Конспект логопедического досуга для родителей и детей подготовительной логопедической группы по теме «Народный праздник Осенины — осени именины»
Авторы: Акатова Эльвира Валерьевна, Кан Наталья Геннадьевна, Параденко Вера Александровна, Попова Светлана Николаевна, Шворак Лидия Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 16.09.2020
Статья просмотрена: 78 раз
Библиографическое описание:
Конспект логопедического досуга для родителей и детей подготовительной логопедической группы по теме «Народный праздник Осенины — осени именины» / Э. В. Акатова, Н. Г. Кан, В. А. Параденко [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 85-89. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5519/ (дата обращения: 16.12.2024).
Занятие с использованием современных образовательных технологий:
– игровых технологий;
– здоровьесберегающих технологий;
– информационно-коммуникационные технологии
Участники: дошкольники 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи, педагоги группы и музыкальный руководитель.
Количество участников : 15 человек.
Длительность: 30 минут.
Цель досуга: пробуждение интереса у детей к родному языку и русским традициям, знакомство с многообразием слов русского языка, повышение уровня языкового развития.
Задачи:
Образовательная область познавательное развитие
1) Познакомить детей с русским традиционном праздником «Осенины».
2) Формировать представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.
3) Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта: печь, чугунок, самовар, крынка, кочерга, ухват, скалка, углевой утюг.
Образовательная область речевое развитие
1) Развитие речевой активности детей.
2) Уточнение и обогащение словаря детей за счёт слов, которые вышли из активного употребление в повседневной жизни, но часто встречаются в русском народном творчестве, за счёт закличек, потешек, загадок, поговорок.
3) Развитие языкового чутья, словесно-логического мышления, внимания к родному языку.
4) Правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи, их точное использование по смыслу.
5) Развитие связной монологической речи и коммуникативных умений при помощи игровых подходов и народных игр.
Образовательная область социально-коммуникативное развитие
1) Воспитание бережного отношения к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
2) Воспитание любови и уважения к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
3) Формирование у детей умения поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно — прикладного искусства.
Образовательная область художественно-эстетическое развитие
1) Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыки.
2) Воспитывать нравственные качества, прививать любовь к русским обычаям.
3) Воспитывать навыки коллективной творческой деятельности.
Образовательная область физическое развитие
1) Развивать общую и мелкую моторику по средствам русских народных игр.
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, разучивание русских народных песен, танцев, хороводов, игр, пословиц и поговорок. Чтение русских народных сказок.
Оборудование:
Инсталляция русской избы с предметами быта: лавка, стол, старинная посуда, углевые утюги, прихват, кочерга, чугунок, рушники, корыто. Мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, осенними приметами. Декорация музыкального зала дарами осени. Музыкальные инструменты и русские народные костюмы.
Ход совместной деятельности:
- Орг. момент
Педагоги в русских народных костюмах приглашают детей в музыкальный зал.
Педагог1 : Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы! Рассаживайтесь поудобнее. (Дети садятся на стульчики) . В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было все: и житье, и бытье, и здоровьице».
Педагог 2: Р ады видеть вас, гости дорогие!
А-ну, ребята, всех созывайте,
Да гостей закликайте!
- Основная часть
Педагог 2 : Ребята, а вы знаете, что значит «закликать»?
Ответы детей : Закликать — значит звать, приглашать.
Педагог2: А позовём мы гостей закличкой. Скажите, ребята, вам знакомо это слово?
Ответы детей ….
Педагог1: Заклички — это короткие стихотворные приговорки, просьбы.
Ребёнок 1:
Тарара, тарара, вышли девы со двора,
Песни петь да плясать, веселиться да играть!
Ребёнок 2:
Проходи, честной народ, не пыли, дорожка,Добры молодцы пришли погулять немножко!
Ребёнок 3:
В хороводе гулять,
Нашу осень в гости ждать!
Педагог2: Асегодня у нас Осенины — славной осени именины.
В этот день всегда провожали осень, прославляли её, благодарили за богатый урожай.
Под музыку входит хозяюшка Осень
Осень: Добрый день и поклон вам, люди добрые, давно я вас поджидаю!
Ребята, что вы знаете о моих именинах — Осенинах?
Дети: Осенины — старинный русский праздник. Проводы лета и встреча осени.
Педагог1: Отмечали этот праздник на Руси 14 сентября со всеми возможными увеселениями. Молодые и старые сходились на посиделки.
Ребёнок 4: Собирали посиделки пожилых и молодых.
Говорили, песни пели и водили хоровод!
Ребёнок 5 : Добрым чаем угощались, с мёдом, явно без конфет,
Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.
Ребёнок 6: А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки были праздником души!
Педагог 2 : Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!
Эй, ребята, выбегайте и в горелки сыграйте!
Народная игра «горелки»
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.
Педагог 1: А ещё, ребята, на осенины по традиции утром люди шли к берегам озер и прудов, чтобы киселем и овсяным хлебом встретить матушку Осенину. Держа в руках хлеб, пели песни. А затем кормили им скотину.
Педагог 2: И мы, матушка Осень, пришли к тебе не пустыми руками, а с пирогами, куличами и колобками. Отведай нашего гостинца!
Дети поют песню «испечем вам пироги» (песня с движениями).
1-й куплет.
Испечем вам пироги, сладкие такие
Испечем вам пироги, гости дорогие.
Проигрыш — ля-ля-ля…..месим тесто.
Припев.
Положили два яйца и налили молока
А теперь муки — будут пироги.
2-й куплет.
Испечем вам куличи сладкие такие,
Испечем вам куличи, гости дорогие.
Проигрыш — ля-ля-ля……раскатываем тесто.
Припев.
Положили два яйца и налили молока
А теперь муки — будут куличи.
3-й куплет.
Испечем вам пирожки, сладкие такие
Испечем вам пирожки, гости дорогие.
Проигрыш — ля-ля-ля…..лепим пирожки.
Припев.
Положили два яйца и налили молока
А теперь муки — будут пирожки.
4-й куплет.
Испечем вам колобки, сладкие такие
Испечем вам колобки, гости дорогие.
Проигрыш — ля-ля-ля…лепим колобка.
Припев.
Положили два яйца, молока чуток
Соль, сахар и муки,
Здравствуй, Колобок!
Педагог 1: Ещё в день Осенин переезжали в новые избы и справляли новоселье. Верили, что это принесет новоиспеченным хозяевам благополучие.
Под музыку входит бабушка Федора Егоровна
Федора Егоровна :
Здравствуйте, вы меня узнали?
Я бабушка Федора.
Весело, радостно теперь я живу.
С посудою милою теперь я дружу.
Дорогие гости, в мой новый дом заходите,
На мою посуду поглядите.
Дети подходят к инсталляции дома Федоры.
Педагог : Ребята, обратите внимание, у бабушки Федоры еще сохранилась старинная посуда.
Федора Егоровна: Ребята, я хочу с вами поиграть. Сможете мои загадки отгадать?
— Он как круглая кастрюля
Он чумазый не чистюля
Где там в печке уголек
Сварит кашу … чугунок .
—Попробуйте, подержите какой он? (Тяжелый)
—А может быть кто-нибудь знает, почему его называют чугунок? (Потому, что он сделан из чугуна).
—Чугун — это такое железо.
—Чугун сделан из чугуна — значит он какой? (Чугунный).
—Слушайте мою другую загадку:
Выпускает жаркий чай
Древний чайник… (самовар)
— Правильно, молодцы. Какое интересное название — самовар — значит сам варю.
— А что же он варит? (Чай).
— А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются? (Да)
—Сейчас они стали электрические.
—Раньше не было холодильника, как вы думаете, в чем хранили молоко? (Крынке, кувшине).
— Крынка, кувшин — что это? (Это посуда).
—Из чего она сделана? (Из глины). Значит она — глиняная. Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось.
Посмотрите на пол. Чем покрыт пол? (Ковриками).
— А коврики, какой формы? (Круглые).
Для чего пол покрывали? (Для тепла).
Плывет, как пароход без оглядки-
Разглаживает на одежде складки (Утюг углевой)
— утюг топился углем и был похож на пароход. Верхняя часть, открывающаяся для загрузки угля. По бокам корпуса были отверстия. В них нужно было дуть, чтобы затухающие угли снова разгорелись.
— А вот ещё одна загадка.
Для печи не заменима,
По форме точно, как нога, мешает угли (Кочерга).
Кочерга — это инструмент из железа. Она нужна для выгребания углей из печки или переворачивания дров в печке.
— Ну и последняя загадка.
Длинная палка-
Нужна для теста — … (Скалка)
Педагог 2: Ребята, а как бабушке Федоре удалось сохранить эту старинную утварь?
Ответы детей.
Федора Егоровна: Вы все правы. А я вам сейчас покажу, как ухаживать за посудой научу. Повторяйте за мной.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику:
Мы почистим посуду песочком,
( трут кулаком о ладонь)
Окатим её кипяточком,
( дуют на раскрытые ладони )
Вытрем её полотенчиком
( выполняют растирающие движения ладонями )
И будет она опять словно солнышко сиять!
(поднимают руки в стороны — вверх, быстро шевелят пальчиками)
Педагог 1: вот такую удивительную посуду мы увидели сегодня в доме у Федоры Егоровны и узнали о ней много интересного. Но пора с бабушкой Федорой прощаться!
Федора Егоровна прощается с детьми и гостями и уходит.
Осень: Ребята, на Руси люди предсказывали будущую погоду по приметам, которые передавались от поколения к поколению. Примет, приуроченных к моему дню - осенинам, великое множество. Люди наблюдали за поведением птиц, направлением ветра, цветом неба. Давайте сыграем с вами в игру «Народные приметы». Я буду начинать говорить примету, а вы, глядя на мои подсказки на слайде, будете её заканчивать.
- Ветер дует из южного края на осенины….. — ктеплой и сырой зиме. Слайд 1
- Дождливый день на осенины — кдождливой осени . Слайд 2
- Много паутины сулит …. долгую и ясную осень . Слайд 3
- Осенний иней — …. Ксухой, солнечной погоде.Слайд 4
- Облака редкие — … будет ясно и холодно . Слайд 5
- Если гуси полетели на Осенины — … скоро выпадет снег.Слайд 6
Осень: ну что же, ребята, меня вы порадовали своими знаниями о моих именинах — осенинах.
Осень, осень на порог, осенинщикам — пирог!
За ваши терпенье всем угощенье.
(Выносит поднос с пирогами).
Педагог 1: Итебе, хозяюшка-Осень, низкий поклон и спасибо за гостеприимство.
Под музыку Осень уходит.
III. Организация конца занятия.
Рефлексия
Педагог 2: Ребята, какой праздник мы сегодня отмечали? Как люди на Руси отмечали этот праздник ? Какую посуду вы запомнили у бабушки Федоры? Что вам понравилось на нашем празднике именинах осени — Осенинах? Ответы детей.
Педагог 1:
Ну а что мы всё сидим,
Во все глазоньки глядим?
Ноги в руки и вперед:
Самовар давно всех ждет!
Совместное чаепитие детей с гостями. Рассматривание мини-музея «Народная игрушка».