Библиографическое описание:

Москвин А. Ю., Дубова Е. А. Проектирование одежды на основе средневекового костюма: анализ информационного и методического обеспечения [Текст] // Современные тенденции технических наук: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 54-57.



Статья посвящена анализу методического и информационного обеспечения современного процесса проектирования одежды на основе исторического костюма эпохи средневековья. Исследованы источники информации в области истории костюма, реконструкции одежды и современных методов проектирования. Выявлены недостаточность и разрозненность информационного обеспечения отдельных этапов проектирования и предложены перспективные направления разработок в данной области.

Ключевые слова: исторический костюм, костюм средневековья, проектирование одежды, оптимизация проектирования, методы проектирования

The article demonstrates results in analysis of writings on historical costume. The authors have examined the possibility to apply works on various topics in modern clothes designing based on medieval prototypes. Informational and methodological supply insufficiency is identified and perspective directions of research are determined.

Keywords: historical costume, medieval costume, clothing design, optimized design, design methods.

Анализ и интерпретация исторического профессионального наследия — актуальное направление современной инженерной деятельности. Проектирование моделей одежды на основе исторических прототипов является актуальной темой проектных работ и выполнения соответствующих научно-методических разработок. Результаты исследований исторического костюма востребованы в решении широкого спектра проектных задач: выполнении высокоточной реконструкции изделий для театра, кинопроцесса, музейного дела, военно-исторической реконструкции, разработке трехмерных моделей исторического костюма для виртуальных экспозиций, создании авторских моделей одежды. Одним из актуальных источников прототипов для современного проектирования является средневековье. Данный период отличается переходом от накладной одежды дороманского периода, конструкции которой выполнены на основе геометрических примитивов, к кроеным изделиям телоподобных форм.

Оптимизация выполнения основных этапов проектирования изделий может быть реализована за счет методического и информационного обеспечения, применимого с учетом разнородной специфики проектных задач. Для построения высокоточных чертежей одежды необходимы: анализ и обобщение исторических алгоритмов конструирования, применявшихся антропометрических данных и стандартов, свойств материалов, технологий изготовления. Для прогнозирования формы и виртуальной реконструкции исторических изделий требуется количественное описание пространственных форм одежды. Выполнение соответствующих разработок основывается на ретроспективном системном анализе форм и конструкций одежды различных периодов.

Выполнен анализ информационного и методического обеспечения процесса проектирования одежды на основе средневекового костюма. Целью исследования является: определение соответствия существующего методического и информационного обеспечения задачам и специфике процесса проектирования одежды на основе средневекового костюма. В качестве ассортимента выделена европейская мужская и женская светская плечевая одежда. Произведен критический анализ литературных источников и опубликованных результатов исследований. Количество исследованных источников составило 78 наименований по следующим категориям:

– история костюма;

– реконструкция одежды;

– современные методы проектирования одежды.

В рамках анализа литературы, посвященной различным аспектам истории костюма, рассмотрены работы таких авторов, как Н. М. Каминская [1], Е. В. Киреева [2], М. Н. Мерцалова [3], Е. О. Плеханова [4], Л. Роуланд-Уорн [5] и др. Значительный объем сведений о средневековом костюме представлен в работах «Manners, Custom and Dress During the Middle Ages and During the Renaissance Period», Paul Lacroix [6] и "The Ancient World (History of Costume and Fashion», автора Jane Bingham [7]. В данных источниках информации приведены закономерности развития форм одежды, причины их эволюционных изменений, актуальные для различных стилей материалы, декор, сведения о головных уборах, обуви, аксессуарах и т. п. В большинстве работ приведены подробные описания внешнего вида одежды, в отдельных источниках — богатый иллюстративный материал. Применение таких работ в информационном обеспечении процесса проектирования одежды возможно на этапе разработки эскизного проекта и в оценке результата проектирования. Однако, разрозненность информации затрудняет рациональное применение таких источников.

В научных работах по реконструкции [см. подробнее. 8; 9 и др.] представлена информация не только о внешнем виде и способах ношения одежды, но и все необходимые сведения для ее воспроизведения: чертежи изделий или алгоритмы макетирования, технологии изготовления, используемые приспособления, рекомендуемые материалы. Информативны работы, посвященные реконструкции одежды для театра. В серии работ К. В. Градовой [10; 11] представлены метод проектирования театрального костюма, применимый в разработке эскизного проекта, конструкции и технологии обработки изделий для конструкторско-технологической проработки изделий. М. Т. Кидд [12] в работе «Сценический костюм» приводит описания костюмов различных эпох в целом, декоративной отделки, рекомендуемые виды и расцветки материалов, также, для создания завершенных образов, приведены примеры головных уборов, причесок, обуви и аксессуаров. K. S. Holkeboer [13] предлагает иллюстративный материал, дополненный схематичными чертежами изделий и соответствующими пояснениями.

Исследованы работы, посвященные развитию и расширению возможностей современных методов проектирования. В реконструкции исторического костюма применимы отдельные элементы методов проектирования и анализа системы фигура-одежда, разработанные В. Е. Кузьмичевым [14], алгоритм анализа системы человек-одежда, предложенный А. Н. Таран [15], метод анализа одежды по фотоматериалам Л. Ю. Фефиловой [16] и ряд других современных разработок. В тоже время, в работах, посвященных современным методам проектирования, не раскрыт потенциал применения плоскостных и трехмерных систем автоматизированного проектирования (САПР), как «одевающих» (2d-3d), так и «развертывающих» (3d-2d), в разработке изделий на основе исторического костюма.

Сопоставление информации, представленной в проанализированных источниках с методическим и информационным обеспечением, необходимым для рационализации и повышения точности процесса проектирования одежды на основе средневекового костюма показало разрозненность и недостаточный объем данных, востребованных на этапе конструкторско-технологической подготовки производства. В исследованных работах не представлены формализованные алгоритмы построения чертежей, опирающиеся на совокупность размерных признаков фигуры и расчетные формулы, не описана или описана поверхностно взаимосвязь пространственной формы одежды и формы фигуры, что затрудняет прогнозирование формы изделий в процессе проектирования. Представленные способы получения чертежей на основе макетирования субъективны, обладают меньшей точностью по сравнению с расчетно-графическими методиками, трудно применимы в проектировании изделий в среде САПР.

На основе результатов анализа выявлены перспективные направления исследований в данной области, направленные на выполнение разработок, применимых в плоскостном (2d) и трехмерном (3d) проектировании исторического костюма:

– анализ чертежей изделий и систематизация конструктивных решений основных деталей и узлов;

– разработка формализованных алгоритмов построения чертежей с учетом отличительных особенностей конструктивных решений средневековых изделий с применением величин размерных признаков современных фигур;

– трехмерное моделирование средневекового костюма в среде «одевающих» (2d-3d) САПР с последующим определением величин параметров, характеризующих форму одежды во взаимосвязи с фигурой (величин проекционных прибавок).

Выполнение разработок в рамках указанных направлений обеспечит возможность применения 2d и 3d САПР в решении проектных задач, что оптимизирует и повышает точность процесса проектирования одежды, позволяет выполнять прогнозирование формы одежды и ее виртуальную экспозицию.

Выводы:

  1. Выполнен анализ методического и информационного обеспечения процесса проектирования одежды на основе костюма средневековья, определены возможности применения информации из различных источников для рационализации этапов проектных работ;
  2. Показана разрозненность информации и отсутствие данных, обеспечивающих оптимизацию конструкторско-технологической проработки изделий;
  3. Выявлены перспективные направления разработок, направленные на применение 2d и 3d САПР в проектировании и прогнозировании форм изделий.

Литература:

  1. Каминская Н. М. История костюма / Н. М. Каминская. — М.: Легкая индустрия, 1977. — 128 с. с ил.
  2. Киреева Е. В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века / Е. В. Киреева. — М.: Просвещение, 1970. — 166 с. с ил.
  3. Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов / М. Н. Мерцалова. –М.: Академия Моды, 1993. -545 с. с ил.
  4. Плеханова Е. О. История костюма. Стили и направления / Е. О. Плеханова. — М.: УдГУ, 2009. — 188 с. с ил
  5. Роуланд-Уорн Л. Костюм / Л. Роуланд-Уорн. — Дорлинг Киндерсли, 1999. — 47 с. с ил
  6. Lacroix P. Manners, Custom and Dress During the Middle Ages and During the Renaissance Period / P. Lacroix. — NonFiction, 2004. — 220 с. с ил.
  7. J. Bingham The Ancient World (History of Costume and Fashion volume 1) / J. Bingham. — Facts on File, 2005. -64 с. с ил.
  8. Embleton, G. Medieval military costume [Текст]: recreated in colour photographs / Gerry Embleton; ред. Martin Windrow. — Ramsbury: The Crowood Press, 2000. — 97 p.
  9. Thursfield, S. The medieval tailors assistant [Текст]: making common garments 1200–1500 / Sarah Thursfield. — Bedford: Ruth bean Publishers, 2001. — 244 p.
  10. Градова К. В. Театральный костюм. Женский костюм / К. В. Градова. — М.: Всероссийское театральное общество, 1976. — 316 с. с ил.
  11. Градова К. В. Театральный костюм — мужской костюм / К. В. Градова. — М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1987. — 351 с. с ил.
  12. Кидд М. Т. Сценический костюм / М. Т. Кидд. — СПБ.: АРТ-Родник, 2004. — 144 с. с ил.
  13. Holkeboer K. S. Patterns for theatrical costumes / K. S. Holkeboer. — L.A.: Drama Publishers, 1993. — 350 c.
  14. Кузьмичев, В. Е. Художественно-конструктивный анализ и проектирование системы «фигура — одежда»: учебное пособие / В. Е. Кузьмичев, Н. И. Ахмедулова, Л. П. Юдина. — Иваново: ИГТА, 2010. — 300с.
  15. Таран, А. Н. Формализация способа выполнения адаптационного анализа жеской одежды: дисс. … канд. техн. наук. — М., 2004. — 340 с.
  16. Фефилова, Л. Ю. Методика исторического анализа европейского костюма конца XIX — начала XX вв. по фотоматериалам Урала и Сибири: дисс. … канд. истор. наук. — Екатеринбург, 2007. — 281 с.
Основные термины (генерируются автоматически): процесса проектирования одежды, исторического костюма, основе средневекового костюма, основе исторического костюма, информационного обеспечения, истории костюма, методов проектирования, История костюма, обеспечения процесса проектирования, современных методов проектирования, реконструкции одежды, проектирования театрального костюма, of costume and, исторического костюма эпохи, and dress during, ages and during, custom and dress, этапов проектирования, форм одежды, реконструкции исторического костюма.

Ключевые слова

проектирование одежды, исторический костюм, костюм средневековья, оптимизация проектирования, методы проектирования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос