Формирование словаря антонимов и синонимов у детей с ОНР | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (20) март 2019 г.

Дата публикации: 13.02.2019

Статья просмотрена: 3610 раз

Библиографическое описание:

Богатырева, А. В. Формирование словаря антонимов и синонимов у детей с ОНР / А. В. Богатырева, М. А. Косткина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/3942/ (дата обращения: 16.12.2024).



Развитие речи — это очень сложный и многогранный процесс. Словарь ребенка развивается постепенно, в ходе знакомства с окружающим миром и речевого общения. По мере развития мышления, речи, лексика ребенка не только обогащается новыми словами, но и систематизируется. Слова в лексике не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей (А. Р. Лурия и другие авторы). У детей с ОНР прежде всего отмечается несформированность лексико-грамматической компетентности. Нарушение лексики проявляется:

− В ограничении объёма словаря;

− В резком расхождении объёма пассивного и активного словаря;

− Неточности употребления слов;

− Несформированности семантических полей;

− Трудности актуализации словаря.

Коррекционная работа по развитию лексики у детей с ОНР имеет много различных направлений, этапов с определенными основными задачами, хотя все эти этапы переплетаются, взаимодействуют. Но мы хотим остановиться на таком разделе программы, как формирование словаря антонимов и синонимов. Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объёма словаря, сформированности семантических полей, в которые включены данные слова, умение выделять в значении слова основной семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку. Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам, то детям с ОНР всегда затруднительно подбирать синонимические и антонимические пары.

Антонимы — это слова противоположные по значению. В работе с дошкольниками мы называем их слова-«неприятели». В работе над антонимами мы используем следующие игры и упражнения.

  1. Игра «Найди пару»

Рассмотри картинки, найди среди них парные, обозначающие противоположные предметы, явления, признаки, соедини их линиями.

Например:

высокая кастрюля — низкая кастрюля

полная чашка — пустая чашка

глубокая тарелка — мелкая тарелка

  1. Найди слова — «неприятели» в тексте стихотворений:

Ручейку говорила река:

— Ты узок, а я широка,

Ты мелок, а я глубока.

Об одном позабыла река –

Что она началась с ручейка.

В. Данько

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок — высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка — далеко.

А теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыпленок — тем, что очень

Велико и тяжело.

А котенку все равно:

Кислое — зачем оно?

— Что вы! — Шепчет червячок. –

Сладкий у него бочок.

Г. Сапгир

Скажу я слово: «Высоко!»

А ты ответишь: «Низко!»

Скажу я слово: «Далеко!»

А ты ответишь: «Близко!»

Скажу тебе я слово: «Трус!»

Ответишь ты: «Храбрец!»

Теперь «Начало» я скажу,

Ну, отвечай: «Конец!»

Д. Чиарди

  1. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Логопед называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок должен придумать и сказать слово, противоположенное по значению и бросить мяч обратно. Например:

Грязь — чистота,

Скука — веселье,

Добро — зло,

Радость — грусть

Трудный — легкий,

Аккуратный — неряшливый.

Робкий — смелый,

Полезный — вредный

Одеть — раздеть,

Смеяться — плакать,

Поднять — опустить,

Помогать — мешать.

  1. Игра «Назови лишнее слово»

Выбрать из трех слов два слова «неприятеля».

Друг — печаль — враг

Ночь — сутки — день

Радость — радостный — печаль

Тяжелый — длинный — легкий

Высокий — большой — низкий

Поднимать — опускать — брать

Давать — продавать — отдавать

  1. Игра «Закончи предложение»

Слон большой, а комар ….

Дерево высокое, а куст ….

Камень тяжелый, а пух ….

Дедушка старый, а внук ….

Буратино веселый, а Пьеро ….

Работать тяжело, а отдыхать ….

Днем светло, а ночью ….

Синонимы — это слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению.

Слова — «приятели» говорят об одном и том же, но по-другому.

Игры и задания:

  1. Игра «Подбери слова — «приятели».

Детям предлагается рассмотреть картинки и подобрать к ним слова-синонимы:

Собака (пес, псина)

Птичка (птаха, пичужка, пичуга)

Метель (вьюга, пурга, буран, ураган)

Солдат (воин, боец)

Врач (доктор, лекарь)

Дети (детвора, ребята, малыши)

По аналогии проводится игра без наглядной опоры.

Например: Придумать слова — «приятели» к данным словам

Хворостина — (прут)

Родина — (отечество, отчизна)

Холод — (мороз, стужа)

Страшный — (ужасный, чудовищный)

Печальный — (грустный, унылый, тоскливый)

Блестеть — (сиять, сверкать)

Сказать — (молвить, произнести)

  1. Игра «3–ий лишний»

Выбрать из трёх слов два слова — «приятеля».

Например:

Дом — улица — здание

Конь — собака — лошадь

Грустный — печальный — глубокий

Веселый — крепкий — прочный

Думать — ехать — соображать

Торопиться –спешить — ползти

  1. Игра «Найди слова — «приятели» в стихах»

Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

С. Маршак

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

И. Токмакова

Бураны, вьюги и метели –

Как много сними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они.

В. Берестов

  1. Игра «Закончи высказывания» — детям предлагается закончить предложения, используя слова-синонимы.

Например:

Слон сильный и … (мощный)

Песня весёлая и … (радостная)

Урожай обильный и … (богатый)

Туфелька маленькая и … (крохотная)

Благодаря использованию в своей речи синонимов и антонимов, высказывания детей становятся более яркими, выразительными и точными.

Литература:

  1. Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова «Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии)», С.-П. изд. Союз. 2001 г.;
  2. Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)», Спб, изд. Союз. 1999 г.;
  3. Н. В. Новоторцева «Развитие речи детей 3» Ярославль: «Академия развития», 1997 г.;
  4. Л. М. Козырева тетрадь для логопедических занятий «Слова — друзья и слова — неприятели» Ярославль: «Академия развития», 2001 г.;
  5. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Антонимы» картинный дидактический материал, Москва «Гном и Д», 2014 г.;
  6. Е. А. Нефедова, О. В. Узорова «готовимся к школе», Москва «Издательство АСТ», 2000 г.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, игра, ребенок, подбор антонимов.

Похожие статьи

Влияние синонимов и антонимов на развитие связной речи старших дошкольников

Об идеографическом словаре фразеологизмов для студентов национальных групп

Развитие грамматического строя речи дошкольников с ОНР на основе логоритмики

Семантическая дифференциация словарного состава на материале терминов генеалогического родства китайского и русского языков

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова для детей с ТНР

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи

Конспект индивидуального занятия в логопедической группе. Автоматизация и дифференциация звуков Р-Рь

Похожие статьи

Влияние синонимов и антонимов на развитие связной речи старших дошкольников

Об идеографическом словаре фразеологизмов для студентов национальных групп

Развитие грамматического строя речи дошкольников с ОНР на основе логоритмики

Семантическая дифференциация словарного состава на материале терминов генеалогического родства китайского и русского языков

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова для детей с ТНР

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи

Конспект индивидуального занятия в логопедической группе. Автоматизация и дифференциация звуков Р-Рь

Задать вопрос