Формирование словаря антонимов и синонимов у детей с ОНР
Авторы: Богатырева Алла Вячеславовна, Косткина Мария Александровна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (20) март 2019 г.
Дата публикации: 13.02.2019
Статья просмотрена: 3610 раз
Библиографическое описание:
Богатырева, А. В. Формирование словаря антонимов и синонимов у детей с ОНР / А. В. Богатырева, М. А. Косткина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/3942/ (дата обращения: 16.12.2024).
Развитие речи — это очень сложный и многогранный процесс. Словарь ребенка развивается постепенно, в ходе знакомства с окружающим миром и речевого общения. По мере развития мышления, речи, лексика ребенка не только обогащается новыми словами, но и систематизируется. Слова в лексике не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей (А. Р. Лурия и другие авторы). У детей с ОНР прежде всего отмечается несформированность лексико-грамматической компетентности. Нарушение лексики проявляется:
− В ограничении объёма словаря;
− В резком расхождении объёма пассивного и активного словаря;
− Неточности употребления слов;
− Несформированности семантических полей;
− Трудности актуализации словаря.
Коррекционная работа по развитию лексики у детей с ОНР имеет много различных направлений, этапов с определенными основными задачами, хотя все эти этапы переплетаются, взаимодействуют. Но мы хотим остановиться на таком разделе программы, как формирование словаря антонимов и синонимов. Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объёма словаря, сформированности семантических полей, в которые включены данные слова, умение выделять в значении слова основной семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку. Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам, то детям с ОНР всегда затруднительно подбирать синонимические и антонимические пары.
Антонимы — это слова противоположные по значению. В работе с дошкольниками мы называем их слова-«неприятели». В работе над антонимами мы используем следующие игры и упражнения.
- Игра «Найди пару»
Рассмотри картинки, найди среди них парные, обозначающие противоположные предметы, явления, признаки, соедини их линиями.
Например:
высокая кастрюля — низкая кастрюля
полная чашка — пустая чашка
глубокая тарелка — мелкая тарелка
- Найди слова — «неприятели» в тексте стихотворений:
Ручейку говорила река:
— Ты узок, а я широка,
Ты мелок, а я глубока.
Об одном позабыла река –
Что она началась с ручейка.
В. Данько
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок — высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка — далеко.
А теленок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыпленок — тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно:
Кислое — зачем оно?
— Что вы! — Шепчет червячок. –
Сладкий у него бочок.
Г. Сапгир
Скажу я слово: «Высоко!»
А ты ответишь: «Низко!»
Скажу я слово: «Далеко!»
А ты ответишь: «Близко!»
Скажу тебе я слово: «Трус!»
Ответишь ты: «Храбрец!»
Теперь «Начало» я скажу,
Ну, отвечай: «Конец!»
Д. Чиарди
- Игра с мячом «Скажи наоборот»
Логопед называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок должен придумать и сказать слово, противоположенное по значению и бросить мяч обратно. Например:
Грязь — чистота,
Скука — веселье,
Добро — зло,
Радость — грусть
Трудный — легкий,
Аккуратный — неряшливый.
Робкий — смелый,
Полезный — вредный
Одеть — раздеть,
Смеяться — плакать,
Поднять — опустить,
Помогать — мешать.
- Игра «Назови лишнее слово»
Выбрать из трех слов два слова «неприятеля».
Друг — печаль — враг
Ночь — сутки — день
Радость — радостный — печаль
Тяжелый — длинный — легкий
Высокий — большой — низкий
Поднимать — опускать — брать
Давать — продавать — отдавать
- Игра «Закончи предложение»
Слон большой, а комар ….
Дерево высокое, а куст ….
Камень тяжелый, а пух ….
Дедушка старый, а внук ….
Буратино веселый, а Пьеро ….
Работать тяжело, а отдыхать ….
Днем светло, а ночью ….
Синонимы — это слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению.
Слова — «приятели» говорят об одном и том же, но по-другому.
Игры и задания:
- Игра «Подбери слова — «приятели».
Детям предлагается рассмотреть картинки и подобрать к ним слова-синонимы:
Собака (пес, псина)
Птичка (птаха, пичужка, пичуга)
Метель (вьюга, пурга, буран, ураган)
Солдат (воин, боец)
Врач (доктор, лекарь)
Дети (детвора, ребята, малыши)
По аналогии проводится игра без наглядной опоры.
Например: Придумать слова — «приятели» к данным словам
Хворостина — (прут)
Родина — (отечество, отчизна)
Холод — (мороз, стужа)
Страшный — (ужасный, чудовищный)
Печальный — (грустный, унылый, тоскливый)
Блестеть — (сиять, сверкать)
Сказать — (молвить, произнести)
- Игра «3–ий лишний»
Выбрать из трёх слов два слова — «приятеля».
Например:
Дом — улица — здание
Конь — собака — лошадь
Грустный — печальный — глубокий
Веселый — крепкий — прочный
Думать — ехать — соображать
Торопиться –спешить — ползти
- Игра «Найди слова — «приятели» в стихах»
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
С. Маршак
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
И. Токмакова
Бураны, вьюги и метели –
Как много сними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они.
В. Берестов
- Игра «Закончи высказывания» — детям предлагается закончить предложения, используя слова-синонимы.
Например:
Слон сильный и … (мощный)
Песня весёлая и … (радостная)
Урожай обильный и … (богатый)
Туфелька маленькая и … (крохотная)
Благодаря использованию в своей речи синонимов и антонимов, высказывания детей становятся более яркими, выразительными и точными.
Литература:
- Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова «Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии)», С.-П. изд. Союз. 2001 г.;
- Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)», Спб, изд. Союз. 1999 г.;
- Н. В. Новоторцева «Развитие речи детей 3» Ярославль: «Академия развития», 1997 г.;
- Л. М. Козырева тетрадь для логопедических занятий «Слова — друзья и слова — неприятели» Ярославль: «Академия развития», 2001 г.;
- В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Антонимы» картинный дидактический материал, Москва «Гном и Д», 2014 г.;
- Е. А. Нефедова, О. В. Узорова «готовимся к школе», Москва «Издательство АСТ», 2000 г.