Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «художественно-эстетическое развитие» с применением полихудожественной технологии
Автор: Онуфриева Елена Александровна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 06.10.2022
Статья просмотрена: 35 раз
Библиографическое описание:
Онуфриева, Е. А. Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «художественно-эстетическое развитие» с применением полихудожественной технологии / Е. А. Онуфриева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7645/ (дата обращения: 08.11.2024).
Ключевые слова: музыкальная деятельность, ребенок
Таблица 1
Возраст детей |
Подготовительная группа (от 6–7 лет) |
Тема |
«Образ Родины в искусстве. Родная природа. Русская берёзка» |
Музыкальное произведение |
Русская народная мелодия «Во поле береза стояла» в инструментальной обработке |
Изобразительное искусство |
«Хоровод» М. В. Боскин |
Литература |
Стихотворение «Березка» Н.Некрасов |
Цель |
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства |
Образовательные задачи |
— Формирование понятий: — обработка русских народных песен; — разновидности песенного жанра |
Развивающие задачи |
— Художественно-эстетическое развитие: — формирование способности целостного восприятия музыки (развитие умения определять характер музыки); — формирование способности дифференцированного восприятия музыки (развитие умения различать музыкальные средства выразительности: темп, динамику); — развитие умения различать разновидности песенного жанра (хороводного, плясового) в инструментальной музыке; — развитие умения сравнивать содержание музыки с эмоционально-образным содержанием живописи, литературы; — развитие умения выражать характер музыки в движениях и в импровизационной игре на ударных русских народных инструментах. — Познавательное развитие: формирование первоначальной ценностной ориентации (способности ценить красоту в жизни и искусстве); — Речевое развитие: — формирование умения и желания высказываться о своих впечатлениях; — расширение словаря, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки, картины, поэзии; — Социально-коммуникативное развитие: — развитие умения различать чувства, настроения другого человека через развитие умения определять настроение музыки, картины, поэзии; — развитие умения согласовывать свои действия с партнером в музыкальной исполнительской деятельности; — Физическое развитие — развитие координации движений, умения ориентироваться в пространстве в перестроениях; — развитие мелкой моторики в игре на ударных русских народных инструментах |
Воспитательные задачи |
Воспитание любви к Родине в процессе: восприятия произведений искусств, выражающих образ Родины, красоту родного края; импровизационной игры под мелодию русской народной песни «Во поле берёза стояла»; исполнения элементов традиционного русского народного танца под оркестровую обработку русской народной песни «Во поле берёза стояла». 2. Воспитание интереса к музыкальной деятельности |
Выход в активную деятельность |
— Освоение способов изменения характера русской народной песни из «хороводной» в «плясовую» в процессе совместного музыкально — творческого экспериментирования; — освоение элементов традиционного русского народного танца («змейка», «клубочек») |
Оборудование |
— Электронное фортепиано; — компьютер; — мультимедийное оборудование: экран, проектор, музыкальный центр, микшер; — колонка Bluetooth (для дистанционной работы с музыкальным материалом); — аудиозапись; — электронная папка с видео-презентацией «Хоровод берёзки»; — ударные русские народные инструменты (ложки, различные виды бубенцов, различные виды трещоток); — «волшебная палочка»; — карточки-схемы с элементами традиционного русского народного танца: «змейка» «клубочек»; — красный платочек; — ковер; — столы для музыкальных инструментов |
Литература |
|
Ход ООД:
Музыкальный руководитель поёт: Здравствуйте, Дети!
Дети поют: Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Дети, вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, о каком дереве говорятся такие красивые слова:
«Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поётся в народе о ней!»
Дети высказывают свои предположения, но не отгадывают.
Музыкальный руководитель: А отгадку нам покажет искусство.
Ребёнок догадываются: Берёза!
Музыкальный руководитель: Правильно, о берёзе. И сегодня искусство приглашает нас всех полюбоваться красотой русской берёзки!
Музыкальный руководитель предлагает детям расположиться на ковре как им удобно.
Осуществляется демонстрация видео проекта «Русская берёзка»
на основе синтеза искусств (музыки, литературы, живописи).
После восприятия произведений искусства первые вопросы касаются чувств детей. Беседа разворачивается от проявлений эмоций детей и строится сразу по трем видам искусства:
Музыкальный руководитель: Дети, вам понравилось?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: О какой необыкновенной красоте русской березки поведало нам сегодня искусство! Какое настроение у вас возникло, когда вы слушали и смотрели эти произведения искусства?
Дети: Хорошее, интересное, восхитительное!
Музыкальный руководитель: Радостное или грустное?
Дети: Радостное.
Музыкальный руководитель: Оно все время было яркое, радостное или менялось?
Дети: Менялось.
Музыкальный руководитель: В начале, какое было настроение?
Дети: Красивое, ласковое, певучее.
Музыкальный руководитель: Вначале у музыки был хороводный характер. А в конце, как звучала музыка?
Дети: Ярко, весело!
Музыкальный руководитель: Что хотелось делать?
Дети: Танцевать!
Музыкальный руководитель: Правильно, хотелось плясать, резвиться! У музыки был плясовой характер.
А художник, какие краски использовал?
Посмотрите, какого цвета?
Дети: Зеленые, белые, красные, голубые!
Музыкальный руководитель : Действительно, художник использовал яркие цвета: сарафаны красные, листва зелёная, много света, как и в музыке!
А вы услышали, с кем поэт сравнивал березку?
Дети : С красавицей молодой.
Музыкальный руководитель цитирует строчки из прозвучавшего стихотворения :
Ей ветер нежно кудри гладит,
Сережки солнце золотит…
Ребёнок: Так что березу нельзя никогда обижать!
Музыкальный руководитель: Никого обижать не нужно и берёзку тоже.
А вы слышали вот эту мелодию? Узнали её?
Исполняет мелодию на фортепиано.
Ребёнок напевает : Во поле берёза стояла…
Музыкальный руководитель: Но сегодня русская народная песня «Во поле берёза стояла» звучала иначе, без слов. Композитор обработал русскую народную песню — взял её мелодию и сочинил аккомпанемент, выразив своё отношение к этой песне. И мы можем тоже изменить мелодию! Хотите попробовать?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель показывает детям «волшебную палочку»: Посмотрите, нам сегодня искусство подарило волшебную палочку!
Вставайте, скорее! Палочка волшебная кружи и всех ребяток в композиторов преврати!
Музыкальный руководитель взмахивает над детьми «волшебной палочкой».
Дети, меня тоже, наверное, надо превратить в композитора?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Я присяду, а вы надо мной помашите «волшебной палочкой», и я тоже стану композитором!
Дети машут над головой музыкального руководителя «волшебной палочкой», затем все кружатся вокруг себя и «превращаются» все вместе в «композиторов».
Музыкальный руководитель: Художнику нужны краски, а композитору что необходимо для его творчества?
Дети: Пианино, ноты, музыкальные инструменты, фантазия!
Музыкальный руководитель: Конечно, но самое главное композитору необходим музыкальный инструмент.
На столах расположены русские народные инструменты: ложки, различные бубенцы, трещотки. Детям предлагается самостоятельно выбрать ударный русский народный инструмент.
После того, как каждый ребенок выбрал понравившийся ему инструмент, музыкальный руководитель приглашает детей пройти за «волшебной палочкой» на ковер, расположенного рядом с электронным фортепиано.
Музыкальный руководитель: Мы сейчас и композиторы, и музыканты. Вы замечали, что музыканты играют в оркестре одновременно?
Дети: Да!
Ребёнок: А еще нужен дирижёр!
Музыкальный руководитель: Конечно, нужен дирижёр, нам нужно знать, когда начинать играть в оркестре.
Ребёнок: Вы будете дирижёром!
Музыкальный руководитель: Хорошо, я буду дирижёром. Тогда, я буду начинать мелодию на фортепиано, а вы со мной подыгрывать. Я вас буду слушать, а вы меня, и попробуем превратить вместе «хороводный» характер музыки в «плясовой» характер.
Совместное музыкально — творческое экспериментирование:
Музыкальный руководитель: Так как я ещё и дирижёр, то я веду главную мелодию. Играем от начала до конца звучания мелодии все вместе в медленном темпе и тихо, слушаем друг друга.
1 вариант : исполнение музыкальным руководителем на фортепиано, детьми на ударных русских народных инструментах мелодии русской народной песни «Во поле берёза стояла» в медленном темпе, piano (1 куплет и припев).
После окончанияисполнения музыкальный руководитель: Изменился характер музыки с «хороводного» на «плясовой»?
Дети затрудняются с ответами — изменился характер или нет.
Музыкальный руководитель: Добавим одну краску — в конце усилим звучание.
2 вариант: исполнение в медленном темпе, crescendo (1 куплет и припев).
После окончанияисполнения музыкальный руководитель: Изменился ли характер?
Дети затрудняются с ответами — изменился характер или нет.
Музыкальный руководитель: Мы музыканты и нам надо понять, какой инструмент звонче звучит — бубенцы или ложк и?
Предлагается ребёнку поиграть на бубенцах, другому на ложках.
Дети: Бубенцы.
Музыкальный руководитель: Бубенцы. А какой инструмент громче звучит трещотка или ложки?
Предлагается ребёнку поиграть на трещотке, другому на ложках.
Дети: Трещотка.
Музыкальный руководитель: Трещотка. Во время игры мы прислушиваемся к звучанию нашего оркестра, бубенцы и трещотки «не перекрикивают ложки».
Музыкальный руководитель: И так, нам пока, как композиторам не понятно, изменился ли характер музыки. Поэтому еще один эксперимент — мы ускоряем темп и постепенно все вместе усиливаем звучание.
3 вариант: исполнение с ускорением темпа, crescendo (1 куплет и припев).
После окончанияисполнения музыкальный руководитель : Изменился ли характер музыки?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель : Какой самый веселый вариант? Первый, второй или третий?
Дети: Третий!
Музыкальный руководитель: Мы не только усилили звучание, но и ускорили темп, и получился «плясовой» характер. Как вы думаете, самая главная, какая краска?
Ребенок: Громкость.
Музыкальный руководитель: Дети, поднимите руки, кто думает, что громкость?
Меньшее количество детей подняли руки, выражая мнение, что громкость.
Музыкальный руководитель: Кто думает, что темп — когда ускорили темп, то получился веселый «плясовой» характер?
Большинство детей подняли руки, выражая своё мнения, что ускорение темпа способствовало изменению характера музыки с «хороводного» на «плясовой».
Музыкальный руководитель: Самой главной краской оказалась — ускорение темпа. Все краски раскрашивали музыку по своему: и темп, и громкость, но темп — оказалась самая главной краской.
После совместного музыкально — творческого экспериментирования детям предлагается положить музыкальные инструменты на столы и подойти к музыкальному руководителю.
Музыкальный руководитель: Свою любовь к берёзке вы можете выразить и в своих рисунках «Моя любимая берёзка»!
Дети, сегодня не случайно звучали такие строки:
И для меня берёза эта -
Мой край родной,
И песнь моя!
Потому что берёзка считается символом, какой страны? В какой стране мы с вами живём?
Дети: ВРоссии.
Музыкальный руководитель: Давайте все вместе скажем:
Дети проговаривают вместес музыкальным руководителем , выражая в интонации свое личностное отношение: Россия — Родина моя!
Музыкальный руководитель: Попрощаемся мы сегодня с берёзкой вот такими элементами традиционного русского народного танца. Демонстрируются схемы «змейка» и «клубочек»:
«Змейка» «Клубочек»
Музыкальный руководитель берёт в руку красный платочек :
Вы за мною цепочкой становитесь,
И все за руки беритесь!
Звучит повторно мелодия русской народной песни «Во поле берёза стояла» в оркестровой обработке. За музыкальным руководителем дети, взявшись за руки, начинают движение с хороводного шага. В опущенной руке музыкального руководителя красный платок.
Музыкальный руководитель: Мы все вместе идем и слушаем ещё раз эту замечательную музыку.
В начале изменения характера музыки с «хороводного» на «плясовой» музыкальный руководитель обращает внимание детей: Что происходит с музыкой?
Дети: Меняется.
Музыкальный руководитель : Меняется как?
Дети: Быстрее.
Музыкальный руководитель : Быстрее, значит, и мы чуть быстрее идём.
Дети двигаются «змейкой» за музыкальным руководителем, ускоряя темп движения в зависимости от изменения темпа музыки.
Во время «закручивания клубочка» музыкальный руководитель поднятым вверх красным платком и закручивающим жестом над головой обращает внимание детей на то, что началось «закручивание клубочка».
В начале раскручивания, красный платок опускается, обращая внимание детей на то, что началось «раскручивание клубочка» и движение при этом не останавливается, а продвигается вперёд.
После «раскручивания» дети за музыкальным руководителем выходят из музыкального зала.
Похожие статьи
Проект «Организация музейно-педагогического пространства в ДОО»
В статье представлена проектная деятельность участников образовательных отношений как одно из направлений деятельности базовой кафедры инновационных практик дошкольного образования МГПУ им. М. Е. Евсевьева на базе МАДОУ «Центр развития ребенка — Детс...
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Осознанное восприятие художественных произведений через органы чувств на уроках литературы
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование профессиональных компетенций педагогических кадров в логике стандартов Ворлдскиллс» на базе КГБ ПОУ НПГТ (г. Николаевск-на-Амуре). Описан механизм изучения художес...
Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...
Жанровая реинтерпретация художественного текста как форма творческо-аналитической работы в рамках проектной деятельности обучающихся
В статье описывается методика и опыт автора в реализации проекта жанрового реинтерпретирования художественного текста, а также возможность применения данной формы работы в школьном образовании.
Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством
Настоящая работа посвящена решению задач по формированию компетенций дошкольников в области художественно-эстетического воспитания. Исследование проведено в русле реализации Федеральной образовательной программы и Федерального государственного образо...
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)
В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».
Похожие статьи
Проект «Организация музейно-педагогического пространства в ДОО»
В статье представлена проектная деятельность участников образовательных отношений как одно из направлений деятельности базовой кафедры инновационных практик дошкольного образования МГПУ им. М. Е. Евсевьева на базе МАДОУ «Центр развития ребенка — Детс...
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Осознанное восприятие художественных произведений через органы чувств на уроках литературы
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование профессиональных компетенций педагогических кадров в логике стандартов Ворлдскиллс» на базе КГБ ПОУ НПГТ (г. Николаевск-на-Амуре). Описан механизм изучения художес...
Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...
Жанровая реинтерпретация художественного текста как форма творческо-аналитической работы в рамках проектной деятельности обучающихся
В статье описывается методика и опыт автора в реализации проекта жанрового реинтерпретирования художественного текста, а также возможность применения данной формы работы в школьном образовании.
Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством
Настоящая работа посвящена решению задач по формированию компетенций дошкольников в области художественно-эстетического воспитания. Исследование проведено в русле реализации Федеральной образовательной программы и Федерального государственного образо...
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)
В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».