Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия ДОУ и семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кудряшова, Н. А. Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия ДОУ и семьи / Н. А. Кудряшова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46611/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассматривается содержание семейной творческой мастерской, как современной формы включения родителей воспитанников в совместную деятельность с детьми и педагогами.

От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Так, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), для реализации образовательной программы в ДОО должна быть создана образовательная среда, которая обеспечит, кроме прочего, открытость дошкольного образования, создаст условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Одним из основных принципов ФГОС ДО является личностно–развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОО и детей. Одной из главных задач дошкольного образования: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей. Поэтому поиск и внедрение эффективных форм привлечения родителей к жизни дошкольной образовательной организации стали приоритетными направлениями деятельности педагогического коллектива МДОУ д/с № 18. Начали искать новые современные формы взаимодействия с родителями, которые позволили бы не только учесть актуальные потребности детей и родителей, но и сделать родителей своими помощниками.

Возникло много вопросов:

– Как привлечь семьи к участию в жизни группы, детского сада?

– Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители?

Одной из таких форм в МДОУ д/с № 18 стала организация творческой мастерской с участием педагогов, воспитанников и их родителей.

Возникла идея создания семейной творческой мастерской под названием «Волшебный сундучок». На встречах, которых родители общаются со своими детьми, педагогами и друг с другом, а также получают необходимые знания, умения в воспитании и развитии детей. Совместное творчество формирует доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Творческий процесс стимулирует ребенка, развивает коммуникативные навыки, пассивный и активный словарь детей, раскрывается творческий потенциал ребенка. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Организованная совместная творческая деятельность – это включение родителя в занятие ребенка. Это ситуация, в которой ребенок, столкнувшись с определенной трудностью, имеет возможность обратиться за помощь к родителю. А родитель получает возможность выполнить работу вместе с ребенком. В результате совместной творческой деятельности, общих интересов ребенок и родитель достигают взаимопонимания и становятся ближе друг к другу.

Почему все–таки семейная творческая мастерская? Сама творческая атмосфера встреч побуждает родителей раскрыться, поделиться своими знаниями, умениями и учиться у других, а также познать своего ребенка, его способности и возможности гордиться им.

Что может служить для такого сближения? Только сам ребенок. Сотворчество родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Данный вид деятельности очень значим для ребенка. Все дети испытывают дефицит общения с мамой и папой, для них очень важно играть, мастерить, рисовать, творить вместе с родителями. Ведь в процессе такой деятельности малыши гораздо быстрее учатся новому, а главное чувствуют моральную поддержку, становятся увереннее в себе и самостоятельнее.

Основная цель работы творческой мастерской в детском саду – укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.

Творческая мастерская в детском саду направлена на решение следующих задач:

1. Расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности.

2. Формирование заинтересованного отношения к процессу и результату совместной деятельности в творческой мастерской.

3. Развитие детско-родительских отношений на основе совместной деятельности.

4. Развитие эмоциональной сферы детей. Учит детей радоваться удачам других детей (радость при дарении поделок, выполненных своими руками).

5. Развитие творческого союза родителей (законных представителей) и ребенка, их тесное общение, где раскрываются таланты детей, потребность участия в воспитании ребенка совместно с ДОУ.

Встречи в семейно-творческой мастерской проводятся 1 раз в месяц, согласно тематическому плану. Идеи для каждой новой мастерской подсказывают родители. Они оказались весьма интересными и разнообразными.

Были предложены следующие темы для мастерских.

План творческой мастерской «Волшебный сундучок» на 2016-2017 учебный год

Образовательные области

Тема встречи

ФИО руководителя

Время

проведения

Социально-коммуникативное

развитие

«Мы кормушки смастерили, для птиц столовую открыли»

Г.Е. Жукова

А.Ж. Жумашева

Октябрь

«Давайте поиграем»

А.Я. Исаева

Т.А. Смирнова

Сентябрь

Изготовление открыток «Поздравление Ветерану»

Педагог дополнительного образования

Н.Н. Бударенко

Май

Фестиваль

«Семья талантами богата»

Музыкальный руководитель

Н.Б. Ламтева

Хореограф О.Н. Батычек

Февраль

Художественно – эстетическое

развитие

«Вернисаж новогодней елки»

Н.С. Федорова

Л.Н. Рябова

Декабрь

«Умелые руки не знают скуки»

М.С. Полищук

Т.В. Королева

Январь

«Дорого яичко ко Христову дню»

С.В. Боклина

Е.В. Сапрыкина

Апрель

Познавательное

развитие

«Маги и волшебники»

(проведение опытов и исследований)

Т.В. Козырева

Ю.И. Харитонова

Февраль

Речевое

развитие

«Учимся красиво говорить»

Учитель–логопед

Е.П. Толпеева

Март

Физическое развитие

«Что нам стоит дом построить»

(спортивный инвентарь своими руками)

Гордиенко И.Ю.

Ноябрь

Покажем на конкретном примере работу творческих мастерских. За 1 неделю до встречи в группе готовится информационное пространство: вывешивается приглашение на встречу в мастерскую «Мы кормушки смастерили, для птиц столовую открыли». Афиша вывешивается аналогично в холле ДОУ д/с № 18. Как правило, каждая встреча в творческой мастерской требует предварительной подготовки (проведение воспитателями бесед с детьми, подготовка выступления совместно с родителями, заготовка материала). Непременным условием организации творческой мастерской в МДОУ д/с № 18 является создание положительной атмосферы, когда дети и родители чувствует себя раскрепощенно, комфортно и свободно. Присутствие родителей (законных представителей) на творческих мастерских, помогают ребенку чувствовать себя уверенно, увидеть в них равных партнеров, соучастников.

Изготовление кормушки для птиц прекрасное занятие для всех возрастов, так как существует огромное количество различных материалов для украшения самодельных кормушек. Изготовление кормушек в нашей мастерской было не только творческим занятием для детей и взрослых, но и также возможностью у детей лучше познакомиться с зимующими птицами. Ребята проявили милосердие, сострадание к зимующим птицам, стремление совершать добрые поступки, любовь к природе. Сколько талантов, выдумки и фантазии проявили родители вместе с детьми. Мы провели прекрасное время, делая что-то полезное для птиц.

Фестиваль под названием «Семья талантами богата» прошел в феврале 2017 г. Семьи представили свое творчество в разных жанрах: хореография, вокал, декоративно-прикладное творчество. Все участвующие семьи воспитанников превратились в творческие семейные коллективы, где представили свой талант и умение. Каждый номер – целая история: это мастерство и неповторимые идеи родителей, кропотливый труд при подготовке к фестивалю, волнение выступающих. Для всех участников эта концертная программа стала дебютом, причем надо признать, успешным. Название фестиваля «Семья талантами богата», явно приобрело более широкий смысл – теперь это созвездие больших звёзд и маленьких звездочек – родителей и юных талантов, только начинающих свой творческий путь. Все участвующие семьи были награждены дипломами и подарками за участие в фестивале семейного творчества.

«Семья талантами богата»

C:\Users\OEM\Downloads\DSC01275.JPGC:\Users\OEM\Downloads\022.JPG

C:\Users\OEM\Downloads\016.JPGC:\Users\OEM\Downloads\DSC01338.JPGC:\Users\OEM\Downloads\024.JPG

В декабре-месяце 2016 г. состоялась мастерская по изготовлению новогодней елочки. Вернисаж новогодних ёлочек проходил под лозунгом: «Защитим зелёную красавицу!» Участники мастерской представили своё видение главной новогодней красавицы. Благодаря умелым рукам детей и родителей мы оформили выставку поделок.

Вот такие лесные красавицы украсили холл детского сада.

C:\Users\user_vs\Downloads\SAM_0827.JPG

Уже сейчас можно отметить, что мы очень сблизились после встреч в мастерской. Во время встреч атмосфера доброжелательная, творческая, все радуются своим успехам и успехам других.

Опыт МДОУ д/с № 18 «Кораблик» показывает, что «творческая мастерская» является наиболее продуктивной и активной формой сотрудничества родителей, педагогов и детей. Таким образом, семейная творческая мастерская, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями, помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и заложить предпосылки по формированию нравственных норм и привычек. В результате таких встреч родители сдружились, стали общаться между собой. Наши творческие мастерские помогают взрослым открыть возможности своих детей, увидеть в них равных партнеров. Впереди, у нас еще много интересных семейных встреч в рамках творческих мастерских. Планируем и дальше совершенствовать формы взаимодействия с семьей, учитывать их социальные интересы и запросы.

Литература:

  1. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. «Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб. – метод. пособие». – СПб.: ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2012.
  2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
  3. Внедрение ФГОС ДОв практику работы дошкольных образовательных организаций /сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «Детство – Пресс», 2014.
  4. Кириллова Ю. В. Игровое взаимодействие родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО – СПб.: «Детство-Пресс», 2016.
  5. Коноваленко С. В. «Развитие конструктивной деятельности у дошкольников» – СПб.: ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2012.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мастерская, родитель, детский сад, семья талантами, встреча, дошкольное образование, развитие, совместная деятельность, совместная творческая деятельность.


Похожие статьи

Сценарий совместной деятельности взрослых с детьми раннего возраста в период адаптации

Совместная творческая деятельность является своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них воспитатель показывает новые средства и способы общения с детьми. Неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению ...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Система подготовки воспитанников к школе

В статье описан опыт работы педагогов ДОУ в старшей и подготовительной группе по подготовке воспитанников к школе. Описана система оригинальных упражнений, игр и приёмов, призванных адаптировать программу Е. В. Колесниковой с учётом индивидуальных ос...

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но, для всестороннего развития ребенка, необходимо их взаимодействие. Приоритет семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошколь...

Как работать учителям с одаренными детьми в начальной школе?

В статье рассмотрены основные подходы к организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в начальной школе. Представлены основные составляющие данного процесса, включающие формулировку цели педагогического воздействия, его принципы, а так...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника

В статье описан опыт работы МДОУ д/с № 98 по взаимодействию ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, воспитание семейных ценностей через инновационные формы сотрудничества в единстве семья–ребенок–детский сад.

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Индивидуальный подход в обучении дошкольников через образовательную картографию

Данный опыт работы рассматривает и знакомит с возможностями технологии (Образовательная картография) по организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в усвоении правильных произносительных умений. Раскрывает индивидуаль...

Похожие статьи

Сценарий совместной деятельности взрослых с детьми раннего возраста в период адаптации

Совместная творческая деятельность является своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них воспитатель показывает новые средства и способы общения с детьми. Неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению ...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Система подготовки воспитанников к школе

В статье описан опыт работы педагогов ДОУ в старшей и подготовительной группе по подготовке воспитанников к школе. Описана система оригинальных упражнений, игр и приёмов, призванных адаптировать программу Е. В. Колесниковой с учётом индивидуальных ос...

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но, для всестороннего развития ребенка, необходимо их взаимодействие. Приоритет семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошколь...

Как работать учителям с одаренными детьми в начальной школе?

В статье рассмотрены основные подходы к организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в начальной школе. Представлены основные составляющие данного процесса, включающие формулировку цели педагогического воздействия, его принципы, а так...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника

В статье описан опыт работы МДОУ д/с № 98 по взаимодействию ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, воспитание семейных ценностей через инновационные формы сотрудничества в единстве семья–ребенок–детский сад.

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Индивидуальный подход в обучении дошкольников через образовательную картографию

Данный опыт работы рассматривает и знакомит с возможностями технологии (Образовательная картография) по организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в усвоении правильных произносительных умений. Раскрывает индивидуаль...

Задать вопрос