Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Русская березка» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 04.04.2014

Статья просмотрена: 2151 раз

Библиографическое описание:

Аленкина, Ж. Р. Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Русская березка» / Ж. Р. Аленкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 469-470. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10139/ (дата обращения: 16.12.2024).

Цели:

-          Дать характеристику березе.

-          Учить бережному отношению к деревьям, в том числе при сборе березового сока.

-          Обогатить и активизировать словарь детей.

-          Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим об одном хорошо знакомом вам дереве. Отгадайте загадку.

Стоит Алена — платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

(Береза)

Какое дерево считается символом России?

Дети. Береза.

Воспитатель. Когда рассказывают о России, то чаще всего вспоминают березку. Березы — красавицы русского леса: стройные, тонкие, с длинными хрупкими веточками. Это символ и гордость русского народа! О березке сложено множество песен, стихов, потешек, закличек, хороводных игр.

Давайте встанем в хоровод, споем знакомую вам песню «Во поле береза стояла».

Воспитатель. В народе говорят: «Где береза вырастет, там русский человек приживется». Березонька одинаково хороша и в зеленой накидке весны, и в легком ситцевом платье лета, и в цветном сарафане осени, и в пышном парчовом уборе зимы.

Чем отличается березка от других деревьев?

Дети. Белой корой.

Воспитатель. Природа наделила только одно дерево нашего края белой корой (пробкой) с черными чечевичками, ажурной кроной, многими целебными свойствами.

Ребята, а какие предметы делают из березы, какую пользу она приносит людям? Рассмотрим эти предметы.

Дети. Это полено березовое. Люди топят печки и получают много тепла в своих избах.

Воспитатель. А еще, дети, давным-давно, когда не было электричества, вечерами люди зажигали лучинки березовые для освещения — они меньше всех коптили.

Самое жаркое тепло получается из березовых дров.

Дети.

— Это березовый веник. Он нужен в бане, чтобы париться, а в избе — чтобы пол подметать.

— Это береста. На ней можно писать. Раньше не было бумаги и писали на бересте, а потом люди научились из нее делать бумагу.

— Береза — лечебное дерево. Это почки, из них делают настойку и натирают больные места. Это гриб-трутовик, чага. Можно заваривать как чай и пить, очень полезно!

Воспитатель. А это, дети, деготь. Им смазывают колеса телег, чтоб не скрипели, и чистят обувь, а еще используют для изготовления целебных мазей.

— Это березовый сок, очень вкусный и полезный.

— Вот сколько пользы от нашей березки. Живет березка больше 100 лет. Она очень любит свет и простор, не боится лютых морозов и весенних заморозков, встречается даже в вечной мерзлоте. Растет береза быстро, недаром люди ее называют гонким (быстрорастущим) деревом. А теперь послушайте письмо, которое прислала нам лесная красавица.

«Письмо березки»

Милые мои детки! Очень рада встрече с вами. Я вас ждала, все веточками качала да листиками шелестела, надеялась, что вы меня услышите. Вот вы и пожаловали.

Хочу с вами поделиться своими думами горькими: кора от мороза у меня треснула да ранки от рук злых людей не заживают, через них мой березовый нектар вытекает. Этот живительный сок корни из земли вытягивают, пока не напьются его все веточки и почки, листья не развернутся. В мои ранки попадают бактерии и вершат быстро свое дело, разрушая мягкую, сладкую древесину.

Не губите вы нас — березок. Помните, что вы пьете не сок, а наши слезки.

Вопросы

-          Почему березку называют русской красавицей?

-          Какого цвета у березки ствол?

-          Откуда течет сок?

-          Чего должны напиться веточки и почки, чтобы листья березы раскрылись?

-          Береза любит расти в тени или на свету?

Ребята, отгадайте и объясните старинную народную загадку.

Стоит дерево, цветом зелено.

В том дереве — четыре угодья:

Первое — больным на здоровье,

Второе — людям колодец,

Третье — от тьмы свет,

А четвертым — старым (дряхлым) пеленанье.

Дети. Это березка. Париться в бане березовым веником, готовить лекарство из почек и листьев — «больным на здоровье»; утолять жажду березовым соком — «людям колодец»; освещать жилище лучиной, печь топить березовыми дровами — «от тьмы свет», связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать прохудившиеся лукошки, корзинки — «дряхлым пеленанье».

Воспитатель. Про березу есть много стихов, пословиц и поговорок. Какие вы знаете?

Дети отвечают.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

А. Прокофьев

Литература:

1.                  Занятие в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий / авт.-сост. Н. В. Тимофеева, Ю. В. Зотова — Волгоград: Учитель, 2011г.

2.                  Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», М., 2004г.

3.                  В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008г.

Основные термины (генерируются автоматически): береза, березка, березовый сок, ребенок, белая кора, бережное отношение, березовый веник, воспитатель, дерево.


Похожие статьи

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» для подготовительной группы

Конспект занятия по аппликации в младшей группе «Поросенок Сеня»

Конспект занятия по окружающему миру «Птицы» с логопедической группой старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью «Добрые слова»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Матрешка»

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Секреты соли»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в младшей группе «Путешествие в сказку»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Поможем Буратино»

Конспект занятия для младшей группы «Весна в лесу»

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство детей со свойствами воды»

Похожие статьи

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» для подготовительной группы

Конспект занятия по аппликации в младшей группе «Поросенок Сеня»

Конспект занятия по окружающему миру «Птицы» с логопедической группой старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью «Добрые слова»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Матрешка»

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Секреты соли»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в младшей группе «Путешествие в сказку»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Поможем Буратино»

Конспект занятия для младшей группы «Весна в лесу»

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство детей со свойствами воды»

Задать вопрос