Исследовательская работа «По образу и подобию Божьему…» (Клонирование: взгляд науки, литературы, православной церкви) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №2 (2) май 2015 г.

Дата публикации: 07.05.2015

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Коваленко, Е. А. Исследовательская работа «По образу и подобию Божьему…» (Клонирование: взгляд науки, литературы, православной церкви) / Е. А. Коваленко, М. В. Царегородцева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 2 (2). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/young/archive/2/97/ (дата обращения: 16.12.2024).

Стремление к клонированию направляет свои усилия против человеческого мира уникальных людей. Вместо этого она предлагает создать мир с бесконечным количеством зеркал, в которых единственным отражением будут они сами. Мир станет чужим, негостеприимным и нечеловеческим.

Дж. Боттум

 

Рождение человека будит в нас размышления о тайнах возникновения жизни. Неизменно удивление: как? Как это произошло? Сегодня мы столкнулись с тем, что человечеству предлагают использовать эту тайну вполне по-земному, прибегая к клонированию. Что это? Мистификация или величайшее открытие двадцатого столетия? Пожалуй, ни одно из достижений науки не вызвало в минувшем веке столь бурных дебатов, как клонирование. Возможность создавать человеческие копии фактически разделила мир на две части: тех, кто за, и тех, кто против.

В будущем я хочу стать врачом, поэтому решила изучить подробнее этот вопрос с разных точек зрения (науки, литературы, Православной Церкви) и сформулировать собственное отношение к проблеме клонирования. Это и есть цель моей работы. Особенно мне интересно отношение русских писателей к данной проблеме, поскольку духовный потенциал их произведений настолько велик, что отношение к сложному процессу клонирования, по-моему, будет неполным без их взгляда.

Данная цель определила следующие задачи. Вы их видите на экране. Я остановлюсь на самых важных из них: изучить научные работы, перечитать сатирическую повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце», проанализировать статьи священнослужителей, провести опрос среди учащихся 7–11 классов и опубликовать материалы исследования в СМИ. Для решения поставленных задач применялись разные методы: эмпирические; теоретические; статистические.

Необходимо отметить, что изучение литературы по проблемам исследования привело к таким выводам: материалов о клонировании, рассматривающих его с научной точки зрения, а также мнений священнослужителей Русской Православной Церкви — много, а вот критических статей о клонировании в произведениях русской литературы мы не нашли. Следовательно, новизна нашего исследования бесспорна.

Мы впервые попытаемся обобщить разные взгляды на одно из самых противоречивых достижений науки двадцатого века. Актуальным нам кажется обратиться именно к духовной стороне этого вопроса, поскольку православному человеку и вдумчивому читателю свойственно задумываться над мотивами действий и чувств других людей.

Итак, что же такое клонирование? В Википедии даётся следующее определение: это точное воспроизведение какого-либо объекта. Объекты, полученные в результате клонирования, называются клонами [8].

Изучив мнения учёных, можно сделать вывод о том, что у них нет единой точки зрения. Одни считают, что клонирование человека имеет громадные потенциальные преимущества. Возможности клонирования, говорят они, открывают новые перспективы для его медицинского применения. По убеждению же других, самым принципиальным ограничением клонирования является невозможность повторения сознания, а это значит, что речь не может идти о полной идентичности личностей, кроме того, есть возможность появления неполноценных людей.

В литературе многие авторы писали о клонировании. В данной работе мы остановились подробно на повести выдающегося писателя-классика Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», в котором раскрываются многие темы: в том числе, стремление к познанию окружающего мира и опасности непредвиденных результатов научных экспериментов, нравственной ответственности человека за совершенные поступки.

«Жрец» профессор Преображенский берет на себя миссию Бога: сотворение человека и уничтожение его за грехи [7, с. 179]. Он с целью омоложения, пересадив собаке Шарику гипофиз и семенники умершего Клима Чугункина, придаёт псу человеческий облик. Но, не являясь Всевышним, — обречен на неудачу, грозящую катастрофой.

М. А. Булгаков, рассказывая об этом, ведет читателя как к осознанию опасности подобных экспериментов, так и к пониманию того, что без стремления человека постичь тайны бытия жизнь невозможна. Но важно, чтобы любой экспериментатор отдавал себе отчет в том, что несет ответственность за последствия своего опыта, и был готов прежде всего морально, нравственно платить по счетам.

Русская Православная Церковь считает клонирование опасным экспериментом, который может вызвать глубокий нравственный кризис. Иногда приходится читать, что клонирование — вызов Творцу. Вряд ли. Это не более чем технология. И ее сложность как раз доказывает, что в нашем мире ничего случайно не происходит.

Известный православный блогер и миссионер священник Андрей Кураев так аргументировал позицию Русской Православной Церкви по отношению к клонированию: «Церковь опасается вмешательства в ту сферу, о которой известно еще слишком мало. К тому же, где гарантия, что из клонирования нельзя сделать «биологическую бомбу»? В-третьих, каковы будут взаимоотношения между людьми? Все ли согласятся признать клонов людьми?» [5].

В заключение хотелось бы отметить, что отношение Церкви к клонированию — это общечеловеческое отношение.

Интерес представляет также практическая часть нашего исследования. Опросив 57 учащихся 7–11 классов нашей школы, мы получили следующие данные: 94 % учащихся мало что знают о клонировании и хотели бы узнать больше; отрицательно к этой технологии относится 56 % школьников; 64 % учащихся не хотели бы иметь клона, но наряду с этим есть и настораживающая цифра: у 31 % ребят иное мнение; к большому сожалению, нужно отметить, что 58 % школьников не знают литературных произведений о «вновь созданных» людях.

Изучив эти положения, я сформулировала своё отношение к клонированию: может быть, это и новый этап в эволюции человека, но мне не хотелось бы, чтобы это стало массовым экспериментом. Согласна с Булгаковым и русскими священниками: клонирование — это опасные игры, и учёным придётся нести ответственность за свои поступки. Более того, считаю, что учёный-творец должен быть высоконравственным человеком, чтобы не допустить «чудовищных историй», не привести своим, пусть и гениальным, творением к неизбежной катастрофе.

 

Литература:

 

1.                  Биология [текст] — Москва: «Высшая школа», 1993. 394 с.

2.                  Булгаков М. А. Собачье сердце [текст] — М.: «Лениздат». 1989. 137 с.

3.                  Св. Иоанн Златоуст, Беседы о статуях, 1; Творения, т. 2, кн. 1 [текст] — Спб., 1896

4.                  Княжицкий А. «Концепция человека и мира в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» [текст] / «Русский язык и литература для школьников», № 2, 2014 г.

5.                  Кураев А. Отношение Православной Церкви к клонированию [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kuraev.ru

6.                  Монах Сергий (Недельский). Взгляд на клонирование с православной точки зрения. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.holy-transfiguration.org/ru/library_ru/sc_cloning_ru.html

7.                  Рыжкова Т. В. Путь к Булгакову. Книга для учителя [текст] — СПб., Глагол, 2000.

8.                  http://ru.wikipedia.org

Основные термины (генерируются автоматически): клонирование, Русская Православная Церковь.


Похожие статьи

Исследовательская работа на тему: «Свободный диктант как средство развития связной речи»

Открытый интегрированный урок по дисциплинам: История, Литература и Иностранный язык по теме: «Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в истории и литературе на примере жизни и творчества английского драматурга и поэта У. Шекспира»

Исследовательский проект по теме: «Слова-неприятели»

Исследовательская работа на тему «Аквагрунт для растений — польза или вред»

Исследовательская работа на тему: «Богатство природы — воздух»

Исследовательская работа «Секреты сыроварения»

Исследовательская работа «Лаборатория на кухне. Молоко»

Предварительное исследование по теме «Перевод научного текста в рамках художественного произведения (на примере романа Майкла Крайтона «Парк Юрского периода»)

Проблемы различия западного и восточного типов мировоззрения (по материалам работы К. Г. Юнга «Йога и Запад»)

Исследовательский проект: «Когда цветёт сакура…» (особенности японской поэзии)

Похожие статьи

Исследовательская работа на тему: «Свободный диктант как средство развития связной речи»

Открытый интегрированный урок по дисциплинам: История, Литература и Иностранный язык по теме: «Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в истории и литературе на примере жизни и творчества английского драматурга и поэта У. Шекспира»

Исследовательский проект по теме: «Слова-неприятели»

Исследовательская работа на тему «Аквагрунт для растений — польза или вред»

Исследовательская работа на тему: «Богатство природы — воздух»

Исследовательская работа «Секреты сыроварения»

Исследовательская работа «Лаборатория на кухне. Молоко»

Предварительное исследование по теме «Перевод научного текста в рамках художественного произведения (на примере романа Майкла Крайтона «Парк Юрского периода»)

Проблемы различия западного и восточного типов мировоззрения (по материалам работы К. Г. Юнга «Йога и Запад»)

Исследовательский проект: «Когда цветёт сакура…» (особенности японской поэзии)

Задать вопрос