Виртуальные горизонты: как онлайн-образование меняет подходы к обучению | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

XCIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2025)

Дата публикации: 12.01.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Сурженко, О. Ю. Виртуальные горизонты: как онлайн-образование меняет подходы к обучению / О. Ю. Сурженко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/528/18825/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье рассматривается влияние онлайн образования на современные подходы к обучению, выделяя его ключевые преимущества и возможности.

Также статья подчеркивает роль онлайн образования в поддержке непрерывного обучения, что становится особенно важным в условиях быстро меняющегося рынка труда. В заключение, автор делает вывод о том, что онлайн образование не только трансформирует процесс обучения, но и открывает новые горизонты для всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: онлайн образование, доступность, гибкость, индивидуализация, интерактивные технологии, мультимедийные материалы, глобальное взаимодействие, непрерывное обучение, образовательные платформы.

Онлайн-обучение стало важной частью современного образовательного процесса, предлагая множество возможностей для студентов и преподавателей. Дистанционное обучение предлагает множество преимуществ, включая гибкость и доступность, но также ставит перед студентами определенные вызовы, связанные с необходимостью самодисциплины и активного участия. Успех в дистанционном обучении зависит от сочетания технологий, методик и личной мотивации учащихся. Вот основные аспекты и преимущества онлайн-обучения как современной технологии в образовании:

Доступность. Студенты могут обучаться из любой точки мира, что особенно важно для тех, кто живет в удаленных или сельских районах.

Гибкость расписания. Онлайн-курсы позволяют обучаться в удобное время, что удобно для работающих студентов или тех, кто совмещает учебу с другими обязанностями.

Мультимедийные ресурсы. Видеолекции, подкасты, интерактивные задания и вебинары делают обучение более увлекательным и разнообразным.

Индивидуализированный подход. Студенты могут выбирать темп и стиль обучения, что способствует лучшему усвоению материала.

Интерактивные технологии . Использование форумов, чатов и групповых проектов способствует взаимодействию между студентами и преподавателями.

Снижение затрат. Онлайн-обучение может быть более доступным по цене, так как исключает расходы на проезд и проживание.

Эффективное использование времени. Уменьшается время на передвижение, что позволяет сосредоточиться на учебе.

Навыки работы с технологиями. Студенты учатся использовать различные образовательные платформы и инструменты, что является важным навыком в современном мире.

Подготовка к будущей профессиональной деятельности . Онлайн-формат обучения часто включает элементы самоорганизации и тайм-менеджмента.

Но также нужно сказать и о недостатках онлайн-обучения:

Отсутствие личного взаимодействия. Онлайн-обучение может ограничивать возможности для живого общения с преподавателями и однокурсниками, что может снизить уровень вовлеченности и социальной поддержки.

Самодисциплина и мотивация. Учащимся требуется высокая степень самодисциплины и мотивации для успешного завершения курсов, что может быть сложно для некоторых студентов.

Технические проблемы. Зависимость от технологий может привести к проблемам, таким как сбои в интернет-соединении, несовместимость программного обеспечения или недостаток технической поддержки.

Ограниченный доступ к ресурсам. Не все студенты имеют равный доступ к необходимым технологиям и интернету, что может создать неравенство в обучении.

Качество материалов. Некоторые онлайн курсы могут не соответствовать высоким стандартам качества, что может негативно сказаться на обучении.

Отсутствие практического опыта. В некоторых областях, требующих практического обучения (например, медицина или инженерия), онлайн форматы могут не обеспечивать достаточного уровня практических навыков.

Сложности с оцениванием. Оценка знаний и навыков студентов может быть более сложной в онлайн формате, особенно в случае с практическими заданиями.

Чувство изоляции. Отсутствие физического присутствия в учебном заведении может привести к чувству одиночества и изоляции у студентов.

Проблемы с концентрацией. Учеба из дома может быть связана с множеством отвлекающих факторов, что затрудняет сосредоточение на учебном материале.

Необходимость в самообучении. Студенты могут столкнуться с трудностями в поиске информации и ресурсов самостоятельно, что требует дополнительных усилий.

На сегодняшний день дистанционное образование, как один из видов удаленного обучения, обретает все большее удобство за счет использования современных интерактивных образовательных средств, одним из которых является вебинар. Участие в вебинаре может быть двусторонним, доступным в режиме реального времени благодаря видео- или аудиовещанию и записи, включая слайд-презентации и использование экрана в качестве электронной доски.

Вебинары являются мощным инструментом в образовательном процессе, предлагая множество преимуществ, таких как доступность, интерактивность и возможность создания сообщества. Однако для успешного использования вебинаров необходимо учитывать потенциальные проблемы и обеспечивать техническую поддержку, чтобы максимизировать их эффективность как образовательного ресурса.

Вебинары могут проводиться в любое время и из любого места, что позволяет студентам участвовать в обучении без необходимости физического присутствия. Записанные вебинары можно пересматривать в любое время, что дает возможность студентам возвращаться к материалу и углублять свои знания. Участники могут задавать вопросы, участвовать в обсуждениях и получать мгновенные ответы от преподавателей. Использование опросов, викторин и чатов во время вебинаров способствует активному вовлечению студентов и делает процесс обучения более увлекательным. Вебинары позволяют использовать различные форматы контента, такие как слайды, видео, графики и демонстрации, что помогает лучше усваивать информацию.

Вебинары способствуют взаимодействию между студентами, что помогает формировать учебные сообщества и поддерживать обмен знаниями и опытом. Участие в вебинарах позволяет студентам расширять свои профессиональные связи и общаться с коллегами и преподавателями. Вебинары уменьшают расходы на транспорт и организацию мероприятий, что делает их более доступными для студентов и учебных заведений. Участие в вебинаре требует меньше времени на подготовку и передвижение, что позволяет сосредоточиться на обучении. Вебинары могут включать тесты и опросы, что позволяет преподавателям оценивать уровень усвоения материала. Преподаватели могут собирать отзывы от студентов о содержании вебинара и его формате для дальнейшего улучшения.

Можно сказать, что онлайн-обучение представляет собой мощный инструмент, который меняет традиционные подходы к обучению и открывает новые горизонты для студентов и преподавателей. Однако для успешной реализации онлайн-обучения необходимо учитывать как его преимущества, так и вызовы, с которыми оно сталкивается.

Литература:

  1. Боброва Н. В., Сидоренко А. И. — Электронное обучение: методология и технологии. Москва: Издательство «КНОРУС», 2022.
  2. Григорьев В. А. — Технологии дистанционного обучения. М: Издательство «Высшая школа», 2020.
  3. Кузнецова Е. А. — Педагогика в цифровую эпоху. М: Издательство «Академический проект», 2020.
  4. Ларичева И. А. — Дистанционное обучение: проблемы и решения. М: Издательство «Флинта», 2021.
  5. Полякова Т. Н. — Технологии онлайн-обучения: от теории к практике. М: Издательство «Юрайт», 2021.