Путешествие по Самаре: герои нашего города | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.

Дата публикации: 06.03.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Чупахина, Н. А. Путешествие по Самаре: герои нашего города / Н. А. Чупахина, А. И. Садретдинова, Т. А. Веселкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/4968/ (дата обращения: 23.01.2021).



Цель: Расширить знания детей о родном городе, сформировать чувство гордости, сопричастности к жизни города, воспитывать чувство уважения к соотечественникам, активировать мышление, развивать речь.

Предварительная работа: рассказы педагога о городе Самара, пополнение словарного запаса (герб, символ, эмблемы). Знакомство с песнями, стихами.

Материалы и оборудование: видеопроектор, герб, флаг, музыкальные инструменты, ватман с изображением города, клеящие карандаши, игрушки разного размера из цветной бумаги.

Содержание: Дети входят в зал под музыку В. И. Мартьянова «Самарская земля», садятся перед экраном. На экране показывается слайд набережной, Самарской Луки.

Воспитатель: «О Волга, матушка-река

В себя вместила облака!

И небо, отразившись в ней,

К нам ближе стало и родней!

И сменятся пунктиром косы

Песчаных раскаленных плесов!

Ребята, много раз с вами говорили, читали о нашем городе, о его достопримечательностях, а сегодня я хочу пригласить вас отправиться в путешествие по нашему городу и узнать о нем еще много нового и интересного. Вы согласны?

Воспитатель: Тогда я вам предлагаю подойти к карте нашего города (дети подходят к столу). Видите, какой наш город огромный? И проехать его за один день просто невозможно. Поэтому я отмечу флажками места, где мы с вами сегодня побываем. Ребята, как вы думаете, на чем удобнее всего нам организовать путешествие? (ответы детей)

Воспитатель: Поездка возможна на всех видах транспорта, которые вы перечислили, но удобнее всего, я думаю отправиться в путешествие на автобусе. Так занимайте же места. Дети садятся на стульчики. Воспитатель предлагает пристегнуться ремнями для безопасности.

Воспитатель: Я буду сегодня вашим гидом-экскурсоводом и буду рассказывать вам о тех местах, где мы сегодня будем останавливаться.

И так, в путь! (Звучит музыка Е. Жираковского «Самарская казачья»)

Воспитатель обращает внимание на экран, на фото современной Самары

— Наш город расположен на слиянии главной водной артерии Руси-Волги и смежной красавицы Самары — ныне большой мегаполис с населением около 1 миллиона 200 тысяч человек. Река Самара, давшая название городу, переводится, как «степная река» (на экране плес р. Волги).

—Испокон веков река считалась символом времени, а ее берега выступали как символ пространства. Никто не знает, сколько лет могучей величавой Волге. Да и корни города Самары затеряны в глубокой древности. По указу царя в 1586 г. князь Григорий Засекин (показывается портрет) начал строительство крепости, названной Самарским городком (показывается слайд рисунка Адама Олеария 1636 г. и слайд современной Самары). С тех пор Самара строится и растет.

1 ребенок: — Какой же красивый наш город Самара,

Сколько здесь улиц, домов и аллей!

Он в сердце моем навсегда, он как мама, — Любит и ценит своих он детей!

2 ребенок: — Никогда не забуду я вид из окна!

Ты прекрасна, родная Самара!

В моей памяти останутся навсегда Волга, скверы, парки, фонтаны.

3 ребенок: — Люблю свою Родину, предана ей!

Горжусь ее честью и славой,

Величие города в душах людей!

Моя ты навеки, дорогая Самара!

Воспитатель: А вот и первая наша остановка на улице Водниковой, где установлен мемориальный знак “Крепость Самара”. А как вы думаете, для чего нужна была городу “Крепость”? (ответы детей)

Воспитатель: Русский люд отстаивал эти земли и охотно осваивал их. Это место для обитания было чрезвычайно удобным, и поэтому борьба за него велась зачастую ожесточенно. Самара оказалась не подвержена разорению.

А сейчас снова в путь. Я хочу пригласить вас в замечательное место. Может быть вы там уже и бывали с родителями — это Струковский сад. Кому знакомо это место? (ответы детей)

Воспитатель: В саду имеются вековые деревья, тенистые аллеи, цветники и фонтаны. С террасы садового ресторана открывается очаровательный вид на Волгу и Жигули. История Струковского сада это история всей Самары. Изначальным владельцем сада является генерал Г. Н. Струков — бывший адъютант императора Александра I.

(показывается слайд Г. Н. Струкова)

В его честь и назвали сад — Струковский. Сколько знаменательных событий и замечательных имен с ним связано. В аллеях сада гуляли все известные писатели, жившие или приезжавшие в Самару — А. Н. Толстой, А. М. Горький, А. С. Неверов. Тут всегда было людно, особенно когда играл духовой оркестр, (показывается слайд Струковского сада 1906г.)

Предлагаю сделать остановку в этом живописном месте и послушать хорошую музыку, а исполнителями будете вы («Ах, Самара городок»).

Воспитатель: (обращает внимание на убранство музыкального зала флаг, герб города)

— У каждого города есть свои символы. И у нашей Самары есть герб, флаг и гимн. Много раз мы с вами рассматривали герб, знамя Самары, слушали гимн. Сегодня я хочу только добавить, что первый герб появился очень давно в 1729–1730г. С изображением дикой козы на траве в голубом поле. Так и до сегодняшнего дня герб представляет собой изображение серебряного дикого козла обращенной в левую сторону, с золотыми рогами, черными копытами. Это изображение говорит о непокорности самарского народа, о гордой стойкости. Флаг города очень похож по колору с Российским, но если внимательно присмотреть к нему, то видна разница.

— Ребята, а вы можете мне подсказать в чем же разница? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Совершенно верно вы отметили!

А сейчас предлагаю вам разделиться на две команды:

1 команда соберет пазлы герба Самары

2 команда соберет пазлы флага Самары

(звучит гимн г.Самары музыка А.Анайкина, дети собирают пазлы)

Воспитатель: И с этой задачей вы справились отлично. Занимаем места в автобусе и отправляемся в путь (звучит музыка Е.Ширковского «Самарская казачья»).

Воспитатель: (обращает внимание детей на экран. Показываются слайды современной Самары — общий вид города, панорама застройки волжского берега, набережная, мемориальная зона с Вечным огнем на площади славы, Храм — памятник Святого Георгия Победоносца.)

Ребенок 1: Ах, Самара, мой любимый город Довелось тут родиться мне.

И не раз находился повод Быть с тобой на одной волне.

Ребенок 2. Самара нет тебя дороже

Самара нет тебя родней,

Ты город милый и прекрасный,

Тебя люблю я, город — богатей!

Воспитатель: И наша последняя остановка будет на пересечении проспекта Ленина и Улицы Ново-Садовой. Новая эпоха принесла и новые символы. На пересечении двух улиц проспект Ленина и улицы Ново-Садовой высится громадина настоящей ракеты «Союз», (показывается слайд) Общая высота ракеты 68 метров, весит она 20 тонн. Это визуальное напоминание о городе с крупнейшим аэрокосмическим центром. Ведь прославленные аэрокосмические корабли «Союз» изготавливают в Самаре, как и другие искусственные спутники Земли. У подножия «Союза» разместился музей «Самара космическая», где можно познакомиться с уникальными аппаратами и богатой историей космической эпохи. А в городе до сих пор вспоминают о том, что это был своеобразный подарок генеральному конструктору Дмитрию Ильичу Козлову на день рождения. Я хочу, ребята вам сегодня рассказать об этом легендарном человеке, который прославил наш город своими уникальными работами в области ракетно-космической техники, (показывается на экране портрет Д. И. Козлова) Д. И. Козлов — дважды герой соцтруда — создатель ракетно-космической техники, начальник и главный конструктор Центрального специализированного конструкторского бюро. Мечтал стать моряком, но не был принят в военно-морское училище по причине слабого зрения. Поступил Д. И. Козлов в Ленинградский военно-механический институт. Но началась В. О. война и юноша пошел добровольцем в народное ополчение. Воевал, был ранен, после выздоровления продолжил обучение в институте. А в 1951 году Д. И. Козлов стал ведущим конструктором баллистической ракеты Р — 5, и первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р — 7 (показывается слайд). Это был прорыв Советского Союза в космос, открывший дорогу для орбитальной и пилотируемой космонавтики. Под руководством Д. И. Козлова разработаны первые две ступени ракеты- носителя космического корабля «Восток», на котором совершили первый в мире космический полет Ю. А. Гагарин. Вот такие замечательные и уникальные люди живут и работаю в нашем городе. Когда вы вырастите, станете взрослыми людьми, будете выбирать себе профессии: кто-то станет учителем, кто-то врачом, кто-то артистом, кто-то ученым и продолжите эту традицию: прославлять наш город.

Ах, Самара, мой милый город!

Вольным ветром насквозь ты пронизан,

Вновь и вновь зазывая к тебе

Хоть и занят своею жизнью -

Ставил метки в моей судьбе

Перехлестом трамвайных линий,

Необъятностью площадей -

Всем, что помниться мне, наивной

До сегодняшних лет и дней.

Воспитатель: — Ребята, мы сегодня узнали много нового, интересного повидали, будет что рассказать да всех удивить своими знаниями о нашем городе.

— Давайте мы сделаем, что-нибудь красивое на память об этом путешествии.

(Воспитатель показывает картины города, заранее приготовленные)

— Предлагаю вам дополнить картины изображением салюта и подарить их детскому саду.

(Дети берут клеевые карандаши, игрушки и звездочки из цветной бумаги и приступают к выполнению аппликации, звучит музыка А. Анайкина «гимн Самарской губернии»)

Воспитатель: — А сейчас, наше путешествие заканчивается, занимаем свои места в автобусе, пристегиваем ремни и возвращаемся в свой родной детский сад. (звучит музыка Е.Ширковского «Самарская казачья»)

Литература:

  1. «207 портретов одного города или цветные сны о Самаре», Издательский дом «Агнил» 2009г.
  2. «Самара — Символы Самары» — автор составитель В. Н. Востриков
  3. «Сборник стихов» — С. Т. Аксаков.
Основные термины (генерируются автоматически): Самар, воспитатель, город, ответ детей, Ребенок, Козлов, современная Самара, город Самара, ракетно-космическая техника, цветная бумага.

Похожие статьи

Формирование познавательного отношения к труду...

Презентация: «Самара Космическая» сопровождает ответы детей. 2 ребенок — менеджер космотуризма: «Почему Самара Космическая?» (В нашем городе находится главный завод, где собирают космические ракеты «Завод Прогресс»), (У нас в городе Музей Космонавтики)...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

ребенок, Великая Отечественная война, родной город, Родина, приобщение детей, подготовительная группа, патриотическое воспитание

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом.

Презентация: «Самара Космическая» сопровождает ответы детей.

Усвоение детьми знаний представлений о космосе, о космическом пространстве, воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относится к своей планете, развитие у детей самостоятельной творческой личности. Технологии и методики, используемые в работе.

Писатели и поэты Самарского края | Статья в журнале...

На уроках литературы мы знакомимся с творчеством известных русских писателей и поэтов, чья жизнь в основном связана с Москвой и Петербургом. Я живу в городе Самара, поэтому решила выяснить, кто из знаменитых писателей и поэтов жил или бывал в Самарском крае...

Современная мультпродукция в контексте развития детей...

The article analyzes the problem of the influence of cartoon products for the development of senior preschool children.Examined some features of domestic and foreign cartoons.The study aimed at identifying interest preschoolers to modern cartoon production.

Формирование у старших дошкольников представлений о мире...

В статье исследуется проблема формирования представлений о современных профессиях у детей старшего дошкольного возраста. Представлена система работы по расширению представлений о профессиях у старших дошкольников.

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое...

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

И подробно начали изучать свой родной городСамару. Мы читали книги, проводили беседы, рассматривали картинки и смотрели...

Формирование основ нравственных ценностей через реализацию...

После беседы дети могут сделать герб города Волжского, используя различные техники: раскрасить цветными карандашами, сделать обрывную аппликацию или барельефную лепку. Детям всегда очень нравится устривать выставку рисунков, например, «Город глазами детей».

Образовательная деятельность для детей подготовительной...

(ответы детей). Воспитатель: Правильно ребята, посмотрим, может наш ключ у Буратино в руках. Дети находят первый конверт красного цвета в руках у буратино и достают первую подсказку. Загадка: Кирпичи возьмем цветные, Сложим домики любые, Даже цирк для публики.

Похожие статьи

Формирование познавательного отношения к труду...

Презентация: «Самара Космическая» сопровождает ответы детей. 2 ребенок — менеджер космотуризма: «Почему Самара Космическая?» (В нашем городе находится главный завод, где собирают космические ракеты «Завод Прогресс»), (У нас в городе Музей Космонавтики)...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

ребенок, Великая Отечественная война, родной город, Родина, приобщение детей, подготовительная группа, патриотическое воспитание

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом.

Презентация: «Самара Космическая» сопровождает ответы детей.

Усвоение детьми знаний представлений о космосе, о космическом пространстве, воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относится к своей планете, развитие у детей самостоятельной творческой личности. Технологии и методики, используемые в работе.

Писатели и поэты Самарского края | Статья в журнале...

На уроках литературы мы знакомимся с творчеством известных русских писателей и поэтов, чья жизнь в основном связана с Москвой и Петербургом. Я живу в городе Самара, поэтому решила выяснить, кто из знаменитых писателей и поэтов жил или бывал в Самарском крае...

Современная мультпродукция в контексте развития детей...

The article analyzes the problem of the influence of cartoon products for the development of senior preschool children.Examined some features of domestic and foreign cartoons.The study aimed at identifying interest preschoolers to modern cartoon production.

Формирование у старших дошкольников представлений о мире...

В статье исследуется проблема формирования представлений о современных профессиях у детей старшего дошкольного возраста. Представлена система работы по расширению представлений о профессиях у старших дошкольников.

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое...

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

И подробно начали изучать свой родной городСамару. Мы читали книги, проводили беседы, рассматривали картинки и смотрели...

Формирование основ нравственных ценностей через реализацию...

После беседы дети могут сделать герб города Волжского, используя различные техники: раскрасить цветными карандашами, сделать обрывную аппликацию или барельефную лепку. Детям всегда очень нравится устривать выставку рисунков, например, «Город глазами детей».

Образовательная деятельность для детей подготовительной...

(ответы детей). Воспитатель: Правильно ребята, посмотрим, может наш ключ у Буратино в руках. Дети находят первый конверт красного цвета в руках у буратино и достают первую подсказку. Загадка: Кирпичи возьмем цветные, Сложим домики любые, Даже цирк для публики.

Задать вопрос