Использование авторского дидактического пособия «В мире сказочных эмоций» в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников ДДУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.

Дата публикации: 02.07.2020

Статья просмотрена: 866 раз

Библиографическое описание:

Трофимова, Г. Р. Использование авторского дидактического пособия «В мире сказочных эмоций» в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников ДДУ / Г. Р. Трофимова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5426/ (дата обращения: 16.11.2024).



Что такое эмоциональное развитие дошкольников?

Почему оно так важно, зачем вообще развивать эмоции и как это сделать?

Наверняка бывало, что мы сами (взрослые) не могли подобрать слова, чтобы выразить то, что испытываем или чувствуем. Простые слова типа, «плохо», «хорошо», «нормально» не могут описать всю ту палитру чувств, которые испытывают взрослые и дети в самых разных жизненных ситуациях. А раз так, то им тяжело бывает понять друг друга.

Когда ребенок начинает понимать, в каких ситуациях люди злятся, обижаются, радуются или пугаются ему легче выстраивать свое поведение, предугадывать эмоциональные реакции других людей. Ни для кого не секрет, что главными посыльными в мир эмоций и познаний ребенка дошкольного возраста являются сказки. Со сказочных историй начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. В настоящее время сказка начала использоваться в качестве терапевтического средства, которое решает ряд задач: обогащение внутреннего мира ребёнка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации, отношения между сверстниками и взрослыми, коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развития речи.

Именно поэтому я разработала и создала дидактическое пособие «В мире сказочных эмоций», с помощью которого дети смогут в интересном и необычном формате исследовать мир чувств.

Описание дидактического пособия

E:\Documents and Settings\Admin.MICROSOF-D448BB\Мои документы\Downloads\IMG_20200628_093703.jpg

Дидактическое пособие «В мире сказочных эмоций» представляет собой набор подушек «Антистресс» , наполненных мелкими мягкими пластиковыми шариками. Данное пособие неоднократно занимало призовые места в конкурсах различного уровня и имеет рецензию.

Подушки выполнены из мягкого и приятного на ощупь материала «Флис»

Каждая подушка имеет две функциональные стороны:

На одной стороне подушек вшиты мордочки животных с разными эмоциями (страх, удивление, безразличие, радость, грусть, злость), на другой стороне — лица детей с разными эмоциями (страх, удивление, безразличие, радость, грусть, злость)

Работа с пособием проводится, как индивидуально, так и с группой (подгруппой детей). Пособие может быть использовано в коррекционной работе с агрессивными, тревожными и гиперактивными детьми. Пособие рекомендовано для работы музыкальных руководителей, педагогов — психологов, логопедов, воспитателей.

Данное пособие может служить дополнением к «уголкам уединения.

Пособие предназначено для детей 2–7 лет. Главной целью данного пособия является развитие эмоционального мира детей через сказкотерапию.

Задачи:

формировать у дошкольников чувство эмпатии, сопереживания;

научить детей знать и понимать мимическое выражение эмоций;

передавать мимическое выражение эмоций в соответствии с эмоциональным состоянием;

как могут вести себя люди в том или ином настроении;

как реагировать на то или иное эмоциональное состояние других людей;

причину возникновения эмоций у себя и других людей;

как справиться с собственными эмоциями.

Все вышеперечисленные задачи достигаются посредством рассказывания сказочных историй педагогом или детьми, а также проигрыванием этих историй с помощью подушек .

Предварительная работа.

С помощью подушек и набора карточек с изображением эмоций в формате игры с детьми проводится беседа — знакомство с базовыми эмоциями.

Пособие имеет более восьми вариантов игр, в статье представлены самые интересные.

Варианты игр

Игровое упражнение «Описание мимического выражения» (варианты с животными для детей от 2 лет)

Педагог раскладывает подушки перед ребенком (детьми) и просит изобразить с помощью мимики лица и жестов:

Как выглядит радостный человек? Как выглядит грустный человек? Как выглядит испуганный человек? Как выглядит сердитый или злой человек? Как выглядит удивленный человек? Как выглядит спокойный или безразличный человек?

Затем проводит беседу с детьми, задавая вопрос, когда ты мог испытывать эту эмоцию? Как ты поступаешь, в ситуации, когда видишь ту или иную эмоцию у своего сверстника? и.т.д.

Игровое упражнение «Какое настроение прячется в стихотворении или сказке?»

Педагог подбирает стихи, отрывки сказок или песен, отражающие те или иные эмоции или настроение. Задача детей найти подушку с соответствующей эмоцией.

Игровое упражнение «Загадки — эмоции»

Педагог выкладывает подушки лицом вниз «животные» или «лица людей», не показывая изображения на подушке.

Затем педагог изображает загаданную эмоцию мимикой и жестами, задача детей, догадаться, какая эмоция прячется на подушке.

Также этот вариант игры могут проигрывать сами дети.

Игровое упражнение «Сказка- подсказка» или «Мудрая сказка»

Педагог заранее подбирает проблемную ситуацию (например, произошедшая в данной группе детей). Затем предлагает детям ознакомиться с проблемой и попробовать ее решить с помощью постановки сказки с подушками — героями. Для закрепления разрешенной проблемной ситуации дети могут нарисовать сочиненную ими сказку.

Игровое упражнение «Подушки- антистресс» (коррекция агрессивного поведения, гиперактивности, тревожности)

1) Педагог предлагает детям взять в руки подушку и изо всех сил поколотить ее.

2) Педагог предлагает детям взять в руки подушку и помять или погладить ее пальчиками.

Планируемые результаты

Дети, используя данное пособие научаться: распознавать свои и чужие эмоции, тем самым у них разовьется эмпатия и сопереживание к окружающим. Дети смогут анализировать и контролировать свои эмоции и чувства в той или иной ситуации.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игровое упражнение, эмоция, Педагог, подушка, пособие, вариант игр, мимическое выражение эмоций, проблемная ситуация, эмоциональное состояние.

Похожие статьи

Использование потенциала детских видов деятельности в развивающей работе педагога-психолога

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Применение авторского дидактического пособия «Речевичок» для речевого развития детей 5–7 лет

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Способствование развитию творческого потенциала учащихся ДМШ и СПО в рамках дисциплины «Музыкальной литературы»: к вопросу о формах работы и методическо-материальном обеспечении

Многофункциональное пособие «LEGO-мольберт» в образовательном пространстве ДОУ как условие развития творческих, познавательных и речевых способностей воспитанников

Игровая технология формирования навыка творческого музицирования у детей с ОНР

Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве

Использование компонентов образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» как эффективное средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Похожие статьи

Использование потенциала детских видов деятельности в развивающей работе педагога-психолога

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Применение авторского дидактического пособия «Речевичок» для речевого развития детей 5–7 лет

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Способствование развитию творческого потенциала учащихся ДМШ и СПО в рамках дисциплины «Музыкальной литературы»: к вопросу о формах работы и методическо-материальном обеспечении

Многофункциональное пособие «LEGO-мольберт» в образовательном пространстве ДОУ как условие развития творческих, познавательных и речевых способностей воспитанников

Игровая технология формирования навыка творческого музицирования у детей с ОНР

Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве

Использование компонентов образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» как эффективное средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Задать вопрос