Взаимосвязь орнаментальной композиции на ткани с факторами, определяющими проектный образ изделия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 11. Легкая промышленность

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы технических наук» (Краснодар, апрель 2020)

Дата публикации: 27.03.2020

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Прокопова, Е. В. Взаимосвязь орнаментальной композиции на ткани с факторами, определяющими проектный образ изделия / Е. В. Прокопова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы технических наук : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, апрель 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 23-27. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/367/15738/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье обосновываетсявзаимосвязь орнаментальной композиции на ткани с факторами, определяющими проектный образ изделия.

Ключевые слова: орнаментальная композиция на ткани,проектный образ изделия.

Достижение различного визуального восприятия внешнего вида швейных изделий, возможно за счёт применения средства композиционного разнообразия, которые не оказывают или оказывают незначительное влияние на технологию изготовления швейных изделий. К ним можно отнести орнаментальное решение материала, из которого выполняется модель. Орнаментированные поверхности обогащают композицию костюма, позволяют получить принципиально новые образные решения, в которых со всей полнотой раскрываются художественные качества рисунка. Орнаментальные композиции могут стать тем отправным моментом, который определит общее композиционное решение моделей одежды.

Орнаментальная композиция не только повышает декоративность, выразительность звучания модели, но и непосредственно взаимодействует с элементами композиции, особенно формой, характером поверхности и её членениями. Часто по линиям, образованным швами, происходит искажение рисунка в результате нарушения его целостности или изменения его направления. Иногда, наоборот, нарушается целостность декоративно-конструктивных линий под влиянием рисунка. Это вызывает трудности при изготовлении одежды. Рисунок может оказывать существенное влияние на материалоёмкость и трудоёмкость изделия. Поэтому следует учитывать факторы, характеризующие орнаментальную композицию (ОК) материала которые оказывают влияние на визуальное восприятие изделий и их новизну. К ним относятся: тематическое содержание мотивов орнаментальной композиции (принадлежность к определённому жанру);способ изобразительной подачи ОК; колористическое и тональное решение ОК; масштаб изобразительных элементов ОК; ритмическая организация мотивов в ОК; степень заполнения фона; расположение и направленность рисунка [3]. Данные факторы необходимо учитывать при проектировании одежды с использованием орнаментированных материалов, а именно на этапе предпроектного анализа (проектных исследованиях) проводимого на начальном этапе проектирования.

Выявляются и конкретизируются данные о желаемых функциях и назначении вещи, возрастном и размерно-ростовочном диапазоне, половом признаке потребителя. Предпроектные исследования включают анализ формы (структура изделия, композиционные, конструктивные, силуэтные и пластические решения), технологический анализ (способы изготовления изделия) [1]. Характер орнаментальной композиции влияет и находится в непосредственной взаимосвязи с вышеизложенными аспектами, а также оказывает влияние на иллюзорно-эмоциональное и стилевое решение моделей одежды. Модные тренды в области орнаментального оформления материалов обязательно следует учитывать при проектировании изделий.

Таким образом, к факторам, необходимым для проектирования одежды относятся: функциональное назначение, возрастная принадлежность, размерно-ростовочный диапазон, иллюзорно-эмоциональный, половой признак, стилевое решение, силуэтное решение, конструктивное решение, технологическое решение, соответствие рисунка на ткани требованиям моды.

В связи с этим была выявлена связь факторов, характеризующих орнаментированную ткань с факторами, определяющими проектный образ изделия (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь орнаментальной композиции на ткани с проектируемым швейным изделием

Следовательно, для успешного проектирования моделей одежды с использованием орнаментированных материалов необходимо устанавливать взаимосвязь орнаментальных композиций с факторами, определяющими проектный образ изделия.

Данная связь взаимная и обуславливается исходными факторами (рис.1) при создании модели. Т. е. проектирование может производиться на базе конкретных образцов орнаментированной ткани. В этом случае необходимо проанализировать орнаментальную композицию ткани (тематическое содержание мотивов орнаментальной композиции (принадлежность к определённому жанру);способ изобразительной подачи ОК; колористическое и тональное решение ОК; масштаб изобразительных элементов ОК; ритмическая организация мотивов в ОК; степень заполнения фона; расположение и направленность рисунка). Полученные данные помогут определить факторы, необходимые для создания проектного образа изделия.

Так же процесс проектирования может производиться с изначально обозначенными факторами, определяющими проектный образ изделия. Используя полученную взаимосвязь проектного образа с факторами, характеризующими орнаментальную композицию, можно конкретизировать факторы, характеризующие орнаментальную композицию материала для проектируемой модели. Удачно подобранная орнаментальная композиция на ткани, соответствующая обозначенным факторам проектного образа изделия, даёт возможность создания наиболее эстетически приемлемого образца швейного изделия.

Знание и использование взаимосвязи факторов, характеризующих орнаментальную композицию, с факторами, необходимыми для проектирования одежды, поможет организовать и облегчить работу дизайнера на первичном этапе проектирования модели.

Литература:

  1. Гусейнов, Г. М. Композиция костюма [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова. — М.: Академия, 2004. — 432 с.
  2. Прокопова, Е. В. Влияние кроя на качество одежды из орнаментированных материалов [Текст] / Е. В. Прокопова, Е. Л. Моськина // Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии: сб. матер. конф. / СПГУТД. — СПб., 2006. — С. 310–313.
  3. Прокопова, Е. В. Орнаментальная композиция как способ получения различного визуального восприятия моделей одежды [Текст] / Е. В. Прокопова // Актуальные вопросы технических наук: V Междунар. науч. конф.- СПб: Своё издательство,2019.- С.50–52
Основные термины (генерируются автоматически): орнаментальная композиция, проектный образ изделия, ОКА, проектирование одежды, заполнение фона, изобразительная подача ОК, изобразительный элемент ОК, ритмическая организация мотивов, тематическое содержание мотивов, тональное решение ОК.

Ключевые слова

орнаментальная композиция на ткани, проектный образ изделия

Похожие статьи

Орнаментальная композиция как способ получения различного...

К ним относятся: тематическое содержание мотивов орнаментальной композиции (ОК) (принадлежность к определённому жанру);способ изобразительной подачи ОК; колористическое и тональное решение (ОК); масштаб изобразительных элементов ОК...

Орнамент — один из древних видов искусства | Статья в журнале...

По изобразительным мотивам орнамент классифицируют на растительный, геометрический, анималистический, антропологический

Большое влияние на развитие орнаментального искусства оказал орнамент Древней Греции. Семантика изобразительных мотивов в...

Краткий исторический очерк развития орнамента | Молодой ученый

Характер орнаментальных мотивов. Мотиви орнаментальных композиций. Позднее орнамент становится все более декоративным, связь с изображением утрачивается, уменьшается значимость узоров... Семантика изобразительных мотивов в среднеазиатском...

Принципы композиционной организации флорального мотива...

Мотив, как первичная смысловая и художественная единица воплощался в орнаментальных

Основные орнаментальные элементы стиля ар деко представляли собой спиралевидные

Флоральные мотивы ар деко это, прежде всего, орнаментальное наполнение композиции...

Этнодизайнерская компонента в художественном...

В статье представлен метод художественного проектирования новой модели женской одежды с этнокомпонентами на основе ассоциативного формообразования. Разработано современные модели женской одежды путем комбинаторики модулей композиционно — конструктивного...

Использование инновационных технологий по предмету...

 поиск разных решений в эскизах: использование знаний разных типов композиции

Шрифт и орнамент соединялись в орнаментальные композиции.

А ритмическая согласованность иероглифического письма в Китае и Японии неизменно поражает воображение художника.

Проектирование одежды на основе средневекового костюма...

Проектирование моделей одежды на основе исторических прототипов является актуальной темой проектных

Результаты исследований исторического костюма востребованы в решении широкого

Оптимизация выполнения основных этапов проектирования изделий может быть...

Восприятие искусства и формирование предметного образа на...

В статье рассматривается предметный образ, формирование и восприятие искусства через элементы и мотивы казахских орнаментов.

Наши чувства реагируют, прежде всего, на чисто визуальные элементы — такие как линия, цвет, свет, композиция, структура и объем.

Систематизация случаев применения элементов исторического...

В одежде исторические мотивы проявляются в декоре, конструкции, колористике, проникают во

Под современной моделью одежды с элементами исторического кроя понимается такое

Для анализа практики применения элементов исторического кроя в современных изделиях...

Похожие статьи

Орнаментальная композиция как способ получения различного...

К ним относятся: тематическое содержание мотивов орнаментальной композиции (ОК) (принадлежность к определённому жанру);способ изобразительной подачи ОК; колористическое и тональное решение (ОК); масштаб изобразительных элементов ОК...

Орнамент — один из древних видов искусства | Статья в журнале...

По изобразительным мотивам орнамент классифицируют на растительный, геометрический, анималистический, антропологический

Большое влияние на развитие орнаментального искусства оказал орнамент Древней Греции. Семантика изобразительных мотивов в...

Краткий исторический очерк развития орнамента | Молодой ученый

Характер орнаментальных мотивов. Мотиви орнаментальных композиций. Позднее орнамент становится все более декоративным, связь с изображением утрачивается, уменьшается значимость узоров... Семантика изобразительных мотивов в среднеазиатском...

Принципы композиционной организации флорального мотива...

Мотив, как первичная смысловая и художественная единица воплощался в орнаментальных

Основные орнаментальные элементы стиля ар деко представляли собой спиралевидные

Флоральные мотивы ар деко это, прежде всего, орнаментальное наполнение композиции...

Этнодизайнерская компонента в художественном...

В статье представлен метод художественного проектирования новой модели женской одежды с этнокомпонентами на основе ассоциативного формообразования. Разработано современные модели женской одежды путем комбинаторики модулей композиционно — конструктивного...

Использование инновационных технологий по предмету...

 поиск разных решений в эскизах: использование знаний разных типов композиции

Шрифт и орнамент соединялись в орнаментальные композиции.

А ритмическая согласованность иероглифического письма в Китае и Японии неизменно поражает воображение художника.

Проектирование одежды на основе средневекового костюма...

Проектирование моделей одежды на основе исторических прототипов является актуальной темой проектных

Результаты исследований исторического костюма востребованы в решении широкого

Оптимизация выполнения основных этапов проектирования изделий может быть...

Восприятие искусства и формирование предметного образа на...

В статье рассматривается предметный образ, формирование и восприятие искусства через элементы и мотивы казахских орнаментов.

Наши чувства реагируют, прежде всего, на чисто визуальные элементы — такие как линия, цвет, свет, композиция, структура и объем.

Систематизация случаев применения элементов исторического...

В одежде исторические мотивы проявляются в декоре, конструкции, колористике, проникают во

Под современной моделью одежды с элементами исторического кроя понимается такое

Для анализа практики применения элементов исторического кроя в современных изделиях...