Исследовательский проект по теме: «Слова-неприятели»
Автор: Кардаш Людмила Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 04.05.2016
Статья просмотрена: 65 раз
Библиографическое описание:
Кардаш, Л. И. Исследовательский проект по теме: «Слова-неприятели» / Л. И. Кардаш. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10477/ (дата обращения: 16.12.2024).
Продолжительность проекта: среднесрочный (4 недели).
Вид проекта: групповой, фронтальный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Актуальность
Развитие речи является основной задачей для дошкольников. Ведь скоро они пойдут в первый класс, и у них будет много предметов для изучения. Ребята не всегда понимают смысл тех или иных слов. Это касается и наших детей. Как научиться правильно и точно высказывать свои мысли? Какими знаниям надо обладать, чтобы не делать ошибок? Это вечные вопросы…
Однажды детям рассказали сказку. В одной волшебной стране у злого волшебника была картина, которую он никому никогда не показывал. Гномам — жителям этой страны- давно хотелось посмотреть на эту картину, и вот однажды они выкрали ее. Каждому хотелось посмотреть первому, они стали тянуть ее и порвали на несколько частей. Злой волшебник рассердился и наказал гномов. Он заколдовал волшебную страну, и из нее пропали все противоположности. В стране поселился мрак, после ночи не наступал день, все время дул только холодный ветер, от этого жители начали болеть и не выздоравливали. Все стали грустными и пели только грустные песни. Они стали ходить грязными и лохматыми. В садах деревья стали расти низкими, с кривыми стволами. Плоды на деревьях стали кислыми и горькими. Картина, конечно, очень грустная. А вот если в волшебную страну вернуть все слова с противоположным значением, здесь снова будет светить солнце. Теперь после зимы наступит лето, после дождей — солнечные дни, злые люди станут добрыми, грустные — веселыми. Стало очень интересно! Как слова могут влиять на смысл всего текста? Сначала определим то, что мы уже знаем по этому вопросу, а затем обратимся к различным источникам информации. Первый помощник — это книга и взрослые! С этого и начнём…
Цель:
– познакомиться с разнообразием слов родного языка;
– пополнить словарный запас с разнообразными смысловыми оттенками и правильным пониманием смыслового значения слов;
– научиться быстро и безошибочно подбирать похожее по смыслу слово, слова противоположного значения;
– учиться подбирать удачное и точное слово для выражения мысли;
– совершенствовать устную речь.
Задачи:
– познакомиться с некоторыми словами, которые имеют противоположное значение;
– найти в загадках, пословицах и поговорках слова с противоположным значением и выяснить их роль в этих произведениях фольклорного жанра;
– расширять и обогащать свой словарный запас.
Гипотеза
Слова с противоположным значением широко используются в фольклоре и литературе как средство противопоставления природных явлений, черт характера и тому подобное, делают нашу речь более яркой, выразительной.
Планируемый результат
Создание пособия (буклета) в помощь ребятам при ознакомлении слов с противоположным значением
Ход исследования:
Начальный этап
Чтение пословиц, поговорок, загадок, детских стихов и нахождение в них слов с противоположным значением.
Основной этап
- Подбираем слова спротивоположным значением
Рябина — лиственноедерево, ель — хвойное
Сосна высокая, осина — низкая
Ствол у кедра толстый, у рябины — тонкий
У ели хвоинки короткие, у сосны — длинные
Шишки у обыкновенной сосны маленькие, а у кедровой сосны — большие
Кора березы светлая, а кора лиственницы — темная
Листья осины широкие, а листья рябины — узкие
У одного дерева ствол прямой, а у другого — кривой.
- Ищем слова спротивоположным значением вдетских стихах
Вышел в поле храбрый рыцарь, Может он с любым сразиться, А трусливого зайчонка Напугает и девчонка. |
Вася птичкам сыплет крошки. Жору все боятся кошки – Он гоняет их метлой. Вася — добрый, Жора — злой! |
За высоким за забором Можно спрятать даже гору, А за низеньким, увы, Виден каждый пук травы |
Сел Мишутка на качели – Мышки легкие взлетели. Для забав подобных Мишка Что-то уж тяжелый слишком. |
- Употребление слов спротивоположным значением взагадках, пословицах ипоговорках
—Кадка стара, покрышка нова (лед)
—Два брата младших впереди, два брата старших позади, бегут, друг друга не догонят (колеса)
—Шкаф большой, дверцы маленькие, кладут белое, вынимают черное (дрова)
—Вишу высоко, падаю низко, снаружи горько, внутри сладко (орех)
— Худой мир лучше доброй ссоры
—Вшутку сказано, да всерьез задумано
—Ученье- свет, а неученье-тьма
—Глупый киснет, а умный все промыслит
—Добрая слава лежит, худая бежит
Заключительный этап
Презентация проекта
Выводы
Наша гипотеза подтвердилась: использование слов с противоположным значением в фольклоре и литературных произведениях позволяют сделать их выразительными, динамичными, емкими. Эти слова делают нашу речь более яркой.
Практическое применение проекта
Для ребят нашей группы мы разработали буклет, который поможет им узнать, что есть слова с противоположным значением.
Литература:
- Коноваленко С. В. Развитие мышления и памяти у детей с трех лет. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.
- Н. А. Лукина Программа развития и обучения дошкольника. Я учу антонимы. Веселые гномы. СПб Издательский дом «Нева». 2001 г.
- Автор открытого урока: Учитель-логопед Гурковская Татьяна Павловна МБОУ СОШ № 1 г. Новочеркасска.