Конспект педагогического мероприятия с детьми разновозрастной группы (от 5 до 7 лет) по теме «Правила поведения на природе»
Авторы: Кузнецова Татьяна Григорьевна, Болгова Ирина Викторовна, Якубенко Татьяна Маметовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (66) июль 2023 г.
Дата публикации: 17.06.2023
Статья просмотрена: 12 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, Т. Г. Конспект педагогического мероприятия с детьми разновозрастной группы (от 5 до 7 лет) по теме «Правила поведения на природе» / Т. Г. Кузнецова, И. В. Болгова, Т. М. Якубенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 7 (66). — С. 23-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/254/8466/ (дата обращения: 16.12.2024).
Возраст детей |
Дети 5–7 лет/разновозрастная группа общеразвивающей направленности |
Форма проведения ОД |
Игра-путешествие |
Приоритетные ОО |
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» |
Цель |
Закрепить умение оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе. |
Программные задачи |
ОО «Познавательное развитие»: —формировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, нацелить на выполнение некоторых мероприятий по оказанию помощи природе; —расширить знания о Красной Книге; —формировать умение правильно вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть её красоту и неповторимость. —ОО «Социально-коммуникативное развитие»: —воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение слушать, не перебивая взрослого и сверстников. ОО «Речевое развитие»: —активизировать и обогащать словарь детей; —развивать логическое мышление, внимание через игру, умение делать выводы, умозаключения |
Новые слова |
Надрезы, замазка |
Виды детской деятельности |
— игровая; — познавательно-исследовательская; — коммуникативная (беседа, диалог); — двигательная (передвижение по группе) |
Формы организации детской деятельности |
— совместная деятельность взрослого и детей; — самостоятельная деятельность детей. |
Ресурсы |
Технические средства: проектор, экран, ПК. Раздаточный материал: SOS-плакаты, карта ошибок Вини-Пуха, конверт с письмом, платочки; модели берез, знаков, растений, животных, птиц; замазка, магнитофон, Красная книга; клей, кисточки, ватман. Музыкальный репертуар/сопровождение: весенняя мелодия |
Ожидаемые результаты |
-имеет представление о том, как правильно вести себя в природе, бережно относиться к ней; —развит интерес к решению проблемных ситуаций |
Этапы ОД |
Деятельность педагога |
Деятельность ребёнка |
Планируемые результаты |
|
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Протяните мне ладошки, Я поглажу их немножко. Друг на друга посмотрите И улыбку подарите! Воспитатель: Дети, меня попросили передать вам письмо. Хотите узнать от кого оно? Тогда послушайте песенку в исполнении героя, который прислал вам письмо. Кто догадался, от кого письмо? (от Винни-Пуха). Правильно. Послушайте, что он пишет: «Я попал в беду! Вы знаете, как я люблю мёд? Конечно, знаете. Вот я и отправился в лес за мёдом, а по пути наделал много ошибок. За это Старичок — Лесовичок оставил меня в своём лесу. Я очень-очень хочу домой. Помогите мне». К письму приложена записка от Старичка — Лесовичка: «Если вы хотите выручить Винни-Пуха, помогите исправить ему все его ошибки. Я вам отправляю карту ошибок Винни-Пуха |
Дети выстраиваются в круг, протягивают ладошки, приветствуют педагога и друг друга, улыбаются. Слушают песенку. Ответы детей: от Винни-Пуха. Внимательно слушают. Рассматривают карту ошибок. Обсуждают проблему |
Настраиваются на работу, концентрируется внимание, формируется положительный настрой на совместную деятельность. Умеют высказывать свои догадки. Дети по музыкальному письму узнают сказочного героя |
II. Мотивационно-ориентировочный этап |
Дети, что же нам делать? Как вернуть Винни-Пуха домой? Как вы думаете? Дети: Надо помочь Вини-Пуху исправить все ошибки. Тогда он вернётся домой. Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо подумали и предложили верное решение, как выручить Винни-Пуха. Мне очень нравится ваше желание помочь Винни-Пуху и давайте посмотрим на карту ошибок и узнаем, какую первую ошибку совершил Винни-Пух. Показываю первую модель — ошибку: в круге рука с ножом, повреждающая кору дерева. Вы догадались, какую ошибку совершил Винни-Пух? Дети: Он сделал надрезы на коре деревьев; он ножом повредил кору дерева. Воспитатель: Известно, что ребята, да и некоторые взрослые, нередко вырезают на коре надписи, например свои имена или надпись — тут был я, делают разные отметины. Воспитатель: Как Вы считаете, можно ли делать надрезы на коре дерева? Почему нельзя? Кто может объяснить? Дети: Это очень вредит деревьям: через ранку вытекает сок — дерево может засохнуть, под кору могут попасть микробы, на месте повреждения могут вырасти грибы-трутовики, которые будут высасывать сок из дерева. Всё это является причиной заболевания деревьев и даже их гибели. Воспитатель: Вы правильно объяснили, почему нельзя срезать кору деревьев. Вы узнали, какую ошибку совершил Винни-Пух, а зачем он это сделал и на каких деревьях, сейчас узнаем от берёзки. Послушайте её жалобу. (Запись на магнитофоне). «Дорогие ребята! Уж я так вас ждала, так ветками качала, чтоб вы меня услышали. Винни-Пух приходил, сделал надрезы на моей коре и коре других берёзок, собирал сок. Набрал сок и ушёл, а ранку не замазал. Я боюсь, что вытечет весь сок, и мы вместе с подружками погибнем. Помогите нам. Ваша берёзка». Воспитатель: Что вы узнали от берёзки? Как вы думаете, можно ли собирать берёзовый сок? Кто думает по-другому? Воспитатель: Берёзовый сок, ребята, очень полезен, богат витаминами. Поэтому ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время, на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Берёза плачет кровавыми слезами». Мало кто знает из людей, что сок у берёзы можно брать, но очень осторожно. Сделать маленькую дырочку, набрать сока и заделать эту дырочку глиной, как нам делают укольчики: уколют, а потом ваткой, смоченной в спирте, прижгут, и кровь не течёт. Ранки на деревьях можно замазывать не только глиной, но и пластилином, замазкой, землёй, краской закрашивать |
Принимают задачи, ищут решения. Рассматривают модель и отвечают. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Внимательно слушают жалобу берёзки. Эмоционально сочувствуют, сопереживают |
Умеют логически мыслить. Знают правила поведения в природе. Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Сформирована положительная мотивация |
III. Практический этап |
А теперь, скажите, как мы с вами можем помочь берёзкам? (залечить ранки). Правильно! Конечно, залечить ранки. Старичок — Лесовичок передал нам специальную замазку. Посмотрите, как надо замазывать ранки: надо взять комочек замазки, приложить к ранке и разгладить пальцами. Вот ранка и залечена. Пожалуйста выходите, залечите ранки на берёзках. Дети замазывают ранки. Воспитатель: Посмотрите, как повеселели березки, и сок теперь у них ни капает (убираю капли) и благодаря вам они долго ещё будут радовать нас своей красотой |
Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (помогают, договариваются, распределяют действия в сотрудничестве). Замазывают ранки. |
Имеют представление о том, как помочь природе. Совершенствуется умение слушать и действовать одновременно. С удовольствием включаются в предложенную деятельность |
Динамическая пауза |
А сейчас приглашаю вас отдохнуть на берёзовой полянке. Русские люди всегда любили отдыхать под берёзками, водить хороводы. Подходите, берите платочки, становитесь вокруг берёзки друг за другом. Хоровод «Во поле берёза стояла». Воспитатель: Я думаю, что мы развеселили и порадовали берёзок, да и сами хорошо отдохнули. Теперь пора заняться дальнейшим спасением Винни-Пуха. Давайте посмотрим на карту ошибок и узнаем, какую ещё ошибку совершил Вини-Пух. Плакат с подснежником, посылающим сигнал SOS. Какой цветок вы видите на плакате? (подснежник). Посмотрите, подснежник посылает нам сигнал SOS. Кто знает, что он означает? Правильно сигнал SOS — это сигнал бедствия, его посылает тот, кто нуждается в помощи. Как вы думаете, почему подснежник просит помощи? (Вини-Пух их срывал, топтал). Воспитатель: Правильно, дети. Можно ли срывать цветы? Как вы считаете? Что происходит с сорванными цветами? (Они вянут). Молодцы, вы знаете, что нельзя срывать цветы, ими можно только любоваться, наблюдать, как пчёлы, бабочки собирают нектар, а для шмелей, мух цветок — домик для ночлега и зонтик во время дождя. Есть такое стихотворение: Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвём цветы, Опустеют все поляны И не будет красоты! Воспитатель: Дети, не только Вини-Пух, но и многие люди срывают первые весенние цветы и поэтому их остаётся всё меньше на земле. Чтобы они не исчезли, люди, любящие природу, создали Красную книгу. Посмотрите, вот она. Красный цвет выбран не случайно, красный цвет, как сигнал светофора, предупреждает людей, что животных, растений, птиц, насекомых, которые находятся в этой книге, осталось мало и их надо спасать. В этой книге страницы не белые, а цветные. Первые страницы красные. На них указаны растения и животные, которых осталось очень-очень мало на нашей планете Земля и их нужно спасать немедленно, без малейшего промедления. Следующие страницы в книге жёлтые. Жёлтые страницы напоминают нам о том, что этих природных объектов на земле много, но если их не беречь, то их станет мало. Дальше идут зелёные страницы. За тех, кто находится на зелёных страницах, можно порадоваться. Их много. Люди вовремя пришли им на помощь. А теперь давайте полистаем книгу и узнаем, на какой странице находится подснежник. (на красной странице) О чём это нам говорит? (Их на Земле очень мало.) Воспитатель: Дети, теперь давайте подумаем над тем, как помочь подснежникам и остальным цветам. Что мы можем сделать, чтобы не только вы, но и все окружающие знали, что нельзя рвать и топтать цветы? Правильно, можно и знаки расклеить, и объяснять людям, а Старичок — Лесовичок передал вам знаки, запрещающие рвать цветы, и предлагает вам приклеить их возле своего дома, тогда все люди, живущие рядом с вами, будут знать, что цветы рвать нельзя. Так вы поможете цветам. Дети, ещё в Красной книге есть белые страницы. Посмотрите, что вы видите на них? (Ничего). Но это неправильно. На них должны быть знаки с правилами поведения в природе. Я предлагаю вам наклеить эти знаки, они находятся на столах позади вас. Мальчики будут наклеивать знаки, на которых изображено то, чего нельзя делать в природе. Девочки приклеят знаки, на которых изображены действия, помогающие природе. Задание получено, выходите, выполняйте. Теперь эти страницы вставлю в Красную книгу, и благодаря вам, все будут знать правила поведения в природе. Посмотрите на карту ошибок. Все ошибки мы исправили. Я думаю, что Старичок-Лесовичок уже отпустил Винни-Пуха и он спешит к себе домой. Воспитатель: Перед вами волшебное полотно, на котором будут исполняться ваши желания. (Дети рассказывают по одной строке из стихотворения, а воспитатель выкладывает на ватмане). Мы хотим, чтоб птицы пели, Чтоб вокруг леса шумели, Чтобы были голубыми небеса, Чтобы речка серебрилась, Чтобы бабочка резвилась И была на ягодах роса! Мы хотим, чтоб солнце грело И берёза зеленела. И под ёлкой жил смешной колючий ёж. Чтобы белочка скакала, Чтобы летом лил весёлый звонкий дождь! Воспитатель: Дети, у вас замечательные, добрые желания и картина получилась красивая. Если у вас всегда будут такие желания, то планете Земля не грозит никакая опасность. Свои новые желания вы сможете сами дорисовать на этой картине |
Под р. н. мелодию с платочками в руках водят вокруг берёзки хоровод. Рассматривают плакат с подснежником. Ответы детей: Вини-Пух их срывал, топтал. Рассматривают Красную книгу. Дети делятся на две группы. Наклеивают знаки, на которых изображено то, чего нельзя делать в природе. Приклеивают знаки, на которых изображены действия, помогающие природе. Дети рассказывают по одной строке из стихотворения |
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта. Знают, что обозначают страницы Красной книги. Владеют элементарными экологическими знаниями. Имеют представление о том, какие действия вредят природе. Выполняют инструкцию. Развит познавательный интерес к природе |
IV. Рефлексивно-оценочный этап |
Интерактивная технология «Интервью» Воспитатель: Ребята, я сейчас буду журналистом и задам вам вопросы, (использует при этом микрофон). — О чем мы сегодня говорили? — Что вызвало у Вас интерес? — О чем вы расскажете своим родителям? Вы очень старались помочь Винни-Пуху, догадались, как исправить все его ошибки и выручили его из беды. Мне было очень приятно с вами работать, я вами очень горжусь, потому что вы проявили доброжелательность к Винни-Пуху, не оставили его в беде |
Активно участвуют в беседе. Высказывают свои предположения. |
Имеют представления, как правильно вести себя в природе. Умеют оказать помощь природе, бережно относятся к ней. Развиты коммуникативные навыки. Умеют полным предложением отвечать на поставленные вопросы, анализируют занятие |
Литература:
- Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л. В. Кокуева. — М.: АРКТИ, 2005. — 248 c.
- Машкова, С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5–7 лет на экологической тропе / С. В. Машкова, др.. — М.: Учитель, 2014. — 188 c.
- Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С. Н. Николаева. — М.: Мозаика-Синтез, 2013. — 120 c.