической мастерской творческого продукта |
Воспитатель предлагает назвать качества, которые должны быть сформированы к 1 классу, подумать над определением «школьная зрелость». Воспитатель предлагает родителям разбиться по микрогруппам и составить плакаты на тему «Образ идеального первоклассника». |
Размышляют над определением «Школьная зрелость» и называют качества. Родители составляют плакаты на тему «Образ идеального первоклассника». |
3. «Социализация» Цель — предъявление созданного продукта всем участникам, промежуточная рефлексия. Появление информационного запроса у родителей |
Воспитатель предлагает презентовать оформленные плакаты и обсудить полученные результаты с другими участниками педагогической мастерской. Воспитатель предлагает обсудить, в чем были сложности при оформлении плакатов. |
Родители презентуют плакаты, обсуждают результаты. У родителей появляется затруднение, связанное с недостаточным знанием о школьной зрелости и качествах, которые должны сформироваться к 1 классу. |
4. «Обращение к новой информации» Цель — совершенствование творческого продукта на основании новой полученной информации |
Воспитатель предлагает ознакомиться с психолого-педагогической литературой и на основании полученных знаний доработать свои плакаты. |
Родители знакомятся с предложенной литературой Родители дополняют плакаты. |
5. «Афиширование» Цель — представление работ участников мастерской |
Воспитатель предлагает представить плакаты и обсудить их еще раз. |
Родители презентуют плакаты. Родители обсуждают результаты. |
6. «Разрыв» Цель — формулирование участниками мастерской самостоятельного вывода, обобщения, закономерности или нового образа |
Воспитатель предлагает родителям обобщить представленные плакаты, сделать вывод. Воспитатель еще раз задает вопрос, что же такое школьная зрелость и какие качества присуще первокласснику. |
Родители делают обобщенный вывод о плакатах на тему «Образ идеального первоклассника». Родители размышляют над определением «Школьная зрелость» и о качествах, которые должны быть сформированы к 1 классу с позиции новых знаний. |
7. «Рефлексия» Цель — формулирование участниками педагогической мастерской возникших чувств, ощущений. |
Воспитатель предлагает провести рефлексию и описать свои чувства, ощущения, возникшие в процессе выполнения данного задания; сформулировать направления для саморазвития. |
Родители описывают свои ощущения и чувства, формулируют перспективы для собственного саморазвития. |
Работа после проведения мастерской: воспитатель оформляет выставку плакатов на тему «Образ идеального первоклассника».
Конспект 2
Тема: «Можно ли готовить ребенка к школе в семье?»
Группа: подготовительная группа.
Цель: создание условий для сотрудничества педагога и семьи в решении проблемы подготовки детей к школе в условиях семьи.
Задачи:
- Формировать знания родителей о способах подготовки детей к школе в условиях семьи.
- Закреплять умение родителей формулировать советы по подготовке детей к школе в условиях семьи на основе психолого-педагогической литературы.
- Создавать условия для проявления родителями любознательности по вопросам подготовки детей к обучению в школе.
Предварительная работа:проведение консультации для родителей по теме: «Какая мотивация будет эффективнее всего способствовать обучению в школе?», разработка памятки «Чему ребенка важно научить до поступления в школу?».
Материалы и оборудование:приводим перечень статей, которые используются для педагогической мастерской, карточки для написания советов, карандаши, ручки.
Содержание педагогической мастерской:
Таблица 2
Содержание педагогической мастерской на тему: «Можно ли готовить ребенка к школе в семье?»
Название этапа и его цель |
Деятельность воспитателя |
Деятельность родителей |
Цель — создание эмоционального настроя, мотивирующее дальнейшую деятельность участников |
Приветствие Предложить родителям поразмыслить над фразой «Детей к обучению в школе готовить в семейных условиях абсолютно бесполезно» Воспитатель предлагает родителям: — высказать отношение к данному мнению, аргументировать его — подумать, где и когда можно заниматься подготовкой детей к школе, и кто должен этим заниматься: воспитатели или родители — порассуждать, будет ли полезно для ребенка если к подготовке к школе подключатся родители |
Размышление над предложенной фразой Размышление над вопросами Проявление эмоционального отклика на предложенную тему |
Цель — создание участниками педагогической мастерской творческого продукта |
Воспитатель предлагает родителям сформулировать советы по подготовке детей к школе в условиях семьи в микрогруппах |
Родители формулируют советы |
Цель — предъявление созданного продукта всем участникам, промежуточная рефлексия. Появление информационного запроса у родителей |
Воспитатель предлагает презентовать собственные советы и обсудить полученные результаты с другими микрогруппами |
Родители презентуют советы Родители обсуждают результаты У родителей появляется затруднение, связанное с недостаточным знанием о подготовке детей к школе в условиях семьи |
Цель — совершенствование творческого продукта на основании новой полученной информации |
Воспитатель предлагает ознакомиться с психолого-педагогической литературой и на основании полученных знаний доработать советы |
Родители знакомятся с предложенной литературой Родители дополняют советы |
Цель — представление работ участников мастерской |
Воспитатель предлагает представить советы и обсудить их еще раз |
Родители презентуют советы Родители обсуждают результаты |
Цель — формулирование участниками мастерской самостоятельного вывода, обобщения, закономерности или нового образа |
Воспитатель предлагает родителям обобщить представленные советы, увидеть закономерности, сделать вывод. Воспитатель еще раз задает вопрос верна ли фраза «Детей к обучению в школе готовить в семейных условиях абсолютно бесполезно» |
Родители делают обобщенный вывод о способах подготовки детей к школе в условиях семьи Родители размышляют над предложенной фразой с позиции новых знаний |
Цель — формулирование участниками педагогической мастерской возникших чувств, ощущений. |
Воспитатель предлагает провести рефлексию и описать свои чувства, ощущения возникшие в процессе выполнения данного задания; сформулировать направления для саморазвития |
Родители описывают свои ощущения и чувства, формулируют перспективы для собственного саморазвития |
Работа после проведения мастерской:воспитатель оформляет предложенные советы и размещает их на стенде для родителей.