Конспект комплексного занятия в старшей группе «Люблю березку русскую…»
Авторы: Курмакаева Гуляндям Загриевна, Кобылянская Татьяна Михайловна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (20) март 2019 г.
Дата публикации: 03.03.2019
Статья просмотрена: 1140 раз
Библиографическое описание:
Курмакаева, Г. З. Конспект комплексного занятия в старшей группе «Люблю березку русскую…» / Г. З. Курмакаева, Т. М. Кобылянская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/4017/ (дата обращения: 16.12.2024).
Без березы не мыслю России, -
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы — вся Русь рождена.
Олег Шестинский
Задачи:
- Образовательная: закреплять и обобщать знания и умения детей, полученные на предыдущих занятиях по развитию речи и конструированию из бумаги — оригами; учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова, обучать выразительному чтению.
- Развивающая: развивать конструктивные и творческие способности детей, эстетическое отношение к окружающему миру; формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога, эмоциональную отзывчивость на литературные и музыкальные произведения, развивать пространственную ориентировку, мелкую моторику рук, произвольную регуляцию деятельности.
- Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к поэтическому наследию; учить чувствовать и понимать образный язык поэтических произведений; воспитывать чуткое и бережное отношение к родной природе, восхищение ее красотой.
Предварительная работа: рассматривание деревьев во время прогулок на участке, беседы о пользе деревьев (березы), разучивание стихотворений, песен, загадок, пословиц, поговорок о березе, рассматривание иллюстраций с изображениями березы, репродукций картин И.Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце», И.Грабаря «Февральская лазурь», И.Шишкина «Лесная глушь», рисование, аппликация.
Ход занятия:
Воспитатель:
Словно девица русская, приумолкнув, стоит,
Над речушкой березка листвой шевелит.
Только ветер играет в косах длинных листвы
Только звезды мигают ночью ей с высоты.
Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза — частица России моей.
— Ребята, сегодня мы поговорим о самом распространенном, добром и любимом дереве нашего народа — красавице белоствольной березке. Разве можно представить любой уголок нашей родины без этого милого дерева? Ее можно встретить и в лесу, и в городе, и в деревне, и возле дома, и возле нашего детского сада. Где бы она ни росла, всюду она приносит людям радость и свет.
Дети:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную.
Тугие распущены косы
И белые платья до пят,
Как-будто невесты, березы,
Куда не посмотришь, стоят.
Весеннее солнце косыми
Лучами касается кос.
По всей необъятной России
Сегодня светло от берез.
Воспитатель:
— Какие добрые, красивые чувства рождает в душе русская березка, как хороша она в любое время года. Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, осенью или зимой?
Русской березе одинаково к лицу и серебристый зимний узор и сотканный из золотых нитей осенний наряд. А как удивительно хороша береза в нежной зелени весны! И как переливается на летнем солнце ее изумрудная листва! Вот почему нет для нас более любимого и прекрасного дерева на земле.
Дети читают стихи оберезе (в разные времена года):
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
Укрытая снегами,
Стоит она зимой
В расшитой жемчугами
Накидке кружевной.
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Белая береза косы распустила,
Белая береза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.
Дидактическая игра «Укрась словом березку» (подбор прилагательных о березе)
Воспитатель: Береза — очень нарядное красивое дерево, ее все очень любят. Вам нравится березка? Давайте украсим словами березу. Какая она?
Предполагаемые ответы детей: русская, родная, белоствольная, красивая, кудрявая, стройная, тонкая, пушистая, ненаглядная, милая, белокурая, хрупкая, нежная…
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько красивых слов вы придумали о березе. А как можно ласково назвать березу? (Березка, березонька…)
— Березу любят не только за красоту. Она приносит людям много пользы. Чем же полезна береза?
Предполагаемые ответы детей: Береза лечебная, из березы изготавливают разные поделки, мебель, посуду, из березовых веток делают веники и метелки…
Воспитатель: Вот какое доброе, чудесное дерево — береза: освещает, согревает, лечит, исцеляет. В старину о березе так и говорили:
Первое дело — мир освещать!
Второе дело — тепло отдавать!
Третье дело — больных исцелять!
Четвертое дело — чистоту соблюдать!
— Ребята, какие пословицы и поговорки о русской красавице вы помните?
Предполагаемые ответы детей:
— Сломать березу — секунда, а вырастить — года.
— Каковы березки, таковы и отростки.
— Враг природе тот, кто березу не бережет.
— И у березы слезы текут, когда с нее кору дерут.
— Обидишь березку — увидишь много слез.
— Тонка береза, да разуму учит.
Физкульминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
Слышится скук в дверь, входит Матушка-Земля с грустной Березкой.
Матушки-Земля:
Все в этом мире создано не зря:
Не зря дожди льют и не зря заря.
Березки стройные и трели соловья.
Все в этом мире создано не зря:
Не зря с утра встречаем мы рассвет,
Ведь ничего прекрасней жизни нет!
— Здравствуйте, мои друзья! Я — матушка-Земля! Надеюсь, к вам пришла не зря!
—Тысячи деревьев, тысячи сокровищ…
— Давным-давно я подарила людям разные деревья. Не могли люди справиться с бедами без мудрости. И я вырастила дуб. Он, как могучий мудрый исполин, стал возвышаться над землей и помогать строить дома, корабли, кормить животных и птиц. Но не хватало людям доброты: болеть они стали. И я вырастила липу — доброе дерево. Ее похожие на сердечки листочки стали учить людей доброте. Вдохнешь медовый липовый аромат, и на душе легче. Но не хватало людям щедрости, не умели они делиться. Я вырастила рябинку — щедрое дерево. Ярко-красные гроздья своих ягод она дарит лесным жителям и радует людей своей красотой. Но раньше других деревьев вырастила я для людей березку, чтобы чистыми были их сердца, чтобы любовались ее белоснежной корой, гибкими веточками, шелковистыми резными листочками.
—Тысячи деревьев, тысячи сокровищ… Шумит лес разными голосами и всем дарит свои сокровища. Но забыли люди про доброту мою и обидели доченьку мою, березку белоствольную. Загрустила она, заболела.
Воспитатель: Ведь она засохнуть может,
Коль никто ей не поможет!
— Матушка-Земля, может мы сможем помочь березке?
Матушки-Земля: Ясердцем почувствовала, что именно здесь смогут помочь моей доченьке. Я слышала, какие прекрасные слова и с какой любовью говорили вы о ней.
Дети:
— Я дарю тебе солнышко. Пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя.
— Я дарю тебе капельку воды. Пусть она напоит и умоет тебя.
— Я дарю тебе дождевого червячка. Пусть он взрыхлит землю и поможет твоим корням.
— Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.
— Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих друзей-птиц.
— Я дарю тебе семена. Пусть из них вырастет много-много твоих деток.
— Я дарю тебе бабочку. Пусть она украсит твой наряд.
Воспитатель: Матушка-Земля, а сейчас мы сделаем для березки зеленые листики. Пусть их будет у нее много-много. Они будут шуметь, а мы придем послушать их и спрячемся под ними от жаркого солнца.
Дети вместе со взрослыми делают листики втехнике оригами иукрашают ими березку.
Ребенок:
Белоствольная береза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою — в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты березку посади.
Березка:
Я — березка белая,
Стройная красавица!
Быть сегодня с вами
Мне очень-очень нравится!
Веточки зеленые
Листочками шумят,
И словами нежными
Вас благодарят.
Дети поют песню «Березка белая» (музыка ислова Г.Вихаревой)
- Березка белая
В нарядном платьице
Стоит зеленая
Среди двора.
А ветер ласковый
Качает веточки
И тихо шепчет ей
Любви слова.
- На ствол березовый
Повяжем ленточку,
Возьмемся за руки
И запоем:
Расти, красавица,
Цвети, кудрявая.
А завтра мы к тебе
Опять придем.
Матушки-Земля: Тысячи деревьев, тысячи сокровищ я выращу для вас.