Экологическое воспитание дошкольников посредством развития познавательного интереса к природе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (433) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 18.09.2022

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Елецкая, Н. М. Экологическое воспитание дошкольников посредством развития познавательного интереса к природе / Н. М. Елецкая, С. С. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/433/94980/ (дата обращения: 27.12.2024).



Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой его результатам.

Детский интерес в своем развитии проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Мы поставили задачу научить детей не только видеть красоту окружающей природы, но и вызывать у них желание участвовать в ее создании.

В каждом явлении природы, в каждом листочке мы учим детей видеть прекрасное, показываем, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства. Экскурсии в сад, на луг, к пруду обогащали детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили.

Наблюдение — это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение — смотреть, видеть делать выводы и обобщения. Наблюдения помогают детям обогатить свой духовный и нравственный мир, развивают патриотические чувства и способствуют личностному росту. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и разное время суток.

Наблюдение на прогулке с детьми подготовительной к школе группе становятся более продолжительными, чем в предыдущих группах они могут быть как запланированными, так и случайными. Педагог уточняет, расширяет и систематизирует знания детей о явлениях окружающего мира; вызывает и поддерживает у детей интерес к природе и объектам окружающей действительности, формирует знания о сезонных изменениях в природе. Ни что не может заменить прямого общения детей с природой.

Ежедневные наблюдения в природе зависят от региональных особенностей, место расположения детского сада и погодных условий.

Чтобы полученные знания и выводы не ушли из детской памяти, они заносились в календарь наблюдений, в результате чего знания детей систематизировались. Дети стали замечать, как изменения в природе (погоде) влияют на животных, их поведение; труд людей; детские игры и т. д.

Параллельно велась работа с народным календарем. Наши предки хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой, а истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа, в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам земли.

С увлечением и огромным интересом дети изучали народные приметы.

Мы рассказывали детям, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Вспомнили народные приметы, несколько выучили наизусть и даже обыграли их. Дали детям задание, чтобы они узнали дома от своих родных хотя бы еще по одной примете. Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями!

Основные знания о природе дети получают вовремя непосредственно образовательной деятельности, основной задачей которых является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей в природные процессы.

Интересно проходят занятия, на которых дети сами выбирают форму выражения одной и той же темы: одни лепят, другие рисуют красками, третьи выполняют аппликацию, четвертые декламируют стихи и т. д. Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающей действительности. Задача педагога — поддержать интерес к игре (познавательной, исследовательской, экологической, словесной, подвижной и т. д.), подпитывать и углублять его через игру во всех видах детской деятельности.

Для дошкольников необходимо выбирать те игры, которые понятны им, доступны и не противоречат принципам экологического воспитания.

В подготовительной к школе группе непосредственно образовательная в форме занятий по ознакомлению с природой проводится два раза в месяц. Наблюдения на улице и игры по ознакомлению с природой проводятся ежедневно.

В педагогической работе по ознакомлению детей с окружающим миром мы учитываем региональный компонент (природу белгородского края, народные традиции, краеведение).

Мы рассматриваем экологическое воспитание как формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой. А художественное слово способствует развитию духовно — нравственного и эмоционально — положительного отношения к природе. Наряду с классическими произведениями мы используем творчество педагога — практика, белгородского поэта Натальи Михайловны Елецкой.

Времена года

Лето угощало нас щедро дарами,

Вкусными и сочными плодами.

А осень угостила пирогами

Да корзину принесла с грибами.

Зимой мы пили чай с вареньем,

И славили Христа Рожденье!

Весной пекли паски и куличи,

К нам прилетали в гости грачи…

А лето нам опять цветы дарила,

Времена года повторить попросила.

Звуки природы

Друг, прошу закрой глаза

И услышь природы звуки:

Вот жужжит в траве оса,

А вот летают мухи…

Пес лает на прохожих,

И вот закапал дождик.

Воробей купался в луже,

Голубь ворковал на груше.

Ветерок стучал в калитку,

Шмель тревожил маргаритку

И потом умчался ввысь…

А ты солнцу улыбнись.

Друг, открой скорей глаза.

Ну, услышал голоса?

Спроси и тебе скажет старый лес:

«Природа — это особый мир чудес»!

Стишок про бабочку

Я у бабочки спросила:

«Почему ты так красива?»

Она ответила, смеясь:

«Я такою родилась!»

Грибы

Выросли грибы на поляне.

Выросли для Тани и Ани,

Для Пети, Коли и Вовы.

Будьте дети всегда здоровы!

Но помните, чтоб за грибами ходить

Надо сначала их изучить.

Иначе дети будет беда…

Правила эти не ерунда!

Грибами можно отравиться

И потом долго в больнице лечиться.

Отнеситесь к правилам серьезно:

Рвите грибы в лесу осторожно.

Не кидайте гриб сразу в лукошко,

А рассмотрите его немножко.

Если съедобный гриб — срезайте,

Спокойно в лукошко свое отправляйте.

Ну, а если ложный гриб попадется,

Оставьте его — беда отвернется.

Будьте очень внимательны,

Выбирайте грибы тщательно!

И еще, ребята, запоминайте:

Грибы сырыми не кусайте!

Их надо сначала помыть, отварить,

Воду слить и опять проварить,

Посолить и в морозилку отправить

Или же суп ими приправить.

В грибах полезная есть клетчатка,

Об этом тоже помните, ребятки.

В готовом виде они такие вкусные,

Опята, сыроежки с груздями,

Маслята и белые грибы тоже…

Все съедобные, на вкус хорошие.

Так что, Тани, Ани, Пети, Вовы,

Будьте дети всегда здоровы!

Лес

Дружок, по лесу гуляй, ходи,

Только ты цветы не рви!

Ведь они занесены

В «Красную книгу» страны.

Помни, лес нельзя обижать,

Его надо беречь и уважать!

Березка

Березка растет на пригорке,

Ее посадил весною Егорка.

Он ее каждый день поливает,

Поливает и ей напевает:

«Расти, березка, до солнышка,

На радость, Егорушке!»

Опыт показал, что ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование экологической культуры способствует развитию не только познавательного интереса, но и совершенствует нравственные качества личности. У детей проявились такие качества как, доброта, отзывчивость, желание заботиться об окружающем мире и гуманное отношение к природе в целом.

Литература:

  1. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  2. Четыре времени года/ Сост. С. Е. Шамаева. — Воронеж: Центральное — Черноземное книжное изд-во, 1990.
  3. Гурьева Н. А. Знакомство с природой России. Времена года. — СПб.: Паритет, 2008.
  4. Ушинский К.Д, Человек как предмет воспитания. — Собр. Соч. — Т.9. — М., 1950.
Основные термины (генерируются автоматически): природа, ребенок, гриб, окружающий мир, окружающая среда, познавательный интерес, бережное отношение, знание детей, экологическая культура, экологическое воспитание.


Похожие статьи

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой

Экологическое воспитание младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Похожие статьи

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой

Экологическое воспитание младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Задать вопрос