Автор: Картавая Мария Николаевна

Рубрика: Легкая промышленность

Опубликовано в Техника. Технологии. Инженерия №1 (3) январь 2017 г.

Дата публикации: 03.01.2017

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Картавая М. Н. Использование традиционных славянских орнаментов в отделке современного костюма с использованием термотрансферной печати // Техника. Технологии. Инженерия. — 2017. — №1. — С. 54-57. — URL https://moluch.ru/th/8/archive/46/1852/ (дата обращения: 25.02.2018).



В статье рассматривается актуальность этнического стиля, использование в отделке костюма традиционных славянских орнаментов, применение термотрансферной печати.

Ключевые слова: этнический стиль, славянский орнамент, графический редактор, термотрансферный метод печати

The article discusses the relevance of ethnic style, the use in the decoration of traditional costumes Slavic ornaments, the use of thermal transfer printing.

Интерес к этнической теме характерен для самых разных областей современной культуры: в ландшафтном дизайне, дизайне интерьера, музыке, возрождении ремесленного производства, и, конечно же, в одежде.

Этнический стиль завоевал ведущие позиции в мире моды, потому что является многообразным, ярким, естественным, самобытным. Последователи этого стиля, как правило, творческие личности, которые не боятся показать свою индивидуальность, поделиться своим настроением, при этом оставаясь в гармонии с окружающим миром и самим собой.

Ежегодно на модных подиумах представляются коллекции именитых дизайнеров, выполненные с использованием этнических мотивов.

Этнические идеи проявляются в дизайне костюма по нескольким направлениям: интерес к «этно» в контексте экологического мышления (Ямомото, Дарья Разумихина); развитие этнического стиля как краски индивидуальности в образе (Вествуд, Джон Гальяно, Валентино); как часть сказки (Валентино, Прада); поиск в этнических формах эргономической составляющей (Вячеслав Зайцев, Кензо) [1].

Славянский стиль неизменно остается одним из самых популярных в этническом направлении одежды. Славянский стиль ассоциируется с орнаментами, так как одежда наших предков была украшена вышивкой, которая имела не столько эстетическую роль в виде украшения, сколько служила оберегом. Славянский орнамент — это не бессмысленные замысловатые элементы. Это язык тысячелетий, особая знаковая система, где каждый элемент: ромб, круг или завиток имеет своё значение. Охранным узором вышивали ворот, манжеты, подол, вырез горловины [2].

В настоящее время народная одежда жива как объект изучения учёных и музейных работников, в качестве сценического костюма фольклорных коллективов и как источник вдохновения для кутюрье. В гардеробе современного человека редко встречаются предметы одежды народного костюма и вещи с элементами народного костюма. Поэтому важно сохранять традиции и переносить их на современную одежду [3].

Мотивы и ритмы орнаментальных узоров как ассоциативный источник находят отклик в творчестве модельеров. Чаще всего в отделке костюма используется геометрический орнамент, вышитый швом «крест». Орнаменты славянских вышивок состоят из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. У славян самыми распространёнными символами являлись крест, как символ солнца, треугольник, который ассоциируется с человеком, ромб — гармония с природой, круг — символ солнечной энергии.

Наряду с традиционными способами отделки костюма дизайнеры применяют инновационные методы. Например, российский дизайнер Алёна Ахмадуллина в коллекции на 2017 год, разработанной на основе творческого источника- сказки «Три царевны подземного царства», применила цифровую печать принтов. Их основой стала старинная русская техника плетения жемчугом и ремесло золотого шитья [4].

Печать на ткани — тренд сегодняшнего дня, поэтому такой способ отделки изделия считается инновационным.

Так как этнический стиль актуален в настоящее время, разрабатывается авторская коллекция «Шёпот из глубины веков» на основе использования славянских орнаментов в качестве творческого источника (рис. 1).

C:\Мои документы\4 курс\Курсовая Дизайн костюма\Статья\20161222_230730.jpg

Рис. 1. Эскиз изготавливаемой модели платья

При изготовлении платья применён термотрансферный метод печати на ткани. Термотрансфер или термоперенос — это технология нанесения изображения на ткань со специальной трансферной бумаги при помощи термопресса.

Первым этапом рассматриваемой технологии является печать оригинала на трансферной бумаге. Рисунок для печати орнамента создаётся в графическом редакторе. Напечатать изображение можно при помощи лазерного или струйного принтера. Второй этап технологии: вырезание рисунка. Третий этап: перенос рисунка на текстиль с помощью термопресса. Рисунок накладывается изображением вниз на обрабатываемое изделие, которое помещается в термопресс. Оптимальная температура — 160–180 градусов. Термопресс обеспечивает плотный прижим по всей поверхности переноса. Время переноса изображения — от 5 до 20 секунд [5].

Для отделки спинки создан узор, в котором использованы ромбы, а также алатырь — восьмивершинная звезда, которая означает движение вперед и развитие. Для отделки выбран красный и чёрный цвет.

В графическом векторном редакторе Corel DRAW было создано два варианта орнамента для отделки спинки. В одном из них есть ограничения для каждой клеточки рисунка, а в другом — нет. Оба варианты для сравнения были напечатаны на выбранном материале, фотографии представлены на рисунке 2.

C:\Мои документы\4 курс\Курсовая Дизайн костюма\Статья\2016-12-22 11.02.20.jpg

Рис. 2. Варианты орнамента для отделки спинки

Первый получился более графичным, четким, но выбран второй вариант, так как в нем рисунок выглядит ярче.

Термотрансферным методом печати нанесено изображение орнамента на спинку платья разрабатываемой коллекции одежды в этническом стиле «Шёпот из глубины веков». Фотография изготовленной модели платья представлена на рисунке 3.

Описанная технология позволяет создавать интересные и необычные изделия. Нанесение славянского орнамента термотрансферным методом печати — это современная интерпретация традиционного этнического направления.

C:\Мои документы\4 курс\Курсовая Дизайн костюма\Статья\5.jpg

Рис.3. Изготовленная модель платья

Литература:

  1. Демшина А. Ю. Этнотенденции в пространстве современной моды / А. Ю. Демшина // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства. –2011. — № 1. — с.161–164.
  2. О славянских вышитых оберегах [электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.perunica.ru/vsako/6789-o-slavyanskih-vyshivanyh-oberegah.html(дата обращения 06.10.2016)
  3. Обзорные лекции по проектированию [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1666687/page:2/(дата обращения 08.10.2016)
  4. Сказочный лукбук Alena Akhmadullina, весна лето 2017 [электронный ресурс] / Режим доступа:https://www.buro247.ru/fashion/fashionshows/alena-akhmadullina-spring-summer-2017.html (дата обращения 14.11.2016)
  5. Термотрансферная технология нанесения изображения на футболки и её практическое применение [электронный ресурс] / Режим доступа:http://pro-printer.org/index.php/print-type/print-t-shirt/77-termotransfer(дата обращения 12.12.2016 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): славянских орнаментов, традиционных славянских орнаментов, отделке костюма, отделки спинки, термотрансферный метод печати, народного костюма, костюма традиционных славянских, отделке современного костюма, способами отделки костюма, этнический стиль, Славянский стиль, этнического стиля, элементами народного костюма, одежды народного костюма, сценического костюма фольклорных, модели платья, термотрансферной печати, дизайне костюма, использования славянских орнаментов, печати орнамента.

Ключевые слова

этнический стиль, славянский орнамент, графический редактор, термотрансферный метод печати

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос