Авторы: Тимочко Катерина Романовна, Кулешова Светлана Геннадьевна

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 17.01.2014

Статья просмотрена: 1200 раз

Библиографическое описание:

Тимочко К. Р., Кулешова С. Г. Этнодизайнерская компонента в художественном проектировании формы современной женской легкой одежды // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 193-199.

В статье представлен метод художественного проектирования новой модели женской одежды с этнокомпонентами на основе ассоциативного формообразования. Разработано современные модели женской одежды путем комбинаторики модулей композиционно — конструктивного построения формы.

Ключевые слова: анализ, форма, трансформация, художественное проектирование, источник творчества, гармония.

Украинский народный костюм, как составляющая этно направления, часто вдохновляет не только отечественных, но и зарубежных дизайнеров. Этнический источник творчества объединяет логические формы, интересные композиционные, фактурные и орнаментальные решения. Использование этой информации способствует обогащению и художественному развитию новых моделей одежды с особым народным колоритом. Однако, создавая современные модели одежды, нельзя ограничиваться простой компиляцией, механической связью народных мотивов, строить эскизы только на интуитивном и ассоциативном впечатлении.

Итак, актуальной является задача исследования украинского народного костюма, как художественной системы, а также поиск путей его творческой трансформации в современные гармоничные модели одежды. Схему процесса формообразования костюма на основе национальных принципов представлено на рисунке 1 [1].

Рис. 1. Схема последовательности процесса формообразования костюма на основе национальных принципов

В процессе исследования решены следующие задачи:

-                   выполнен структурный анализ наиболее характерных элементов построения этно формы костюма Полесья, ее членений, пропорционального и ритмического построения;

-                   разработаны современные гармоничные модели женской одежды на основе принципов трансформации пространственной структуры формы.

Автору статьи предложили разработать модели женской праздничной одежды для летнего сезона в этно стиле, с целью внедрения в массовое производство для ТМ «Любисток».

ТМ «Любисток» основано в 2007 году. Продукция ТМ «Любисток» уже хорошо известна в Украине и далеко за ее пределами. Изделия ТМ «Любисток» органично сочетают в себе аутентичность украинского искусства вышивки и современные тенденции моды. Эта гармония по вкусу клиентам, среди которых большую часть составляет молодежь. Последовательность разработки новой модели женской одежды с этно компонентами выполнялась по следующим этапам (рис.2).

Рис. 2. Последовательность художественного проектирования новой модели женской одежды на основе принципов этнического формообразования

На основе проведенного анализа [1–8] определены главные принципы использования этнических форм в художественном проектировании новых моделей женской одежды:

-                   имитация формы национальной одежды в отдельных элементах современного костюма;

-                   аналогичность силуэтных решений и общей формы костюма этно формам;

-                   дизайн — проектирование с выявлением функциональности и образно — ассоциативной выразительности костюма.

Алгоритм художественно — проектной деятельности на основе ассоциативного формообразования с использованием этно аналогов, имеет четыре главных этапа:

1)      определение исходного элемента;

2)      построение структуры формы;

3)      пространственное преобразование исходных элементов;

4)      получение формообразующего ряда.

Путь трансформации творческого источника в конкретную форму костюма можно представить следующим образом: наличие исходной трансформы, ее дополнение и преобразование в новую трансформу [2].

Основной идеей методов, базирующихся на принципах теории трансформации, является разработка объектов новой формы или объектов с новыми, усовершенствованными свойствами, из некоторого числа исходных объектов, путем их последовательного преобразования. Процесс трансформации может быть представлен в виде схемы (рис. 3).

Рис. 3. Схема трансформации исходного объекта преобразования

Во всех моделях одежды, в качестве декора, ТМ «Любисток» использует эксклюзивный каталог тканых вышивок, состоящий из сорока трех образцов. Все образцы вышивки проанализированы, систематизированы с учетом композиционно — цветографического построения орнамента на группы, в соответствии с их сходством каждому историко-этнографическому региону Украины.

Для дальнейшей работы выбраны вышивки Полесского региона, а в качестве трансформы А, или этноаналога исследовано исторический женский костюм Полесья, таблица 1.

Полесский регион — центральный регион Украины, был мало подвержен влиянию других государств, поэтому лучше сохранил чистоту украинских традиций. К Полесскому региону относят территорию Волынской, Киевской, Черниговской областей.

Таблица 1

Графическое изображение декора и мест его расположения, характерного для женских рубашек Полесья

Образцы вышивок ТМ «Любисток»

Образец вышивки Полесья

Женские рубашки Полесья

Описание: DSC02889

Главные этапы трансформации этноформ в новую форму костюма определены следующим образом [2]:

-                   оценка внешней формы и функциональных особенностей этноформы;

-                   определение аналогий этноформы с проектируемой формой;

-                   сравнение общего контура и внутренних элементов этноформы с известными силуэтными формами и тектоническими структурами;

-                   определение общей силуэтной формы и тектонической построения проектируемого объекта.

Типовая форма трансформы А — костюма Полесья — рубашка, как плечевое изделие, обычно покрывала тело практически до щиколоток. Рубашка часто была единственным самостоятельным элементом одежды и выполняла функцию современного платья, подвязывалась поясом. Основное пропорционально — размерное построение, как рубашки, так и других составляющих комплекса костюма полностью подчиняется пропорциям человеческого тела, обеспечивает пропорциональную гармоничность.

Силуэтная форма рубашки — прямоугольная. Контуры одетой фигуры не выделяются, а наоборот, размер одежды визуально увеличивает фигуру. Однако, внутренняя форма рубашки не стихийная, расположение продольных и поперечных швов, отделка орнаментами пропорционально делит ее на части, создавая ритмы площадей и линий [3–8].

Творческий поиск композиции новой, модной и гармоничной формы легкой женской одежды рекомендуется начать с анализа пропорционально — ритмического построения костюма Полесья, таблица 2. Основой его является визуальный анализ. Хроматический или ахроматический эскиз народного костюма формально делится на зарисовки пропорционального строения и ритмики горизонтальных и вертикальных полос декора, фрагментов формы, цветных полос и пятен декора.

К основным внутренним членениям формы в украинском костюме принадлежит ритмическое членение вышитыми орнаментами. Дополнительная информация, которую несет орнамент, это цвет, символический смысл, методы отделки.

Таблица 2

Анализ пропорционально-ритмического построения костюма Полесья

Костюм Полесья

Пропорционально-ритмическое построение составляющих элементов костюма

Ритмическое построение декора костюма

Общее пропорционально-ритмическое построение

костюма

Образование современной модной формы на основе принципа прямого покроя обычно происходит в двух направлениях.

К первому относится копирование народной одежды по форме и покрою. Второй метод заключается в ассоциативном творчестве — использовании для построения новой формы наиболее характерных черт народной формы в целом или фрагментарно.

В работе предложены принципы трансформации пространственной структуры рубашки Полесья [2], которые наиболее соответствуют задачам получения новых вариантов формы с улучшенными функциональными и эстетическими характеристиками, рисунок 4, таблица 3.

Рис. 4. Принципы трансформации пространственной структуры национальной одежды

Таблица 3

Примеры построения формы на основе принципов трансформации

Модели — идеи современной женской одежды

Описание: Безымянный 5

Описание: Безымянный 7

Описание: Безымянный 6

Описание: Безымянный 3

Описание: Безымянный 4

Описание: Безымянный 2

Инверсия — зеркальная симметрия

Плюрализация. Ритмический и метрический повтор элементов

Замещение - вертикальное вытягивание по двум направлениям

Диагональное вытягивание по одному направлению

Сложное отражение относительно диагональных осей

Ритмический повтор элементов

В таблице 4 приведен анализ конструкции и элементов геометрического строения формы женской народной рубашки Полесья. Детали рубашки размещены в соответствии с осями координат. За оси координат принято линию середины переда и линию плечевого пояса. Базовыми формообразующим деталями конструкции женской рубашки являются переднее и заднее полотнища, рукав, вставка в рукава (ластовица). На переднем полотнище размещен нагрудный вырез, его не учитываем как отдельную деталь.

Основными элементами геометрического строения формы рубашки являются прямоугольник и трапеция, комбинирование которых позволяет получить разнообразные дополнительные формы. Название и внешний вид формы приведены в таблице 4.

Таблица 4

Элементы геометрического строения формы

Внешний вид и конструкция рубашки

Внешний вид геометрической формы детали изделия

Название геометрической фигуры

Название детали в народном изделии

Название детали для новой модели одежды

Внешний вид рубашки

прямоугольник с вертикальным удлинением

спинка и полочка

спинка

прямоугольник с горизонтальным удлинением

рукав

рукав

Конструкция рубашки

Описание: 1

прямоугольная трапеция

вставка в рукава (ластовица)

-

кривые второго порядка

горловина

горловина, пройма спинки и полочки, окат рукава, низ рукава

пятиугольник

-

полочка

Для создания новых композиционно-конструктивных решений использовано комбинаторный метод. Метод заключается в обнаружении базовых элементов (деталей), и их комбинаторному сочетанию и трансформации с целью получения новых конструктивных решений. Геометрические элементы, которые предполагается использовать при создании новой модели одежды, приведены в правом ряду таблицы 4.

Методом комбинаторики модулей композиционно — конструктивного строения женской рубашки Полесья, разработана новая модель современной женской одежды.

Развитие новой формы на участке плечевого пояса осуществлено путем модификации рукава — изменена его длина, способ соединения с проймой и его форму. Визуальная демонстрация этапов разработки новой модели приведена в таблице 5.

Таблица 5

Графическое изображение этапов разработки новой модели одежды методом комбинаторики

Совмещение конструкции новой модели и традиционной рубашки

Конструкция новой модели одежды

Пропорционально-ритмическое построение

Эскиз новой модели одежды

Фотография готовой модели одежды на манекенщице

Описание: 12

Описание: 10

Описание: Безымянный 2

Описание: -cj87W7lYGU (1)

Разработанная модель была положительно оценена на художественном совете предприятия и выпускается на ТМ «Любисток».

В украинском народном костюме присутствует комплекс композиционных и конструктивных решений, обеспечивающих его логическое построение, гармоничность, высокий художественный уровень. Поэтому, именно народный костюм, как источник творчества, позволяет увеличить современный ассортимент швейных изделий с органическим сочетанием их утилитарного и эстетического качества.

Использование комбинаторного метода сочетания модулей композиционно — конструктивного построения формы украинского народного костюма, обеспечит логическую трансформацию первоисточника при разработке современных моделей одежды.

Литература:

1.                  Пармон Ф. М. Композиция костюма. Учебник для вузов/ Ф. М. Пармон — М.: Легпромбытиздат, 1997–318с.

2.                  Петушкова Г. И. Проектирование костюма Текст.: учеб. для вузов / Г. И. Петушкова. М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 416 с.

3.                  Ніколаєва Т. О. Історія українського костюма [Текст] / Т. О. Ніколаєва З. О. Васіна [та інші]. — К.: Либiдь, 1996. — 176 с.

4.                  Лагода О. М. Ансамблевий комплекс українського традиційного вбрання як зразок протодизайну одягу // Вісник ХДАДМ. — Харків: ХДАДМ, 2006. — № 11. — С. 57–62.

5.                  Федина О. Український народний костюм і проблеми ансамблевості в сучасній практиці художнього моделювання одягу / Вісник Львівської академії мистецтв, вип. 10. — Л.: ЛАМ, 1999. — С. 245–249.

6.                  Кара-Васильєва Т. В. Українська сорочка: Альбом/Кара-Васильєва Т. В. — К.: Томіріс, 1994. — 32 с.

7.                  Кара-Васильєва Т. В. Українська народна вишивка/Т. В. Кара-Васильєва А. О. Заволокіна— Київ: Либідь, 1996.— 96 с.

8.                  Білан М. С. Український стрій: Навчальний посібник/М. С. Білан, Г. Г. Стельмащук.— Львів: Фенікс, 2000.— 325 с.

Основные термины (генерируются автоматически): женской одежды, модели женской одежды, новой модели женской, геометрического строения формы, ТМ «Любисток», модели одежды, процесса формообразования костюма, проектирования новой модели, женской одежды с этнокомпонентами, женской легкой одежды, строения формы женской, формы костюма Полесья, женской праздничной одежды, моделей женской одежды, строения формы рубашки, народного костюма, гармоничные модели одежды, современные модели женской, легкой женской одежды, художественного проектирования новой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос