Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
Автор: Семенова Надежда Николаевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.
Дата публикации: 25.05.2020
Статья просмотрена: 632 раза
Библиографическое описание:
Семенова, Н. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения / Н. Н. Семенова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5303/ (дата обращения: 16.11.2024).
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Дошкольный возраст как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. [1, с.4]
Система работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в дошкольной группе МБОУ «Темкинская СШ» строится в рамках программы дошкольного образования «Юный патриот», разработанной коллективом педагогов.
Цель программы состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре области, села, созданной трудами родных и близких людей.
Реализация содержания программы происходит через разнообразные формы организации деятельности детей, включая образовательную деятельность.
Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.
Задача педагога — создать условия для формирования нравственно-патриотических чувств у детей, и собственным поведением, личным примером воспитывать гражданина России. [2]
В работе учителя-логопеда также находят свое отражение задачи патриотического воспитания дошкольников.
Материалом для работы по формированию компонентов речи на индивидуальных логопедических занятиях служат тексты и иллюстрации русских народных сказок, карточки с изображениями природы родного края.
Обогащению лексического запаса детей с нарушениями речи способствовало посещение мини-музея «Русская изба». Знакомство с бытом, костюмами, обычаями наших предков, оставляло неизгладимое впечатление у воспитанников.
Для развития связной речи с детьми проводились беседы о достопримечательностях родного села, столицах области и страны. Также на занятиях поднималась тема благотворительности и взаимопомощи, отношений с взрослыми и сверстниками.
Активная работа по формированию нравственно-патриотических качеств у воспитанников проводится во время кружковой деятельности. Так, воспитанники средней и старшей возрастной группы в течении 2 лет участвовали в заседаниях Клуба любителей «Мурзилки». На занятиях дети, с помощью учителя-логопеда, познакомились с известным детским журналом, персонажем, современными детскими писателями и поэтами нашей страны. А рассказы, сказки и стихи научили ребят сопереживать героям, любить и беречь природу, уважать взрослых, ценить помощь других людей и помогать ближним.
На занятиях кружка «Топотушки» (логоритмика) для младшей возрастной группы активно используется русский народный фольклор: потешки, прибаутки, песенки. Помимо приобщения к народному творчеству, ребята учатся строить отношения в коллективе, уважительно относиться друг к другу, работать вместе, бережно относиться к животным и растениям.
Активное участие учитель-логопед принимает в организации досугов иразвлечений для воспитанников. В нашем учреждении на регулярной основе проводятся досуги, посвященные фольклорному празднику Масленицы, Дню защитников Отечества, Дню космонавтики, Дню защиты детей, Дню здоровья и т. д. Так, на праздновании Масленицы, детям рассказывается об обычаях, традициях русского народа, символах праздника. Накануне 23 февраля воспитанники узнают о нашей доблестной армии, подвигах военных. 12 апреля мы вспоминаем наших героев-космонавтов Ю. А. Гагарина, А. А. Леонова, В. В. Терешкову, учим ребят быть смелыми и отважными, преодолевать трудности.
Большую часть работы по формированию нравственно-патриотических качеств у воспитанников учитель-логопед проводит в тесной связи со специалистами дошкольной группы. Логопед сопровождает детей на экскурсиях по родному селу, рассказывает о достопримечательностях, истории села, знаменитых земляках. Вместе с ребятами мы посещаем братскую могилу, расположенную в центре села, рассказываем о воинах, павших в боях за село, а также о правилах поведения в священном, для жителей села, месте.
При подготовке к празднованию Дня Победы учитель-логопед, совместно с воспитателями групп, музыкальным руководителем, проводит большую предварительную работу. Нами были организованы просмотры мультфильмов о жизни детей во время Великой Отечественной войны, а в рамках подготовки номера «Смуглянка» воспитанники посмотрели фильм «В бой идут одни «старики».
Доброй традицией стало проведение на утреннике акции «Бессмертный полк». После сбора информации о ветеранах в семьях детей, оформляются групповые выставки, организовывается шествие во время праздника. В 2019 году мы оформили стену музыкального зала портретами участников Великой Отечественной войны «Мы помним!», в 2020 году акция была проведена в режиме онлайн в формате видеофильма. Главная роль при подготовке данной акции отводится родителям воспитанников, они ищут информацию о героях своей семьи и рассказывают о них своим детям. А педагогический коллектив дошкольной группы закрепляет эти знания и расширяет их, знакомя ребят с ветеранами других семей.
Одним из показателей успешной работы по воспитанию нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста является результативное участие в различных конкурсах. Наши ребята являются призерами дистанционных олимпиад и конкурсов. В 2019 году номер «Последний бой», курируемый учителем-логопедом и воспитателем дошкольной группы, занял второе место на областном творческом видеоконкурсе «С чего начинается Родина…», проходившем среди воспитанников детских садов по Смоленской области, в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы».
Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу/селу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. [1, с 14–15]
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть, только если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Нужно уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомить с талантом русского народа, научить детей любить свой город и свою страну, гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия. [1, с. 27]
Литература:
- Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Смоленской области. Теория и практика./О. В. Иванов, А. А. Гапеева, А. Д. Копыл, Н. П. Гаврилюк. — г. Смоленск, 2017.
- http://school-temkino.ru/