Цель — актуализировать знания детей о родном языке, особенностях речевой системы русского языка.
Задачи:
- Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам;
- Упражнять детей в образовании новых слов;
- Актуализировать у детей словарь синонимов, антонимов, многозначных слов;
- Обогащать речь детей пословицами о языке;
- Развивать языковое чутье на примере нахождения скрытого смысла во фразеологизмах;
- Через участие в досуге помочь детям раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогатить воспитанников новыми эмоциями, доставить удовольствие;
- Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (подготовительные к школе группы).
Оборудование: картинки-карточки, магнитная азбука, 2 магнитные доски.
Практическая значимость. Данное мероприятие помогает привлечь внимание дошкольников к родному языку, решать коррекционные и развивающие задачи.
Ведущий — учитель-логопед. Форма проведения — интеллектуальное соревнование между двумя командами, которое оценивает жюри. Оценка: за каждый правильный ответ каждой команде присуждается один балл, в случае неправильного ответа — ноль баллов, победившая команда выявляется путем простого подсчета баллов.
Ход логопедического досуга:
Приветствие:
Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка
Нету человека!
Мы поём им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку
Есть большое рвенье.
Каждый год 21 февраля в нашей стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. (Отвечают дети)
— А в какой стране мы живём? (В России)
— Как называют жителей нашей страны? (русские).
— Ребята, на каком языке мы с вами говорим? (на русском).
— Как вы думаете, почему он называется русским? (говорят на нем русские)
А на каком языке говорят:
украинцы — украинском;
белорусы — белорусском;
поляки — польском;
немцы — немецком.
Я предлагаю вам сегодня, ребята, посоревноваться в знании русского языка. Команды, представьтесь (по очереди называются). Начнем наше соревнование зарядкой для ума 1 конкурс «Разминка». Отвечать надо быстро. Задание каждому представителю команды.
Разминка для ума, вопросы 1-й команде:
- Закончи предложение то, что мы слышим и произносим, это… (звук)
- Назови последний звук в слове «дом» (М)
- Назови первый звук в слове «кино» (Кь)
- Назови первый весенний месяц (март)
- Какой сегодня день недели? (вторник)
- Сколько слогов в слове «пенал»? (2)
- Чем отличаются слова «мышка», «мишка»? (звуки «И», «Ы»)
- Назови гласный звук в слове «танк»? (А)
- Сколько весенних месяцев? (три)
- Сколько звуков в слове «снег» (4).
Разминка для ума, вопросы 2-й команде:
- Закончи предложение: то, что мы видим и пишем, это… (буква)
- Назови первый звук в слове «сани» (С)
- Назови последний звук в слове «день» (Нь)
- Сколько слогов в слове «мышь» (1)
- Назови последний зимний месяц? (февраль)
- Какой последний день недели? (воскресенье)
- Назови гласный звук в слове «дочь» (О)
- Чем отличаются слова «день», «тень»? (согласные звуки Дь и ТЬ)
- Сколько месяцев в году? (12)
- Сколько звуков в слове «волк» (4)
2 конкурс «Слова — друзья». Назови по-другому (по 4 слова каждой команде)
- Конура — будка (слайд 6)
- Врач — доктор (слайд 6)
- Школьник — ученик (слайд 7)
- Еда — пища (слайд 7)
- Грустный — печальный (слайд 8)
- Храбрый — смелый (слайд 8)
- Красивая — прекрасная (слайд 9)
- Трусливый — пугливый (слайд 9)
3 конкурс — «Замени букву».
Вызываются 2 команды к мольбертам. Перед ними слово: 5 слов ТОЧКА. Задание: прочитайте слово, замените первую букву в этом слове, чтобы получились новое слово, используя данный набор букв (Д, П, Б, М, К).
Слова: ДОЧКА, ПОЧКА, БОЧКА, МОЧКА, КОЧКА.
4 конкурс — Игра «Скажи наоборот»
Я буду говорить вам различные словосочетания, а вы скажите наоборот, то есть противоположное словосочетание по смыслу. ( Каждой команде называется пять словосочетаний).
- Большой дом — маленький дом.
- Широкий ремень — узкий ремень
- Толстый шарф — тонкий шарф
- Горячий чай — холодный чай/напиток/сок
- Длинный ремень — короткий ремень
- Высокий забор — низкий забор
- Громкий плач — тихий плач/звук
- Веселый ребенок — грустный ребенок
- Птицы летят далеко — птицы летят близко
- Идет вперед — идет назад
5 конкурс — «Многозначные слова».
Ребята, посмотрите, что изображено? Лук — растение и лук — оружие. Как называется слово, которое обозначает разные предметы? (многозначное слово).
Рис. 1 Многозначные слова
Задание: для вас на столах разложены картинки, встаньте в круг. Когда будет звучать музыка, вы бежите, как музыка заканчивается — берите картинку, найдите свою пару и объясните свой выбор, например, коса — прическа у девочки, коса — предмет, чтобы косить траву. Задание понятно? Тогда музыка!
6 конкурс — Конкурс капитанов.
Из каждой команды приглашается капитан. На 2 мольбертах написано по 1 слову. Задание: зачеркните одну букву в этом слове, и получится новое слово. На задание отводится ровно одна минута, время пошло (звук секундной стрелки часов).
Слова: КРОТ — РОТ, ГРОЗА — РОЗА.
7 конкурс — «Пословицы».
Велик и могуч наш русский язык. Много в нем пословиц и поговорок, в которых отражена мудрость русского народа. Давайте проверим, знаете ли вы русские пословицы о языке. Я начну, а вы договаривайте:
Язык до Киева …. (доведёт)
Ешь пирог с грибами, а … (а язык держи за зубами)
За словом в карман… (не полезет)
Языком не спеши, ….. (спеши делом/ а делом не ленись)
А теперь вы назовите пословицы о русском языке. Игра между командами, кто больше назовет пословиц.
8 конкурс «Фразеологизмы».
Ребята, в русском языке много выражений, когда мы говорим одно, а имеем в виду совершенно другое. Такие выражения называются фразеологизмы. Например, что означает, когда мы говорим: «Прикуси язык?» — замолчи, «Живут как кошка с собакой?» — ссорятся, «Как кот наплакал?» — мало.
Задание: посмотрите на картинку, послушайте стихотворение и ответьте, что означают выражения.
- «Бежать сломя голову» — очень-очень быстро
Рис. 2. Бежать сломя голову
- «Глаза разбежались» — про человека, который не может выбрать что-то одно из многого
Рис. 3. Глаза разбежались
- «Считать ворон» — бездельничать, смотреть по сторонам, отвлекаться
Рис. 4. Считать ворон
- «Наврать с три короба» — очень много говорить, пообещать, наврать
Рис. 5. Наврать с три короба
- «Намотать на ус» — запомнить то, что может пригодиться в будущем
Рис. 6. Намотать на ус
- «Все в руках горит» — у человека все получается легко, без особых усилий
Рис. 7. Все в руках горит
Итоги: ребята, вы показали сегодня хорошие знания о родном языке. Пока жюри подсчитывает баллы, давайте отдохнем (физкультминутка).
Литература:
- Шашкина Г.Р, Логопедическая работа с дошкольниками \Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Коноваленко В. В. Синонимы. Лексико-семантические тренинги для детей 6–9 лет. — М.: Издательство ГНОМ, 2016.
- Володина В. С. Альбом по развитию речи. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.
- Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2013.
- интернет-ресурс: http://idi-k-nam.ru/post387791704