Семейное творческое объединение как форма взаимодействия и наставничества педагогов и родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Баздырева, А. О. Семейное творческое объединение как форма взаимодействия и наставничества педагогов и родителей / А. О. Баздырева, Е. В. Владимирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104975/ (дата обращения: 16.12.2024).



Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.

Антон Макаренко

Нам, коллективу МДОУ д/с № 82, всегда хотелось, чтобы взрослые люди — педагоги и родители были доброжелательны и внимательны друг к другу, ведь их встреча произошла благодаря ребенку.

От зарождения идеи — как сделать так, чтобы маленькому ребенку в детском саду было комфортно, интересно, радостно до присвоения сердцем идей гуманной педагогики в нашем детском саду прошла целая жизнь — с радостями открытия, горечью непонимания, мы учились признавать и исправлять ошибки, принимать конструктивную критику, брать на себя ответственность, благодарить судьбу да уроки и удивительные встречи, радоваться достижениям.

Родители — самые главные и важные люди в жизни каждого ребёнка. С рождения дети именно от мамы и папы перенимают знания и жизненный опыт. Но с приходом в детский сад, у малышей появляется новый наставник — педагог. И от качества взаимодействия между родителями и персоналом дошкольного учреждения зависит успешность воспитательного процесса. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет.

Мы все делаем вместе. Родители наших детей полноправные участники всех мероприятий в нашем детском саду. Мы стремимся к открытому образовательному пространству нашего детского сада.

Открытое образовательное пространство — пространство, воспитания у ребенка личностных качеств, в процессе его деятельности и общения с взрослыми, сверстниками. Наше социальное партнерство носит творческий характер.

С чего начинали? С совместной деятельности. Любая совместная деятельность начинается с кратковременных контактов, если это приносит и детям и взрослым радость, то обязательно будет продолжение. Форма, о которой мы хотим рассказать подробнее это — семейное творческое объединение.

Семейное творческое объединение в нашем детском саду действует с 2010 года. Оно создано для совместных занятий творчеством родителей с детьми раннего возраста под руководством педагога художника, сопровождает это взаимодействие и педагог-психолог. Педагоги принимают на себя роль наставника не только для ребенка, но и для его родителей.

Создавая это творческое объединение, мы ставили цель, не только научить детей и родителей рисовать, понимать искусство, развить их творческие способности, но и сплотить детей и родителей, сохранять и развивать тёплые эмоциональные отношения между ними, научить родителей принимать ребёнка таким, какой он есть, уважать его, а также предоставить чудесную возможность для родителей и их детей побыть вместе, провести время приятно и с пользой.

Семейное творческое объединение дает возможность:

родителям : получать новый для себя опыт взаимодействия с ребенком и супругом (если оба родителя посещают занятия), осваивать новые формы организации семейного досуга, вместе с ребенком познавать окружающий мир в его разнообразии, освобождаться от старых страхов «я не умею», «у меня не получится», корректировать имеющиеся представления о способах изобразительной деятельности, наблюдать за поведением ребенка в новой для себя ситуации (как общается с педагогом, сверстниками, как получается выполнить задание);

детям : быть с близкими взрослыми (удовлетворяя потребность в любви, внимании, уважении, понимании и пр.), ощущать их поддержку в случае затруднения, общаться по ходу деятельности, и по поводу полученных результатов; выбирать рисовать (конструировать и пр.) вместе или рядом, регулировать дистанцию; уточнять у родителей то, что не ясно из объяснения педагога;

педагогам: естественным образом наблюдать за поведением детей и родителей (др. членов семьи) в процессе изобразительной деятельности, получать представление о детско-родительских отношениях (вместе или рядом), о супружеских отношениях, мягко корректировать их и просто быть поддержкой, помощником и наставником родителям в образовательной деятельности с детьми.

Вся деятельность семейного творческого объединения идет поэтапно.

1 этап. Информационно-подготовительный.

Приглашение родителей на встречу с педагогами, индивидуальные пригласительные билеты, реклама деятельности, объявление о встрече.

Согласование воспитывающими взрослыми всех вопросов, касающихся организации деятельности — возможности участия родителей в семейном творческом объединении, выбор места и времени проведения занятий.

Ответы на вопросы, прогнозирование ситуаций, которые могут случиться.

2 этап. Проектирование

Подбор успешных техник рисования и аппликации, детского творчества, домашних заданий.

Подготовка буклетов для родителей, содержащих сведения о городском выставочном зале, картинной галерее, информация о художниках нашего города, презентация их творчества, а также информация о теме следующего занятия и материалах необходимых для творчества.

Оформление изостудии, подбор музыкального сопровождения.

3 этап. Реализация проекта

Мы встречаемсяодин раз в неделю в студии, сопровождаемые педагогами-наставниками семьи погружаются в удивительный мир художественного творчества, открывая для себя разнообразие и свойства изобразительных материалов: яркую гуашь, прозрачную акварель, нежную пастель, упрямый пластилин, ароматное тесто для лепки и др.

Темы творческих работ детей и родителей.

«Шапочка и шарфик» — аппликация из цветной бумаги и дорисовывание гуашью.

«Зимний лес» — создание коллажа из соленого теста и природного материала.

«Веселая овечка» — аппликация из пластилиновых шариков разного цвета.

«Сирень» — аппликация из бумажных салфеток.

«Портрет в полный рост» — рисование, гуашь.

«Сова» — аппликация из газетной бумаги, тонирование бумаги темной гуашью.

«Тюльпаны» — отпечатки цветных ладошек, дорисовывание гуашью.

За столь долгое время существования семейной творческой студии у нас, конечно, сложились и свои традиции (фото с рисунком, придумывание названия группы, написание сочинений о своей семье, оформление выставки творческих работ ).

«Я думаю нашу семейную группу можно назвать ЧУДИКИ. Сами малыши — ЧУДО, их рисунки тоже ЧУДО!» такое название придумали Никита Марейский и его мама Светлана Юрьевна.

В конце занятий мы просим дать нам обратную связь — это высказывания родителей, впечатления от занятий, а иногда это стихи.

«Впечатления от занятия … Нам понравилось, думаю мой Андрюша, потребует и дома рисовать подобным способом, рисовать на обычном листе ему уже будет мало. Спасибо за занятие. Ребенок доволен и мама тоже. Ждем следующей встречи!» Мама Андрюши Сергеева, Наталья Геннадьевна.

«Рисовать, лепить, творить — замечательный процесс.

В нашей «Сказке» прививают нам к искусству интерес.

Увлекательно и ярко нам занятия проводят,

Помогают, объясняют и с творенья глаз не сводят.

Ярких красок нанесенье поднимает настроенье.

«Ну-ка посмотри, малыш, ты как Пикассо творишь!»

Видно в творческий дебют был немалый вложен труд

Раз уж столько позитива крохи радостно несут!»

Галкин Максим, папа Дмитрий Викторович и мама Елена Николаевна .

Взаимодействуя с родителями, мы стараемся показать, что нуждаемся в них как в союзниках в объединении усилий. Даем родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: дети получают поддержку, любовь и заботу от всех воспитывающих взрослых, с гордостью и уважением относятся к своим родным; родители, благодаря взаимодействию с педагогами и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов; педагоги, сначала выступающие в роли наставников, переходят в разряд профессиональных партнеров по воспитанию нашего подрастающего поколения.

Литература:

  1. Арнаутова, Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е. П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. — № 9. — С.52–58.
  2. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А.. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Е. С. Евдокимова. Пособие для педагогов и родителей — издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2007. — 144с.
  3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольников: Учебно-методическое пособие. ТЦ Сфера, 2019. — 112с. (Управление детским садом) (1)
  4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОО./М. ТЦ Сфера, 2019. — 112с. (Управление детским садом) (5)
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, ребенок, семейное творческое объединение, педагог, дорисовывание гуашью, дошкольное учреждение, изобразительная деятельность, открытое образовательное пространство, совместная деятельность.


Похожие статьи

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей

Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся гуманитарного направления

Семейный клуб как форма построения системы партнерских отношений дошкольной образовательной организации и семьи

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и воспитания будущего школьника

Классный руководитель как организатор развития коллектива родителей и его воспитательного потенциала

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Родительская мастерская как современная форма включения родительского сообщества в совместную профориентационную деятельность с детьми и педагогами школы

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей

Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся гуманитарного направления

Семейный клуб как форма построения системы партнерских отношений дошкольной образовательной организации и семьи

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и воспитания будущего школьника

Классный руководитель как организатор развития коллектива родителей и его воспитательного потенциала

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Родительская мастерская как современная форма включения родительского сообщества в совместную профориентационную деятельность с детьми и педагогами школы

Задать вопрос