Орнаментальная композиция как способ получения различного визуального восприятия моделей одежды | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Прокопова Е. В. Орнаментальная композиция как способ получения различного визуального восприятия моделей одежды [Текст] // Актуальные вопросы технических наук: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 50-53. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/324/14816/ (дата обращения: 18.10.2019).



Насыщение ассортимента происходит в основном из-за изменения внешнего вида выпускаемых изделий, например за счёт конструктивных изменений, которые оказывают влияние на технологию их изготовления, что вызывает дополнительные затраты. Достижение различного визуального восприятия внешнего вида швейных изделий, возможно и за счёт применения средства композиционного разнообразия, которые не оказывают или оказывают незначительное влияние на технологию изготовления швейных изделий. К ним относятся: цвет, орнаментальная композиция, фактура, структура материала из которого выполняется модель, а также комбинирование разных (по цвету, рисунку, фактуре и структуре) материалов на базе одной модели.

На изменение внешнего вида моделей одежды и на их различное визуальное восприятие непосредственно оказывает влияние применение различно решённых орнаментированных тканей. Ткань с орнаментированным рисунком обогащает композицию костюма, позволяет получить принципиально новые образные решения, в которых со всей полнотой раскрываются художественные качества рисунка. Следует отметить, что чем активнее, декоративнее рисунок, тем большее значение он имеет в композиции костюма. Орнаментальная композиция ткани благодаря усилению её декоративных качеств может стать тем отправным моментом, который определит общее композиционное решение.

Работая с изделиями, выполненными из орнаментированных материалов, ошибочно предполагать, что любая замена орнаментированной ткани на другую создаст новизну изделия и не отразится на восприятии её формы, конструктивном и технологическом решении, декоративном оформлении. В связи с этим отмечены факторы, которые необходимо учитывать при подборе орнаментированной ткани для получения новизны восприятия изделий и её взаимодействия с другими элементами композиции, особенно формой, характером поверхности и её членениями. К ним относятся: тематическое содержание мотивов орнаментальной композиции (ОК) (принадлежность к определённому жанру);способ изобразительной подачи ОК; колористическое и тональное решение (ОК); масштаб изобразительных элементов ОК; ритмическая организация мотивов в ОК; степень заполнения фона; расположение и направленность рисунка.

Данные факторы находятся в прямой зависимости от физических свойств, структуры и фактуры материала. Исследование орнаментированной ткани, на возможность её применения для изготовления единичной модели или серии моделей одежды, необходимо производить, учитывая все вышеизложенные факторы в совокупности. Каждый фактор является неотъемлемой частью в процессе оптимального выбора орнаментированной ткани для определённой конструктивно решённой модели или непосредственно оказывает влияние на конструктивно-технологическое и декоративное решение моделей. Правильный выбор орнаментированной ткани является ответственной и важной частью в процессе получения экономичной, качественной, функциональной и эстетически приемлемой модели женской одежды.

Остановимся на тех факторах, характеризующих орнаментальную композицию которые могут влиять на конструктивное решение моделей и на крой — это степень заполнения фона и расположение и направленность рисунка.

Степень заполнения фона — это пропорциональное соотношение площадей, занятых фоном и узором [2, стр. 264]. Изготовление швейных изделий находится в непосредственной взаимосвязи с характером орнаментальной композиции (ОК) на ткани. На рисунке 1 показаны схематические изображения сетчато-раппортных ОК (они чаще используются для рисунка тканей), рассматриваемые с точки зрения заполнения фона орнаментальными мотивами.

ооооооооо

Рис. 1. Схематичное изображение заполнения фона ткани мотивами орнамента

Рассмотрим варианты заполнения.

1 — ОК состоит из крупных по величине мотивов, расположенных на больших интервалах друг от друга, т. е. малая степень заполнения фона. Мотивы орнамента воспринимаются единично, обособленно друг от друга. Мотив представляет собой самостоятельную, завершённую композицию. В данной ОК важны содержание и форма мотива, и цветовое решение фона.

2 — ОК состоит из малых по величине мотивов, расположенных на больших интервалах друг от друга, первостепенен фон. Чередующиеся мотивы занимают второстепенное значение в восприятии ткани;

3 — ОК состоит из крупных по величине мотивов, расположенных на небольших интервалах друг от друга. Достаточно плотная степень заполнения фона рисунком. В связи с этим в данных ОК больше внимания уделяется анализу мотивов орнамента, их содержанию, пластическому и колористическому решению;

4ОК состоит из небольших по величине мотивов, расположенных на небольших интервалах друг от друга. Такое заполнение фона придаёт ткани пестроту (при этом большую роль играет колористическое и тональное решение фона и мотива орнамента);

5ОК состоит из крупных по величине мотивов. Они между собой взаимосвязаны, близко примыкают друг к другу, фон «проглядывает» лишь отдельными участками. Малое количество фона уменьшает читаемость и выразительность элементов орнамента, они воспринимаются не отдельно, а в совокупности с рядом расположенными мотивами. Фон в данных ОК второстепенен. Основное внимание уделяется пластическому, колористическому и тональному решению мотивов.

6ОК состоит из небольших мотивов, расположенных без интервалов или на малых интервалах. ОК не считывается даже с небольшого расстояния. В данном случае главное не содержательный аспект орнамента, а его колористическое, тональное и пластическое решение.

Следует отметить, что размер одежды, а также размер конструктивных, функциональных, декоративных деталей и элементов, оказывают влияние на выбор ткани с точки зрения степени заполнения фона ткани орнаментальными мотивами. Например, для не больших декоративных элементов как рюш, волан орнаментальная композиция, состоящая из крупных мотивов, расположенных на значительных интервалах друг от друга, теряет свой содержательный смысл. На восприятие будет оказывать влияние лишь цветовое и тональное решение ткани. К наиболее универсальным орнаментированным тканям можно причислить ткани, у которых ОК состоит из небольших по величине мотивов, расположенных рядом друг с другом или на небольших интервалах.

Степень заполнения фона зависит и от графических элементов (точка, линия, пятно) с помощью которых создаётся раппорт орнамента. Используя разные графические элементы можно добиться различного восприятия орнаментированной ткани. Она может восприниматься лёгкой, тяжёлой, монументальной, нежной и т. д.

Расположение и направленность рисунка.

Расположение рисунка на ткани может быть различным. Наиболее встречающееся — это монотонное, метрическое расположение мотивов на поле орнамента. Существует купонный рисунок. В нём важно учитывать ритм, масштаб и пропорции рисунка по отношению к глади плоскости. Пропорции купонного узора необходимо соотнести с фигурой человека.

Рисунок на ткани может представлять собой «монокомпозицию», в котором отсутствует повторяемость и закономерное метрическое чередование мотивов [1,стр.149]. Монокомпозиция может создаваться единично, например, в технике «батик», что не приемлемо для массового производства одежды. С монокомпозицией выпускаются ткани, где единичный мотив повторяется по всей их длине, с определённым интервалом. Он может располагаться в центре или быть смещённым к одной из сторон текстильного полотна. При проектировании из данной ткани конкретно указывается месторасположение монокомпозиции на изделии. Работа с такими тканями более трудоёмкая. Расход ткани менее экономичный.

Направленность рисунка в первую очередь влияет на конструктивное решение моделей, на крой, который усложняется, если текстильный рисунок имеет одностороннюю направленность. Использование таких тканей в массовом производстве одежды ограничены, так как необходимость раскладки парных симметричных деталей в одном направлении снижает экономичность раскроя, а также затрудняет подгонку рисунка по линии швов [1, стр. 147].

Таким образом с помощью использования разнообразных орнаменентированных материалов можно достичь различного визуального восприятия внешнего вида швейных изделий. При этом выбирая ту или иную орнаментальную композицию, следует помнить не только о её декоративности, но и о её взаимодействии с другими элементами композиции, особенно формой, характером поверхности и его членениями. Часто по линиям, образованным швами, происходит искажение рисунка в результате нарушения его целостности или изменения его направления. Иногда, наоборот, нарушается целостность декоративно-конструктивных линий под влиянием рисунка, а ткани с высокой степенью заполнения фона делают эти линии малозаметными. Это вызывает трудности при изготовлении одежды. Рисунок в отличие от цвета может оказывать существенное влияние на материалоёмкость и трудоёмкость изделия [3, 4, 5].

Литература:

  1. Бердник, Т. О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики [Текст] / Т. О. Бердник. — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 320 с.
  2. Гусейнов, Г. М. Композиция костюма [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова. — М.: Академия, 2004. — 432 с.
  3. Прокопова, Е. В. Достижение новизны моделей — главный фактор насыщения ассортимента [Текст] / Е. В. Прокопова // Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии: сб. матер. конф. / СПГУТД. — СПб., 2003. — С. 204–206.
  4. Прокопова, Е. В. Влияние кроя на качество одежды из орнаментированных материалов [Текст] / Е. В. Прокопова, Е. Л. Моськина // Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии: сб. матер. конф. / СПГУТД. — СПб., 2006. — С. 310–313.
  5. Шершнёва, Л. П. Проектирование и производство женского платья [Текст] / Л. П. Шершнёва, А. П. Рогова. — М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ОКА, заполнение фона, орнаментированная ткань, орнаментальная композиция, величина мотивов, друг, направленность рисунка, ткань, внешний вид, различное визуальное восприятие.

Похожие статьи

Орнамент — один из древних видов искусства | Статья в журнале...

Даётся характеристика видам орнаментального декора и его использования. Орнамент (от лат.

Исполняемый средствами живописи, рисунка, скульптуры или вышивки. Орнамент — это особая область искусства которая интересна по своему историческому происхождению и...

Краткий исторический очерк развития орнамента | Молодой ученый

Зрительное равновесие орнаментальной композиции осуществляется по принципу

Выполняют такие орнаменты обычно из двух пород древесины — для фона и рисунка

Композиция орнамента должна подчеркивать форму украшаемой поверхности, при этом...

Роль композиции и цвета в холодном батике | Статья в журнале...

Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, который, в свою

Этот вид прикладного искусства имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до

Цвета не должны «спорить» друг с другом и с фоном, их пропорции должны быть выверены.

Значение национальных узоров, применяемых в золотошвейном...

Взаимодействие мотивов различного происхождения приводит иной раз к утрате особенностей первоначальных растительных форм вместе с их наименованием. Широко распространенный в орнаментике скотоводческих племен Средней Азии мотив бараньего рога- «тагаляк»...

Восприятие искусства и формирование предметного образа на...

Путь к пониманию искусства начинается с восприятия его внешней формы. Наши чувства реагируют, прежде всего, на чисто визуальные элементы — такие как линия, цвет, свет, композиция, структура и объем. Эти элементы присутствуют в любом произведении искусства...

К вопросу о влиянии свойств текстильных материалов на...

Оптические свойства ткани зависят от их способности менять поток падающего света, в связи с чем происходит визуальное восприятие сминаемости, геометрического вида изделия и пр. основными характеристиками оптических свойств ткани являются блеск, прозрачность, колорит...

Коррекция индивидуальной цветовой палитры с помощью...

Цвет является центральным компонентом визуального восприятия. Каждый человек имеет собственное мнение о цветовой гамме и отдаёт предпочтение каким-то своим любимым цветам. Цвет влияет на людей гораздо сильнее, чем они это осознают.

Психология дизайна рекламы и средств её распространения

Различные рекламные средства, будь то телевизионный видеоролик, уличный рекламный

Фотографии больше привлекают внимание и больше нравятся читателям, чем рисунок.

Цвет становится важным элементом общего решения внешнего вида вещи и ее рекламного образа.

Симметрийные преобразования как формообразующий фактор...

Гармоничное восприятие действительности, созданной человеком, обусловлено как личностными качествами индивида, так и внешними характеристиками объектов, одной из которых является композиционная целостность графического модуля.

Похожие статьи

Орнамент — один из древних видов искусства | Статья в журнале...

Даётся характеристика видам орнаментального декора и его использования. Орнамент (от лат.

Исполняемый средствами живописи, рисунка, скульптуры или вышивки. Орнамент — это особая область искусства которая интересна по своему историческому происхождению и...

Краткий исторический очерк развития орнамента | Молодой ученый

Зрительное равновесие орнаментальной композиции осуществляется по принципу

Выполняют такие орнаменты обычно из двух пород древесины — для фона и рисунка

Композиция орнамента должна подчеркивать форму украшаемой поверхности, при этом...

Роль композиции и цвета в холодном батике | Статья в журнале...

Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, который, в свою

Этот вид прикладного искусства имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до

Цвета не должны «спорить» друг с другом и с фоном, их пропорции должны быть выверены.

Значение национальных узоров, применяемых в золотошвейном...

Взаимодействие мотивов различного происхождения приводит иной раз к утрате особенностей первоначальных растительных форм вместе с их наименованием. Широко распространенный в орнаментике скотоводческих племен Средней Азии мотив бараньего рога- «тагаляк»...

Восприятие искусства и формирование предметного образа на...

Путь к пониманию искусства начинается с восприятия его внешней формы. Наши чувства реагируют, прежде всего, на чисто визуальные элементы — такие как линия, цвет, свет, композиция, структура и объем. Эти элементы присутствуют в любом произведении искусства...

К вопросу о влиянии свойств текстильных материалов на...

Оптические свойства ткани зависят от их способности менять поток падающего света, в связи с чем происходит визуальное восприятие сминаемости, геометрического вида изделия и пр. основными характеристиками оптических свойств ткани являются блеск, прозрачность, колорит...

Коррекция индивидуальной цветовой палитры с помощью...

Цвет является центральным компонентом визуального восприятия. Каждый человек имеет собственное мнение о цветовой гамме и отдаёт предпочтение каким-то своим любимым цветам. Цвет влияет на людей гораздо сильнее, чем они это осознают.

Психология дизайна рекламы и средств её распространения

Различные рекламные средства, будь то телевизионный видеоролик, уличный рекламный

Фотографии больше привлекают внимание и больше нравятся читателям, чем рисунок.

Цвет становится важным элементом общего решения внешнего вида вещи и ее рекламного образа.

Симметрийные преобразования как формообразующий фактор...

Гармоничное восприятие действительности, созданной человеком, обусловлено как личностными качествами индивида, так и внешними характеристиками объектов, одной из которых является композиционная целостность графического модуля.