В статье представлено обследование уровня развития письменной речи младших школьников.
Ключевые слова : письменная речь, развитие письменной речи, младшие школьники, антонимы, учебные словари, словарь антонимов.
The article presents a survey of the level of development of the written language of younger schoolchildren.
Keywords: written speech, development of written speech, junior schoolchildren, antonyms, educational dictionaries, dictionary of antonyms.
Актуальность данной темы заключается в том, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — ФГОС НОО) требует, чтобы у младших школьников, проучившихся четыре года в начальных классах, были сформированы «позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека», «первоначальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета»; «умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» [7]. Поэтому развитие письменной речи — одна из важных и необходимых задач для уроков русского языка в начальной школе.
Чтобы успешно развивать речь детей в школе, нужно знать ее типические особенности т.е. своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения. Пути развития детской речи всегда привлекали внимание учёных, как психологов, так и методистов [1].
Особенности речи детей младшего школьного возраста впервые были подвергнуты исследованию в начале XX в. В. П. Вахтеровым, который установил количественные характеристики речи. Изучению детской речи посвящены исследования М.К Бакулиной (2014), М. М. Безруких (2009), Н. И. Бунакова (1953), В. А. Гражданцевой (2017) и др.
Основная цель всего русского языка начальной школы — формирование грамотных письменных речей у учащихся. На данный момент вопрос о формировании письменных речей остается открытым до настоящего времени.
В различной гуманитарной науке понятие «письменное слово» имеет некоторые отличные смыслы, зависящие от того, какой понятийный аппарат используется в его использовании. Психологическое значение письменной речи определяется как часть других эпистолярных, учебных, управленческих видов деятельности.
Психологическая сущность письменного речи является актуальной теоретической важностью, без которой невозможно глубокое изучение общей философии речи как деятельности коммуникации.
Научно-популярная литература о письменной речевой речи освещает ее психофизические механизмы, психофизиологию графического движения, развитие графического навыков и др.
Психологическое значение письменного обращения как особого рода речевой деятельности и формы взаимодействия между людьми оставалось почти вне внимания исследователей из-за того, что письменное обращение не поддерживает собеседника и обладает преимущественно контекстным характером.
Готовность овладеть письменной речью определяется не только уровнем устной речевой недостаточности, но состоянием психических и сенсационных процессов речи.
Целенаправленные, систематические коррекционные работы по развитию речи, ментальных и сенсационных компонентов, помогут своевременно и эффективно предотвратить нарушения чтения, письма у деток с особыми потребностями образования.
Формирование письменных речей младшего школьного возраста и формирование вообще речи опирается на потребность ребёнка в общении и желание делиться его мыслями, чувствами со своими собратьями. Круг общения человека с возрастом расширяется, а задачи становятся сложнее.
К моменту образования словарный запас ребёнка увеличивается так, что ему можно свободно объяснить своего товарища, родственника на любой тематике.
Словарь для ребенка начального класса состоит из значений, глаголов, местных имен, прилагательного, числительного и соединительного союза. Разговоры о детях часто связаны не с данными, которые прямо воспринимаются обстоятельствами, а с теми, которые являются непосредственно восприимчивыми обстоятельствами, а с тем, что было воспринято раньше или же рассказано родителями и учителями, другими детьми.
Н. В. Арефьева писала: «Русский язык — это путь к познанию, мышлению, развитию» [1]. Он несет в себе возможности творческого обогащения
На занятиях на русском и литературном языках дети получают новые знания, обучают развивать мысль и фантазию. Лексическое занятие на занятиях позволяет дать широкий шанс творческому творчеству студентов, развивать навыки, повысить интерес к познанию.
Одним ярким проявлением системных взаимоотношений лексики считается совокупное противопоставление по самой общей и более значительной для его значения семантической признаке. Эти слова называются лексическим антонимом. Соотносительным противопоставление называется потому, что в подобные отношения вступают лишь слова, которые находятся в одной и той же лексической и грамматической парадигме, которые обозначают логически совместимые понятия. В основу их сопоставления положен один и тот же общий признак.
Содержание понятия «антоним» в последнее время значительно дополняется. До недавних пор антонимы считались лишь словами, содержащими в своем смысле указание на качество.
Современные ученые считают антонимию и словами, принадлежащими к той же речи, которые обозначают различные чувства, поступки, состояния, оценки, пространство и время, т. е. все более укрепляются широкие представления о антонимии.
Н. И. Бунаков писал: «Антонимы — это слова с противоположным значением. Речь идет о предметах и явлениях одного рода, так что с точки зрения предметной отнесенности такие слова обнаруживают определенную близость, располагаясь в одной семантической сфере» [2].
Антонимы применяются для того, чтобы подчеркнуть полноту охвата изображения — нанизать антонимику пар. Антонимы используются в художественном произведении, в прессе как выражающее средство контрастирования. Чаще всего антонимы встречаются в составе антитез в стихотворных произведениях.
Если рассматривать психологические основы изучения антонимов, то следует отметить, что в детском возрасте незрелы познавательные процессы: мышление, внимание, память, восприятие.
Ценным дидактическим материалом для разнообразной работы с антонимами может служить «Словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова (М., 1978) и «Школьный словарь антонимов русского языка» (М., 1980) того же автора. В целях повышения уровня речи младшего школьного возраста важно, чтобы ребята как можно чаще запоминали антонимы. Работа учителя по обогащению словаря учащихся за счет его количественного увеличения антонимами может представлять собой следующие пути:
- При ознакомлении школьников с новыми словами не ограничивается одним только толкованием их лексических значений, там, где это возможно подкреплять лексический анализ подбором антонимов;
- При подборе антонимов к словам, известным учащимся, не останавливаться на том, что сделано учащимися, а дополнять, уточнять работу справками в словаре.
Литература:
- Арефьева Н.В. Русский язык 2012, — с. 391.
- Бунаков, Н. И. Родной язык как предмет изучения в начальной школе с трехгодичным курсом [Текст]: лекции, читан. на пед. курсах Моск. политехн. выст. в 1872 г. / Н. И. Бунаков. — М.: АПН РСФСР, 1953. — 412 с. 56
- Винокурова, О. С. К проблеме психологии письменной речи [Текст]: О. С. Винокурова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 67. — С. 362- 364.
- Вождаева, Е. О. Обучение письму и письменной речи в начальной школе [Текст]: Е. О. Вождаева // III Авдеевские чтения: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне / под ред. канд. пед. наук Ю. А. Шурыгиной. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. — C. 252–255.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. / под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 2: Проблемы общей психологии. — 504 с.
- Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017). — Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 31.10.2017).
- Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015). — Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.10.2017).