Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников и чувства сопричастности к культурному достоянию страны через музыкально-театрализованную постановку «Край рябиновый, край любимый мой!» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 02.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Тросницкая, Е. В. Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников и чувства сопричастности к культурному достоянию страны через музыкально-театрализованную постановку «Край рябиновый, край любимый мой!» / Е. В. Тросницкая. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5 (51). — С. 66-70. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9534/ (дата обращения: 23.12.2024).



Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине… Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.

В. Сухомлинский

Тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц и растений веками копятся в народных традициях и находят свое отражение в календарно-обрядовых праздниках. Издавна на Руси считалось, что рябина — символ плодородия и благополучия. Ее чудодейственные свойства высоко ценились нашими предками, а знания о пользе рябины для окружающего мира передавались из поколения в поколение.

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Ее исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена русская культура помогала народу не только выжить, но и сохранить свое лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность.

В силу последних событий, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стала приоритетной в государственной политике в области образования.

Музыкально-театрализованная деятельность как раз дает возможность сформировать у ребенка-дошкольника отношение ответственности и чувства уважения к истории и культуре своей страны, воспитание чувств гордости за свою страну, за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.

Знакомство детей с историей и культурой народов Поволжья — это не только слушание сказок, былин, легенд, но и активное участие воспитанников в игровых действиях на основе народного фольклора. Театральная постановка «Край рябиновый, край любимый мой» разработана на основе календарно-обрядового праздника «Петр и Павел Рябинники» в традициях Самарской губернии, где герои знакомят с рябиной как деревом — оберегом и ягодой целительницей, с традициями, приметами, связанными с рябиной на Руси.

Цель: приобщение дошкольников к духовной культуре народов Поволжья посредством театральной постановки «Край рябиновый, край любимый мой».

Задачи:

Образовательные:

— формировать интерес к народной культуре Самарского края, к традициям через разнообразные формы музыкальной деятельности;

— познакомить с традиционным осенним праздником «Петр и Павел рябинники», историей его возникновения и особенностями празднования;

— формировать комплекс речевых, музыкальных, двигательных навыков.

Воспитательные:

— формировать чувства патриотизма, любви к родной земле и природе;

— формировать бережное отношения к культурному наследию и традициям своего народа.

Развивающие:

— развивать творческий и личностный потенциал ребёнка, его объективную самооценку;

— развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

— развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;

— развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Ожидаемые результаты:

— освоение способов решения проблем творческого характера;

— формирование знаний о культуре родного края, об осеннем празднике «Петр и Павел Рябинники», истории его возникновения, особенностями празднования;

— развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

В данной театральной постановке использован фольклорно-этнографический материал Самарской области, собранный в экспедиции Самарского центра русской традиционной культуры.

Девочки сидят на скамейке, общаются. Выходят 2 мальчика.

1-й мальчик: Эх, дружище, полной грудью вдохни-ка

Чудный воздух Самарской земли,

Только молча вокруг погляди-ка,

Вон там Волга, а там Жигули.

Выходит 3-й мальчик и, как бы мимо друзей собирается пройти в сторону девочек.

2-й мальчик: Ты куда?

3-й мальчик: А вы куда?

1-й мальчик: Мы — туда. (Показывает в направлении девочек)

3-й мальчик: И я туда.

2-й мальчик: Почему ты так спешишь? И без нас, один бежишь?

3-й мальчик: Так, веселье уж в разгаре, время нам терять нельзя.

Не браните меня, братцы, побежали, мы ж друзья.

Мальчики идут к девочкам, напевая «Самарские припевки»

Далеко ли, недалеко Волга реченька течёт.

Как на красном, на крылечке да, меня девчонка ждёт.

Девочки отвечают им, напевая:

Не ходите, вы, до речки, сядьте рядом на крылечке,

Рябинушки отведайте, с нами побеседуйте.

1-й мальчик: Здравствуйте, девицы. Здравствуйте, красавицы.

2-й мальчик: Не от солнышка рябина кисти принавесила,

От чего же вы девчонки головы повесили?

3-й мальчик: Поглядите-ка, народ! Там заводят хоровод.

Будет нынче там веселье, отмечают новоселье.

1-я девочка: Новоселье? Вот так новость! Прям на удивление!

2-я девочка: Как же, разве ты не знаешь? Обычное явление.

Тот, кто строил себе дом, в день Рябинника справляет

Новоселье. И рябину под окном рядышком сажает.

Ведь, она от разных бед дом их охраняет.

3-я девочка: Что же мы сидим, друзья, в гости нам идти пора!

Дети под отрывок Самарской плясовой «Ты позволь, позволь, хозяйка», исполняя танцевальную композицию, подходят к дому.

Выходит хозяйка.

Хозяйская дочь: Здравствуйте, люди добрые, односельчане милые! Позвала я вас в гости на застолье именитое, в честь праздника осеннего Петра и Павла рябинников и на новоселье.

1-й мальчик: Дом, хозяйка, загляденье, справный и просторный.

Всем вокруг на удивленье! Терем, прям, бесспорно.

Девочка: Вы на дом то посмотрите, да, на окна поглядите.

Как на праздничной картинке их украсили рябинки.

Хозяйская дочь: Ну, а как же иначе.Ведь, рябина — символ счастья и мира в семье. А ветки прикрепляют к домам, чтобы защитить дом и всех в нем от злых духов и других напастей.

Что же вы в вратах стоите, в дом скорее проходите.

За столом мы посидим, обо всем поговорим.

Звучит народная песня Самарской губернии «Ой, ты горенка, горенка новая»

Гости проходят в дом, рассаживаются.

1-я девочка: Ой, а я что хотела вам рассказать!

Все: Чего?

1-я девочка: Да не знаю уж, сказывать ли вам?

2-я девочка: Как это не знаешь? Коли заикнулась, так сказывай, давай?

1-я девочка: Если набрать в кувшин воды и рябину в воду положить, постоит вода и станет чище прежнего. А из озера вода, на рябиновой ягоде настоянная, умывает лицо белым-бело. Вот, погляньте на меня.

Девочки с интересом ее рассматривают.

Мальчик: Вам бы только любоваться, на красу свою смотреть.

А для нас (показывает на мальчишек) от той рябины

Может тоже польза есть? (С усмешкой)

1-я девочка: Есть, конечно, и какая! Для задиристых, как вы.

Девочки соглашаются с подругой и усмехаются.

Заживляет она раны, да болячки все твои.

3-я девочка: Амне маменька рассказывала, часто очень сказывала,

Что в рябине есть целительная сила,

Что в зиму нет ее важней, витаминов много в ней.

Хозяйка выносит пирог

Хозяйская дочь: Вот отведайте пирог с рябиною, гости дорогие! Уж, и не знаю, кому первому предложить?! (Задумывается) А вот кто сказку о рябине расскажет, тому и первый кусок.

Мальчик: Я знаю.

Хозяйка: Что ж, рассказывай.

Мальчик: Жили как-то муж с женой, и было у них двое детей. Старшая, была злой, а звали ее — Восьмуха. А младший, сынок, был добрым, приветливым, родители звали его Романушкой и души в нем не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то она его в гнилое болото и утопила. Но, не удалось ей сгубить его совсем. Выросло на том месте приветливое кудрявое деревце, растет с тех пор по всей русской земле и назвали его люди ласково рябинкой.

Хозяйская дочь: Молодец, заработал.

2-й мальчик : Ох, негоже нынче, люди, нам в печали пребывать.

Праздник все же, вы забыли? Не пора ли нам сплясать.

2-я девочка : Каждой пляске свой черед, пляшем как умеем.

Выходи, честной народ, выходи, смелее!

Исполняется кадриль «Жигули»

После исполнения танца одна из девочек, увидев куклу, подходит к ней.

Девочка: Я пока кадриль плясала, кое-что тут увидала.

Берет куклу в руки. К ней подходит хозяйка

Хозяйская дочь: Я у рябинки ветку попросила,

И для души сестру Рябинку смастерила.

Особая у куколки судьба: все тайны ей хозяйка доверяет.

О чём грустит, о ком её мольба,

Рябинка-кукла это точно знает.

Девочка: А еще в народе говорят, что она желанья исполнять умеет.

Загадай заветное и ленту завяжи, и она тебя теплом согреет.

Дети по очереди подходят, говорят желание, завязывают ленту

Девочка: Я желаю, рябинка, чтобы мы с подружками в эту зиму ни за что не ссорились, не бранились.

2-я девочка: А я хочу, чтобы матушка с батюшкой не хворали, да жили долго и в радости.

Мальчик: А я хочу загадать желание от всех нас.

И какая б у нас ни вышла дорога,

Чтобы мы берегли и забыть не смогли,

И родимый наш край, и матушку Волгу,

И жемчужину края — село Жигули.

3-я девочка: Что-то мы здесь засиделись, не пора ль и честь нам знать?

У рябины — именины, ее нам надо прославлять.

Мальчик: Пойдемте, все скорей во двор, вокруг нее устроим сбор.

Хозяйские дочки с гостями выходят на улицу. Подходят к рябине.

Их встречает Хозяйка (взрослый)

Дочки: Ой, матушка, смотри, сколько у нас гостей!

Хозяйка: Да, гостей здесь много собралось! Смотрю-ка, и парни приличные! А девчата какие симпатичные! Во двор пришли, рябинушку поздравить? Ответы гостей. Хорошее, верное дело!

2-й мальчик: (обращаясь к Хозяйке) Ягоду рябины собирают в срок,

Почему всю не собрали, мне вот невдомек.

3-й мальчик: Так, давайте все пойдем, ягоду всю доберем.

Мы ж не только веселимся, мы работы не боимся.

Мальчики направляются к рябине, чтобы сорвать ягоды.

Хозяйская дочь: Что вы, что вы, не трудитесь, и скорей остановитесь!

Целый день мы хлопотали. Сколько надо, всю собрали.

2-й мальчик: Ну, а эта тут грустит, огоньками вся горит.

Хозяйка: Наливная, спелая рябина, не грустит, краснея под окном.

Она зимой холодною и длинной

Станет птицам праздничным столом.

Прилетает в гости к ней стайка алых снегирей.

По ветвям они снуют, красны ягодки клюют.

А вы знаете, гости дорогие, сколько величавых песен слагал наш народ в честь этой величавой красавицы, рябины. Такой же величавой, как вся наша матушка Русь!

Ну, тогда, честной народ, выходи-ка в хоровод.

Мы рябинушку поздравим, ей тепло души подарим.

Исполняется хоровод «Ой, да, ты, рябинушка»

После исполнения хоровода, гости встают, глядя на Хозяйку.

Девочка: Спасибо Вам, за хлеб, да соль. А мы прощаемся с вами, желаем здоровья и благополучия. (Кланяется)

Мальчик: Любви и радости, дому вашему, оберегаемому Петром и Павлом — рябинниками. (Кланяется)

Хозяйка: Ивам спасибо, гости дорогие. (Кланяется)

Девочка: Ой,незаметно солнце село, и рябина погрустнела,

Мальчик: От того ль ее тоска, что опять она одна.

2-я девочка: Но ее мы не забудем, ведь, ее мы очень любим!

Гости еще раз кланяются Хозяйке и по одному, парами,…… расходятся по домам.

Литература:

  1. Ведерникова Т. И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. Самара, 1991.
  2. Детский фольклор Самарского края: методические рекомендации в помощь руководителя детских самодеятельных коллективах. / Сост. Ю. В. Орлицкий., Л. А. Терентьева — Самара, 1991.
  3. «Духовное наследие народов Поволжья: живые истоки: антология в 4-х т. \ Авт.- сост. М. И. Чувашев, И. А. Касьянова, А. Д. Шуляев и др. Самара: Изд-во «Книга», 2008
  4. «Сохраняя традиции Самарского края» Сборник песен по материалам исследовательской работы, проведённой в результате фольклорно–этнографических экспедиций на территории Самарской области. /Сост. А. Б. Кузьмина, Б. Б. Кузьмина, Самара, 2015.
Задать вопрос